Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-29-49

Полный текст:

Аннотация

Введение. Происходящая в настоящее время смена цивилизационных типов культуры в преддверии эпохи общества знаний, демократизационные процессы в социуме, новые требования к системе образования и образовательным результатам диктуют необходимость переосмысления традиционных, устоявшихся подходов к обучению, воспитанию и организации образовательного процесса и поиска более эффективного, отвечающего социально-экономическим и технологическим вызовам дидактического и управленческо-педагогического инструментария.

Цель статьи – обсуждение возможностей и перспектив проектного метода в образовании и работе с молодежью на современном этапе.

Методология и методы. Методологической базой работы послужили концепции деятельностного и личностно ориентированного обучения. В ходе исследования были задействованы ретроспективный и сравнительный виды анализа научных источников и нормативных документов, в том числе локального характера (принимаемых на уровне общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования), а также качественный анализ опыта и результатов педагогической деятельности.

Результаты исследования и научная новизна. Кратко описана история обучения на основе метода проектов. Представлен авторский вариант периодизации этапа реставрации данного метода в отечественном образовании. Констатируется эволюция образовательной проектной технологии и появление различных ее модификаций в зависимости от целей, тематического приложения 

и уровня образования. Обозначены преимущества и уникальный ресурсный потенциал метода проектов для работы с детьми и молодежью. В частности, утверждается, что проектная деятельность регулирует сферу личных интересов молодых людей и мотивирует их к активному участию в социальных процессах; поддерживает политику государства по подготовке социально-экономического кадрового резерва; направлена на развитие социальной среды различных территорий (регионов, городов и сел) и повышение уровня жизни граждан. Данный вид практико-ориентированного обучения благоприятствует успешной социализации, способствует овладению необходимыми профессиональными компетенциями, обеспечивающими конкурентоспособность будущего специалиста; развивает самостоятельность, целеустремленность, ответственность и предприимчивость.

Практическая значимость. Изложенные в статье соображения могут быть полезны руководителям и специалистам системы образования и сферы молодежной политики, а также разработчикам и организаторам крупномасштабных и локальных обучающих и социальных проектов.

Об авторах

С. B. Иванова
Институт стратегии развития образования РАО
Россия

Иванова Светлана Вениаминовна – член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, директор Института стратегии развития образования РАО Минобрнауки России

Москва



Л. С. Пастухова
Совет Общероссийского союза общественных объединений «Молодежные социально-экономические инициативы»
Россия

Пастухова Лариса Сергеевна – кандидат политических наук, доцент, председатель Совета 

Москва



Список литературы

1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. Москва: СИНТЕГ, 2007. 663 с.

2. Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск: БГПУ, 2001. 214 с.

3. Полат Е. С. Метод проектов [Электрон. ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения. Режим доступа: http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm (дата обращения: 19.11.2017).

4. Полат Е. С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. Москва, 2000.

5. Иванова С. В. Социальные условия и формирование образовательного пространства в постиндустриальную эпоху: федеральный справочник. Образование в России. Т. 10. Москва: Центр стратегического партнерства, 2014. С. 165–170.

6. Сидоров С. В., Коновалова К. А. Метод проектов в отечественной педагогической литературе 1920–1930-х гг. [Электрон. ресурс] // Сайт педагога-исследователя. Режим доступа: http://si-sv.com/publ/16–1-0–27 (дата обращения: 19.11.2017).

7. Свечников К. Л. Метод проектов в советской школе // Казанский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 109–115.

8. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. Москва: Ось-89, 2006. С. 230–231.

9. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С. 18–38.

10. Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие. 9-е изд. Москва: Московский гуманитарный университет; Флинта, 2010. 240 с.

11. Власова Ю. Ю., Князькова Е. А., Пастухова Л. С., Чигарина А. Ю. Школьная проектная олимпиада: результаты эксперимента // Педагогическое искусство. 2017. № 2 (2). С. 14–23.

12. Стенина Т. Л. Педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 344–349.

13. Казун А. П., Пастухова Л. С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. № 2 (20). С. 32–59.

14. Pecore J. L. From Kilpatrick’s Project Method to Project-Based Learning, 2015. 155–171 p.

15. Albanese M. A., Mitchell S. Problem-based Learning: A Review of Literature on Its Outcomes and Implementation Issues // Academic Medicine. 1993. Т. 68. № 1. P. 52.

16. Martin T., Rivale S. D., Diller K. R. Comparison of student learning in challenge-based and traditional instruction in biomedical engineering // Annals of Biomedical Engineering. 2007. Т. 35. № 8. P. 1312–1323.

17. Morawski C. M. Teaching students in place: the languages of third space learning // Cultural Studies of Science Education. 2017. Т. 12. № 3. P. 555–564.

18. Macdonald J., Twining P. Assessing activity-based learning for a networked course // British Journal of Educational Technology. 2002. Т. 33. № 5. P. 603–618.

19. Jessup E., Sumner T. Design-Based Learning and the Participation of Women in IT // Frontiers: Journal of Women Studies. 2005. V. 26. № 1. P. 141–147.

20. Синицына Ю. Н., Клементьева Е. В. Ценностные основы гуманистического подхода в образовании // ИСОМ. 2014. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovy-gumanisticheskogo-podhoda-v-obrazovanii (дата обращения: 13.02.2018).

21. Кочнев С. В., Пастухова Л. С. Фактор «участия молодежи» в процессах модернизации российского общества: региональный и местный аспекты // Социальная политика и социология. 2009. № 10 (52). С. 14–34.

22. Пастухова Л. С. Международный опыт молодежного парламентаризма // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-molodezhnogo-parlamentarizma (дата обращения: 13.02.2018).

23. Белова Т. Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся в Монтессори образовании // Вестник ОГУ. 2011. № 2 (121) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-montessori-obrazovanii (дата обращения: 26.02.2018).

24. Сухушина Е. В. Модели использования социального проектирования в деятельности детских общественных организаций // Вестник ТГПУ. 2012. № 8 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-ispolzovaniya-sotsialnogo-proektirovaniya-v-deyatelnosti-detskih-obschestvennyh-organizatsiy (дата обращения: 26.02.2018).

25. Пастухова Л. C. Инструмент социального проектирования в системе работы с молодежью и образовании: практики применения // PolitBook. 2015. № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/instrument-sotsialnogo-proektirovaniya-v-sisteme-raboty-s-molodezhyu-i-obrazovanii-praktiki-primeneniya (дата обращения: 13.02.2018).

26. Гизатулина О. И. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1682–1688 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/115/30678/ (дата обращения: 13.02.2018).

27. Малеева С. П. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции, г. Казань, октябрь 2014 г. Казань: Бук, 2014. С. 95–97 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6330/ (дата обращения: 13.02.2018).

28. Иванов О. Б., Иванова С. В. Формирование образовательного пространства: междисциплинарный взгляд // Философские науки. 2016. № 1. С. 39–49.

29. Пастухова Л. С. Проектный метод в вопросах подготовки молодых лидеров местных сообществ // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете: материалы Международного конгресса, 19–22 апреля 2017 г. / сост. П. Л. Карабущенко; под ред. А. П. Лунева и П. Л. Карабущенко. Астрахань: АГУ, 2017. С. 259–261.

30. Иванова С. В. Проектная деятельность в образовании и работе с молодежью // Сборник материалов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия». Москва, 2016. С. 41–43.

31. Иванова С. В. О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики // Пространство и время. 2011. № 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-politicheskom-proektirovanii-i-proektnoy-deyatelnosti-v-sfere-politiki (дата обращения: 13.02.2018).


Для цитирования:


Иванова С.B., Пастухова Л.С. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ И РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Образование и наука. 2018;20(6):29-49. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-29-49

For citation:


Ivanova S.V., Pastukhova L.S. THE POSSIBILITIES OF USING THE PROJECT METHOD IN EDUCATION AND WORK WITH YOUNG PEOPLE AT THE PRESENT TIME. The Education and science journal. 2018;20(6):29-49. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-29-49

Просмотров: 238


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)