Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И ПРИЧИНАХ ОТЧИСЛЕНИЙ В ВУЗЕ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-158-182

Texto completo:

Resumen

Введение. Одним из нововведений последнего времени в высшей школе стало внедрение в практику заключения «эффективного контракта» с преподавателями, который, по мнению его разработчиков, должен стать экономическим инструментом повышения производительности труда работников сферы образования, стимулирующим их к эффективной деятельности, нацеленной на результат. Однако некоторые качественные и количественные показатели контракта, на основании которых определяется размер финансового поощрения педагогов, вызывают недоумение. К таким показателям относится, в частности, количество отчисленных из вуза студентов.

Цель публикации – доказать с опорой на фактический материал, статистические данные и математические расчеты отсутствие прямой связи между количеством отчисляющихся обучающихся и качеством профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Методы и методики. В процессе исследования использовались обзор и обобщение содержания научных источников, касающихся обсуждаемых проблем; опрос и анкетирование студентов с помощью методики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной. Обработка полученных данных производилась методом корреляционного анализа; степень статистической достоверности результатов оценивалась посредством вычисления F-критерия Фишера.

Результаты и научная новизна.На выборках студентов специальности «Системы обеспечения движения поездов», обучающихся очно в Дальневосточном государственном университете путей сообщения по пятилетней программе специалитета, выявлены закономерности и причины их отчислений из вуза на всех курсах профессиональной подготовки. Собраны и проанализированы статистические данные о мотивированности студентов к обучению. Установлены корреляции между показателями отчислений и мотивами получения высшего образования. Аргументированно 

обоснована абсурдность учета сохранности студенческого контингента в качестве критерия качества работы преподавателя. Отчисление студента – это показатель, отражающий состояние всей системы образования, включая школу, институт ЕГЭ, критерии отбора в вуз, нормативно-законодательную базу в сфере образования, учебные планы, материально-техническую обеспеченность, условия учебной деятельности и т. д., а также мотивацию к обучению самого студента. Поэтому рядовой преподаватель не может и не должен нести индивидуальную ответственность за отчисление студента.

Практическая значимость. Сделан вывод о том, что «эффективный контракт» в существующем виде поощряет не педагогов, а выпуск из вузов необразованных «профессионалов», в том числе за бюджетные средства. Искусственная поддержка численного состава студентов противоречит государственной политике развития кадрового потенциала страны и несет угрозу разрушения как для системы высшего образования, так и для экономики страны в целом. Очевидно, что требуется выработать иные, более разумные и адекватные задачам высшей школы подходы к выбору критериев качества деятельности вузов и их сотрудников.

De los autores

Н. Осипова
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Russian Federation


Г. Колодезная
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Russian Federation


А. Шевцов
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Russian Federation


Referencias

1. Колодезная Г. В., Осипова Н. Г. Студенческий контингент как критерий эффективного контракта // Alma mater. Вестник высшей школы. 2017. № 2. С. 96–98.

2. Безотецкая И. П., Панфилова В. И., Филянина И. М. Правовое регулирование заключения эффективного контракта с научно-педагогическими работниками // Власть и управление на востоке России. 2016. № 1 (74). С. 117–122.

3. Savage N., Birch R., Noussi E. Motivation of engineering students in higher education / Nick Savage (Principal Lecturer), Roy Birch (Senior Lecturer) & Eleni Noussi (Lecturer) // Engineering Education =Journal of the Higher Education Academy. 2011. Vol. 6, Issue 2. P. 39–46. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.11120/ened.2011.06020039 (дата обращения: 15.02.2018).

4. Islam Osma, Fatima EzzahraKemal, Mohamed Radid Analysis of determinants and factors motivating students in higher education: case of the students of chemistry at The Ben M'sik Faculty of Sciences // 7th World Conference on Educational Sciences, (WCES–2015), 05–07 February 2015, Novotel Athens Convention Center, Athens, Greece. Procedia – Social and Behavioral Sciences 197. 2015. Р. 286–291. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815041324 (дата обращения: 15.02.2018).

5. Федорова Т. А., Жилкин В. В. Высшее образование: мотивация к получению // Аналитика культурологии. 2005. Вып. 1 (3) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/138-higher-education-motivation-receivable.html (дата обращения: 15.02.2018).

6. Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Концепт. 2016. Т. 32. С. 60–66 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения: 15.02.2018).

7. Rizkallah Elias G., Seitz V. Understanding student motivation: a key to retention in higher education // Scientific Annals of Economics and Business. 2017. № 64 (1). Р. 45–57.

8. Шагивалеева Г. Р., Калашникова В. Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Международной научной конференции, г. Санкт-Петербург, июль 2015 г. С.-Петербург: Свое издательство, 2015. С. 43–47 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8385/ (дата обращения: 15.02.2018).

9. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44–47.

10. Цылев В. Р., Дюмина Н. Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска // Социологические исследования. 2012. № 2. С. 143–151.

11. Кусакина С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 58–66.

12. Скобина Е. А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета // Universum: Психология и образование. 2017. № 2 (32) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4288 (дата обращения: 15.02.2018).

13. Кирюшкин А. В. Изучение мотивации обучения в вузе студентов социально-гуманитарного факультета ТОГУ // Ученые заметки ТОГУ [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 6, № 1. С. 28–32. Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/ejournal/about/ejournal@pnu.edu.ru (дата обращения: 15.02.2018).

14. Мухаметзянова Ф. Г., Гильманов А. З. Мотивация обучения в вузе будущих бакалавров как индикатор трудоустройства субъектов учебно-профессиональной деятельности // Вестник ТИСБИ. 2014. № 1. С. 12–18.

15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. С.-Петербург: Питер, 2002. 512 с.

16. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Москва: Академия естествознания, 2009. 395 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/view? id=77 (дата обращения: 15.02.2018).

17. Догнал Йозейф. Мотивация университетских студентов (эссе, основанное на опыте обучения иностранным языкам) [Электрон. ресурс] // Метеор-Сити: научно-популярный журнал. Спецвыпуск по материалам заочной Международной интернет-конференции «Проблемы филологических исследований» / ЮУрГГПУ, г. Челябинск, 8.02–8.03.2017. 2017. № 2. С. 35–43 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.meteor-city.top/motivacia-studentov-i-ee-baryery/ (дата обращения: 15.02.2018).

18. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Политика мотивации студентов в интересах повышения качества высшего образования // Молодежный научный вестник. 2017, февраль. 19 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mnvnauka.ru/2017/02/Glushchenko.pdf (дата обращения: 15.02.2018).


Recensión

Para cita:


Osipova N.G., Kolodeznaya G.V., Shevtsov A.N. ABOUT THE FACTORS AND REASONS OF UNIVERSITY STUDENT EXPULSIONS AND STUDENT MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES. The Education and science journal. 2018;20(6):158-182. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-158-182

Número de consultas: 1431


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)