ЭКСПИРИЕНТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-50-69
Аннотация
Введение. Наблюдающийся во всем мире кризис инженерного образования, обусловленный стремительными темпами развития науки, высоких технологий и техники, процессами глобализации, переходом экономик развитых стран на инновационный путь развития, требует поиска соответствующих запросам общества и рынка труда эффективных форм и методов обучения студентов технических направлений подготовки.
Цели представленной в статье работы заключаются в выявлении особенностей продуктивных средств обучения будущих инженеров и характеристике одного из них – экспириентивного метода изучения теории, или иначе теоретико-ориентированного метода.
Методология и методы. Методологическую базу исследования составили практико-ориентированный, личностно-ориентированный и системный подходы к образованию; теории активного и интерактивного обучения; методы обобщения и анализа.
Результаты. Зафиксирован ряд существенных изменений, которые произошли в последние годы в сфере инженерной подготовки и в целом в высшей школе. Показано, что поменялось соотношение в традиционной диаде «теория – практика», логика которой по-прежнему декларируется как базовая, но в реальности таковой уже не является. Определены роль и значение лекций как источника учебной информации. Сделан вывод о том, что современные студенты пока ни с психологической точки зрения, ни в связи с плохо сформированными базовыми навыками и умениями не готовы к деятельному и рациональному самостоятельному обучению и предпочитают менее затратные и более действенные, по их мнению, лекционные формызанятий в очном режиме. Констатируется, что декларируемый принцип практико-ориентированного обучения, не подкрепленный теоретической базой, не позволяет среднестатистическому выпускнику вуза приобрести такие востребованные сегодня компетенции, как мобильность, гибкость и адаптивность, готовность к смене места и профиля деятельности, самообучаемость, умение планировать и прогнозировать перспективы карьерного роста и др.
С опорой на опыт преподавателей инженерного вуза и собственную педагогическую деятельность автор утверждает постепенный отказ от традиционных принципов организации и осуществления учебного процесса, вызванный несоответствием его классической модели вызовам нового времени. Обосновывается внедрение в высшее инженерное образование нового, экспириентивного метода, направленного на освоение теории и ее практическое закрепление. Рассмотрены варианты реализации метода, отмечены его недостатки и достоинства. Метод носит интегрированный характер; актуализирует все виды образовательной активности студентов (мышление, действия, речь, эмоционально-личностное восприятие профессионального контекста), что способствует более эффективной интериоризации учебной информации и ее осознанному освоению; соответствует рекомендациям международных инженерных сообществ к подготовке технических кадров и требованиям государственных стандартов высшего образования.
Практическая значимость. Представленные в публикации материалы и предлагаемые подходы к подготовке инженерных кадров могут быть использованы преподавателями вузов в повседневной практике в целях стимулирования познавательной деятельности студентов и повышения ее результативности.
Об авторе
В. Н. КругликовРоссия
Кругликов Виктор Николаевич – доктор педагогических наук, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Гуманитарного института
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Владимиров А. И. Об инженерно-техническом образовании. Москва: Недра, 2011. 81 с.
2. Martín-Gutiérrez J., Fabiani P., Benesova W., Meneses M. D., Mora C. E. Augmented reality to promote collaborative and autonomous learning in higher education // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 51. P. 752–761.
3. Ribón R, César J, Kim T. Virtual learning communities: unsolved troubles // Multimedia Tools and Application. 2015. Vol. 74, Iss. 19. P. 8505–8519.
4. Похолков Ю. П., Рожкова С. В., Толкачева К. К. Современное инженерное образование как основа технологической модернизации России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 2 / 2 (147). С. 302–306.
5. Oprean C., Kifor C. Process alignment in higher education // Proceedings of the 5th UICEE Annual Conference on Engineering Education. Chennai, India, 2002. Р. 85–89.
6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. Москва: Академия, 2004. 416 с.
7. Горбатова М. К., Назипова М. А. Методики преподавания в высшей школе: учебное пособие. Н. Новгород: ННГУ, 2012. 54 с.
8. Кругликов В. Н., Оленникова М. В. Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2017. 354 с.
9. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. Москва: МПГУ, 2017. 268 с.
10. Гнилицкая М. В., Мережко В. А. Технология экспириентивного обучения в современной школе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://new.teacherjournal.ru/ (дата обращения 21.12.2017).
11. Федорова Т. И. Теория и практика внедрения новых форм обучения в современной школе. Экспириентивное обучение [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://makemc.org/doc/virt_vist_2016/Fedorova_49.pdf (дата обращения 13.12.2017)
12. Rajathi K., Kumar R. V., Tamilmani G. A pedagogical approach for engineering education // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2017. 8 (10). P. 343–349.
13. Кругликов В. Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 1. С.142–152.
14. Вайсерберг И. О главной катастрофе школьного образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/irina-vayserberg-o-glavnoi-katastrofe-obrazovaniya/ (опубликовано 4.12.2017).
15. Назаров В. П., Мелкозеров М. Г. Интегрированная система инженерного образования в аэрокосмическом вузе // Инженерное образование. 2011. № 8. С. 71–75.
16. Донина И. А., Иванова Т. Д. Смешанное обучение в образовательном процессе современного вуза // Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении: IV Международная научно-методическая конференция, г. Астрахань, 17 апреля 2012 г. Астрахань: Астраханский университет, 2011. С. 34–38.
17. Доброва Л. В. Совершенствование методики преподавания общепрофессиональных дисциплин в высшей технической школе // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. № 4. С. 20–23.
18. Касьяник П. М., Кругликов В. Н. Роль активного обучения в концепции глобального инженерного образования // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 3. С. 159–168.
19. Дульзон А. А. Реформы высшего образования и вузовское сообщество // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 9–17.
20. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–69.
Рецензия
Для цитирования:
Кругликов В.Н. ЭКСПИРИЕНТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2018;20(6):50-69. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-50-69
For citation:
Kruglikov V.N. EXPERIENTIAL METHODS OF STUDYING THEORY AT ENGINEERING UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2018;20(6):50-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-50-69