Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138

Полный текст:

Аннотация

Введение. Физические и психологические параметры образовательного пространства оказывают существенное влияние на мотивацию процесса познания и его результаты. Специфика школьной среды, ее атмосфера и антураж во многом определяют смысл и характер обучения, вектор и активность развития и саморазвития его субъектов, детерминируют их поведение. Данное обстоятельство обусловливает необходимость создания надежного инструментария для изучения среды образовательных организаций и ее воздействия на качество деятельности и успешность коммуникаций школьников и педагогов.

Цели статьи состоят в раскрытии возможностей комплексной диагностики предметной школьной среды в целом и ее частных зон; в выявлении и сравнении оценок школьного пространства, которые даются разными участниками образовательных отношений.

Методы и методики. Основным методом изложенного в публикации исследования является «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда, модифицированный с учетом особенностей общей ступени образования. Данные опросов учащихся и педагогов обрабатывались посредством методов среднегруппового анализа, межгрупповых связей, кластерного и регрессионного анализа с привлечением методики шагового отбора переменных. Для проверки надежности и валидности метода семантического дифференциала и полученных результатов применялись Т-критерий Стьюдента, коэффициент альфа Кронбаха и коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты исследования и научная новизна. В ходе пилотного этапа исследования выяснена степень пригодности классического варианта метода Ч. Осгуда для решения поставленных задач. Выделены дихотомические пары характеристик школьной предметно-пространственной среды, из которых сконструирована авторская версия семантического дифференциала. Обоснована иерархическая система параметров предметного пространства школы, где параметром, интегрирующим все его характеристики, выступает «комфортность», которая, однако, неодинаково расценивается обучающимися и педагогами (общая численность выборки респондентов составила N = 661). Установлена и описана значимость различий (от p < 0,05 до p < 0,000) в их понимании реального и идеального предметного образовательного пространства. Предложены регрессионные формулы для каждой группы субъектов образовательного процесса, следуя которым можно определить оптимальные значения комфортного обучения и профессионально-педагогической деятельности и скорректировать предметное пространство конкретной школы.

Практическая значимость. Разработанный и апробированный диагностический инструмент, позволяющий привлекать внешних и внутренних экспертов и получать количественные данные, расширяющие поле применения математической статистики, может стать основой организации лонгитюдных и сопоставительных исследований предметного пространства школы. Регулярное проведение подобного мониторинга может рассматриваться как предиктор психологического благополучия образовательного учреждения, так как своевременный и точный прогноз обеспечивает принятие оперативных и действенных мер по улучшению среды образовательной организации с целью усиления эффективности ее функционирования и повышения результатов образовательной деятельности.

Об авторах

И. А. Виноградова
Московский городской педагогический университет
Россия

Виноградова Ирина Анатольевнакандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов 

Москва



Е. В. Иванова
Московский городской педагогический университет
Россия

Иванова Елена Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов 

Москва



О. В. Нестерова
Московский городской педагогический университет
Россия

Нестерова Оксана Валерьевнакандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов 

Москва

 



Список литературы

1. Barrett P., Zhang Y., Davies F., Barrett L. Clever Classrooms. Salford, 2015. 51 р. Available from: http://img.eba.gov.tr/876/23f/892/7d1/9fb/ce4/323/823/ (дата обращения: 28.05.2018).

2. Нартова-Бочавер С. К. Физическая школьная среда как предиктор здоровья и благополучия субъектов образовательного процесса (обзор зарубежных исследований) [Электрон. ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1. Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49968.shtml (дата обращения: 28.05.2018).

3. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). Санкт-Петербург: СПбГИПСР, 2010. 711 с.

4. Ясвин В. А., Рыбинская С. Н. Влияние характеристик школьной среды на учебные достижения учащихся // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 68–72.

5. Blyth A. Modernising Secondary School Buildings in Portugal. OECD. 2012. 69 р. Available from: http://oecd.org›Portugal›44247100.pdf (дата обращения: 28.05.2018).

6. Blyth A. Upgrading School Buildings in Mexico with Social Participation: The Better Schools Programme. OECD. 2012. 24 р. Available from: http://oecd.org›edu/EDUCATION POLICY…MEXICO_EN.pdf (дата обращения: 28.01.2018).

7. Winterbottom M., Wilkins A. Lighting and discomfort in the classroom // Journal of Environmental Psychology. 2009. Vol. 29. P. 63–75.

8. Enmarker I., Boman E. Noise annoyance responses of middle school pupils and teachers // Journal of Environmental Psychology. 2004. № 24. P. 527–536. DOI: org/10.1016/j.jenvp.2004.09.005.

9. Lundquist P., Kjellberg A., Holmberg K. Evaluating effects of the classroom environment: development of an instrument for the measurement of self reported mood among school children // Journal of Environmental Psychology. 2002. Vol. 22. P. 289–293.

10. Johnson S. L. Improving the School Environment to Reduce School Violence // A Review of the Literature Journal of School Health. 2009. № 10 (79). P. 451–465. DOI: org/10.1111/j.1746–1561.2009.00435.x.

11. Maxwell L. E., Chmielewski E. J. Environmental personalization and elementary school children’s self-esteem // Journal of Environmental Psychology. 2008. № 28. P. 143–153. DOI: org/10.1016/j.jenvp.2007.10.009.

12. Barrett P., Zhang Y. Optimal learning spaces: Design Implications for Primary Schools. England: Salford, 2009. 45 р. Available from: http://oecd.org›edu/innovation-education…43834191.pdf (дата обращения: 28.05.2018).

13. Hoffmann J. Rethinking the Colorful Kindergarten Classroom // The New York Times. 2014. June 9. Available from: https://well.blogs.nytimes.com/2014/06/09/rethinking-the-colorful-kindergarten-classroom/ (дата обращения: 28.05.2018).

14. Соловьева Е. А. Основы средовой психологии. С.-Петербург: СПбГАСУ, 2006. 188 с.

15. Gifford R. Environmental psychology: principles and practise. Victoria, Canada, 2002. 535 p.

16. Виноградова И. А. Образ школы в представлениях учащихся // Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МГППУ, 2013. С. 17–20.

17. Виноградова И. А., Иванова Е. В., Нестерова О. В. Система оценки эффектов редизайна пространств образовательных организаций [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26650 (дата обращения: 28.01.2018).

18. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. С.-Петербург: Питер, 2002. 528 с.

19. Штейнбах Х. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. С.-Петербург: Речь, 2004. 238 с.

20. Heft H. Ecological Psychology in Context. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2001.

21. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 66–79.


Для цитирования:


Виноградова И.А., Иванова Е.В., Нестерова О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА. Образование и наука. 2018;20(6):118-138. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138

For citation:


Vinogradova I.A., Ivanova E.V., Nesterova O.V. INVESTIGATION OF THE SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL BY THE METHOD OF SEMANTIC DIFFERENTIAL. The Education and science journal. 2018;20(6):118-138. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-118-138

Просмотров: 433


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)