О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И ПРИЧИНАХ ОТЧИСЛЕНИЙ В ВУЗЕ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-158-182
Аннотация
Введение. Одним из нововведений последнего времени в высшей школе стало внедрение в практику заключения «эффективного контракта» с преподавателями, который, по мнению его разработчиков, должен стать экономическим инструментом повышения производительности труда работников сферы образования, стимулирующим их к эффективной деятельности, нацеленной на результат. Однако некоторые качественные и количественные показатели контракта, на основании которых определяется размер финансового поощрения педагогов, вызывают недоумение. К таким показателям относится, в частности, количество отчисленных из вуза студентов.
Цель публикации – доказать с опорой на фактический материал, статистические данные и математические расчеты отсутствие прямой связи между количеством отчисляющихся обучающихся и качеством профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Методы и методики. В процессе исследования использовались обзор и обобщение содержания научных источников, касающихся обсуждаемых проблем; опрос и анкетирование студентов с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной. Обработка полученных данных производилась методом корреляционного анализа; степень статистической достоверности результатов оценивалась посредством вычисления F-критерия Фишера.
Результаты и научная новизна.На выборках студентов специальности «Системы обеспечения движения поездов», обучающихся очно в Дальневосточном государственном университете путей сообщения по пятилетней программе специалитета, выявлены закономерности и причины их отчислений из вуза на всех курсах профессиональной подготовки. Собраны и проанализированы статистические данные о мотивированности студентов к обучению. Установлены корреляции между показателями отчислений и мотивами получения высшего образования. Аргументированнообоснована абсурдность учета сохранности студенческого контингента в качестве критерия качества работы преподавателя. Отчисление студента – это показатель, отражающий состояние всей системы образования, включая школу, институт ЕГЭ, критерии отбора в вуз, нормативно-законодательную базу в сфере образования, учебные планы, материально-техническую обеспеченность, условия учебной деятельности и т. д., а также мотивацию к обучению самого студента. Поэтому рядовой преподаватель не может и не должен нести индивидуальную ответственность за отчисление студента.
Практическая значимость. Сделан вывод о том, что «эффективный контракт» в существующем виде поощряет не педагогов, а выпуск из вузов необразованных «профессионалов», в том числе за бюджетные средства. Искусственная поддержка численного состава студентов противоречит государственной политике развития кадрового потенциала страны и несет угрозу разрушения как для системы высшего образования, так и для экономики страны в целом. Очевидно, что требуется выработать иные, более разумные и адекватные задачам высшей школы подходы к выбору критериев качества деятельности вузов и их сотрудников.
Об авторах
Н. Г. ОсиповаРоссия
Осипова Наталья Геннадьевна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры автоматики, телемеханики и связи Института управления, автоматизации и телекоммуникаций
Хабаровск
Г. В. Колодезная
Россия
Колодезная Галина Викторовна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры автоматики, телемеханики и связи Института управления, автоматизации и телекоммуникаций
Хабаровск
А. Н. Шевцов
Россия
Шевцов Александр Николаевич – доцент кафедры автоматики, телемеханики и связи Института управления, автоматизации и телекоммуникаций
Хабаровск
Список литературы
1. Колодезная Г. В., Осипова Н. Г. Студенческий контингент как критерий эффективного контракта // Alma mater. Вестник высшей школы. 2017. № 2. С. 96–98.
2. Безотецкая И. П., Панфилова В. И., Филянина И. М. Правовое регулирование заключения эффективного контракта с научно-педагогическими работниками // Власть и управление на востоке России. 2016. № 1 (74). С. 117–122.
3. Savage N., Birch R., Noussi E. Motivation of engineering students in higher education / Nick Savage (Principal Lecturer), Roy Birch (Senior Lecturer) & Eleni Noussi (Lecturer) // Engineering Education =Journal of the Higher Education Academy. 2011. Vol. 6, Issue 2. P. 39–46. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.11120/ened.2011.06020039 (дата обращения: 15.02.2018).
4. Islam Osma, Fatima EzzahraKemal, Mohamed Radid Analysis of determinants and factors motivating students in higher education: case of the students of chemistry at The Ben M'sik Faculty of Sciences // 7th World Conference on Educational Sciences, (WCES–2015), 05–07 February 2015, Novotel Athens Convention Center, Athens, Greece. Procedia – Social and Behavioral Sciences 197. 2015. Р. 286–291. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815041324 (дата обращения: 15.02.2018).
5. Федорова Т. А., Жилкин В. В. Высшее образование: мотивация к получению // Аналитика культурологии. 2005. Вып. 1 (3) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/138-higher-education-motivation-receivable.html (дата обращения: 15.02.2018).
6. Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Концепт. 2016. Т. 32. С. 60–66 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения: 15.02.2018).
7. Rizkallah Elias G., Seitz V. Understanding student motivation: a key to retention in higher education // Scientific Annals of Economics and Business. 2017. № 64 (1). Р. 45–57.
8. Шагивалеева Г. Р., Калашникова В. Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции, г. Санкт-Петербург, июль 2015 г. С.-Петербург: Свое издательство, 2015. С. 43–47 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8385/ (дата обращения: 15.02.2018).
9. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44–47.
10. Цылев В. Р., Дюмина Н. Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 143–151.
11. Кусакина С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 58–66.
12. Скобина Е. А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета // Universum: Психология и образование. 2017. № 2 (32) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4288 (дата обращения: 15.02.2018).
13. Кирюшкин А. В. Изучение мотивации обучения в вузе студентов социально-гуманитарного факультета ТОГУ // Ученые заметки ТОГУ [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 6, № 1. С. 28–32. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ejournal@pnu.edu.ru (дата обращения: 15.02.2018).
14. Мухаметзянова Ф. Г., Гильманов А. З. Мотивация обучения в вузе будущих бакалавров как индикатор трудоустройства субъектов учебно-профессиональной деятельности // Вестник ТИСБИ. 2014. № 1. С. 12–18.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. С.-Петербург: Питер, 2002. 512 с.
16. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Москва: Академия естествознания, 2009. 395 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view? id=77 (дата обращения: 15.02.2018).
17. Догнал Йозейф. Мотивация университетских студентов (эссе, основанное на опыте обучения иностранным языкам) [Электрон. ресурс] // Метеор-Сити: научно-популярный журнал. Спецвыпуск по материалам заочной Международной интернет-конференции «Проблемы филологических исследований» / ЮУрГГПУ, г. Челябинск, 8.02–8.03.2017. 2017. № 2. С. 35–43 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.meteor-city.top/motivacia-studentov-i-ee-baryery/ (дата обращения: 15.02.2018).
18. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Политика мотивации студентов в интересах повышения качества высшего образования // Молодежный научный вестник. 2017, февраль. 19 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mnvnauka.ru/2017/02/Glushchenko.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И ПРИЧИНАХ ОТЧИСЛЕНИЙ В ВУЗЕ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2018;20(6):158-182. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-158-182
For citation:
Osipova N.G., Kolodeznaya G.V., Shevtsov A.N. ABOUT THE FACTORS AND REASONS OF UNIVERSITY STUDENT EXPULSIONS AND STUDENT MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES. The Education and science journal. 2018;20(6):158-182. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-158-182