ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-183-194

Полный текст:


Аннотация

Введение. Проблемы оценки достижений учащихся как показателя качества усвоенных ими знаний, умений и навыков постоянно находятся в зоне внимания педагогической сообщества и ученых, занимающихся развитием сферы образования. В настоящее время вопрос об объективном измерении результатов обучения особенно актуален в связи с тем, что приоритетной задачей образования становится развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать свои действия, рефлексировать собственные успехи и неудачи и исправлять ошибки – иначе говоря, формирование готовности самостоятельно учиться. Для решения данной задачи малопригодна традиционная балльная система оценок, ориентированная преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения учебного материала и направленная исключительно на внешний контроль, а не на улучшение результатов учения. В новых условиях необходима новая система оценивания, включающая самоконтроль и самооценку обучающихся.

Цель публикации – обсуждение существующих подходов к формированию самооценки обучающихся и эффективного использования в учебном процессе этого педагогического инструмента контроля и повышения мотивации к обучению.

 

Методы. Основными методами исследования являются теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение содержания научной литературы соответствующей тематики.

Результаты и научная новизна. Рассмотрен новый формат оценивания результатов обучения, который основан на сборе из различных источников сведений о достижениях учащихся, регулярном мониторинге их поступательного продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Такое пролонгированное оценивание более информативно, чем привычные отметки, выставляемые в баллах, поэтому оно позволяет педагогу оперативно регулировать учебный процесс и принимать своевременные верные решения о его коррекции. Кроме того, оно дает возможность ученику участвовать в процедурах оценки собственного уровня знаний и развивает у него навыки самооценки. Согласно исходным целевым установкам выделены суммирующий или формирующий виды самооценки. Показаны ее преимущества как механизма управления образовательным процессом: самооценка содействует совершенствованию метакогнитивных способностей и становлению критического (самокритичного) мышления учащихся; активизирует их самосознание; повышает интерес и мотивацию к обучению; поощряет быть независимыми субъектами своего образования, что крайне важно с точки зрения стратегии обучения на протяжении всей жизни.

Практическая значимость. Материалы статьи дают комплексное представление о феномене самооценки учащихся как обязательном элементе новой образовательной парадигмы, который пока только начал внедряться в повседневную педагогическую практику.


Об авторе

Ф. Р. Сарибейли
Институт Образования Азербайджанской Республики
Азербайджан

Сарибейли Фидан Рамиз – докторант 

Баку



Список литературы

1. James H. McMillan and Jessica Hearn. Student Self-Assessment: The Key to Stronger Student Motivation and Higher Achievement. Educational Horizons. 2008. V. 87, 1. Р. 40–49.

2. Ширапова Д. Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов. С.-Петербург, 2005. 165 с.

3. Chris J. Lorraine Spiller and Juliet Twist. Self-assessment: What Teachers Think. Wellington: New Zealand Council For Educational Research, 2009.

4. Schunk D. Learning Theories: An Educational Perspective. Upper Saddle River. New Jersey: Merrill Prentice / Hall. 2004.

5. Bruce L. B. Student Self-Assessment: Making Standards Come Alive // Classroom Leadership. 2001. V. 1 (5). Р. 1–6.

6. Sadler D. R. Learning Theories: An Educational Perspective. Upper Saddle River, New Jersey: Merrill Prentice / Hall, 2004.

7. Brown S. & Glasner A. In: Assessment Matters in Higher Education: Choosing and Using Diverse Approaches. Buckingham. The Society for Research into Higher Education & Open University Press, 2003.

8. Brown S., Rust C. & Gibbs G. Strategies for Diversifying Assessment in Higher Education / The Oxford Centre for Staff Development. Oxford: Oxonion Rewley Press, 1994.

9. Black P. & Wiliam D. Inside the Black Box: Raising standards through classroom assessment. 2001. Available from: http://weaeducation.typepad.co.uk/files/blackbox-1.pdf (дата обращения: 20.04.2018).

10. Boud D. & Falchikov N. Aligning assessment with long-term learning // Assessment and Evaluation in Higher Education. 2006. № 31 (4). Р. 399–413.

11. Boud D. Enhancing learning through self-assessment. London: Kogan Page, 1995.

12. Andrade H. & Du Y. Student responses to criteria-referenced self-Assessment // Assessment and Evaluation in Higher Education. 2007. № 32 (2). Р. 159–181.

13. Dorothy S. Assessment Matters: Self-Assessment and Peer Assessment. Teaching Development. The University of Waikato; 2012. Available from: https://kennslumidstod.hi.is/wp-content/uploads/2016/03/assessment-matters-self-assessment-and-peer-assessment.pdf (дата обращения: 14.05.2018).

14. Удальцова М. О. Связь социально-психологического типа родительской позиции отца с самооценкой дошкольников. Ярославль, 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: lib.uniyar.ac.ru/edocs/diss/umo_1_a.pdf (дата обращения: 20.04.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сарибейли Ф.Р. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Образование и наука. 2018;20(6):183-194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-183-194

For citation: Saribeyli F.R. THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STUDENT SELF-ASSESSMENT. The Education and science journal. 2018;20(6):183-194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-183-194

Просмотров: 109

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)