«Старое» и «новое» доверие в высшем образовании
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-9-36
Аннотация
Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.
Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.
Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.
Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.
Ключевые слова
Об авторах
П. А. АмбароваРоссия
Амбарова Полина Анатольевна – доктор социологических наук; профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства; Researcher ID: R-6839–2016; Scopus Author ID: 56766006000
ЕкатеринбургГ. Е. Зборовский
Россия
Зборовский Гарольд Ефимович – доктор философских наук; заслуженный деятель науки РФ; профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства; Researcher ID: E-6142–2014; Scopus Author ID: 6505899907
Екатеринбург
Н. В. Шаброва
Россия
Шаброва Нина Васильевна – кандидат социологических наук; доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института государственного управления и предпринимательства
Екатеринбург
Список литературы
1. Бауман З. Текучая современность. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 240 с.
2. Шуклина Е. А., Певная М. В. Доверие как институциональная проблема высшего образования// Университетское управление: практика и анализ. 2017. №5. С. 120–131. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.068.
3. Ардашкин И. Б. Ценности современного образования как фактор развития: мировые тенденции и перспективы России// Вестник Томского государственного университета. 2014. №384. С. 60–67.
4. Горина Т. С. Теоретические установки изучения доверия в образовательной среде// Фундаментальные исследования. 2014. №11 (ч. 8). С. 1845–1851.
5. Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности// Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. №3. С. 116–136. DOI: 10.17835/2076–6297.2016.8.3.116–136.
6. Ульяновский А. В., Преображенская К. В. Бренд вуза в контексте брендов веры, доверия, ценности// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 2. №3. С. 233–240.
7. Фукуяма Ф. Социальные добродетели и путь к процветанию. Москва: АСТ, 2006. 730 c.
8. Штомпка П. Доверие – основа общества. Москва: Логос, 2016. 440 c.
9. Селигмен А. Проблема доверия. Москва: Идея-Пресс, 2002. 200 с.
10. Hardin R. Trust and Trustworthiness. New York: Russell Sage Foundation, 2002. 256 p.
11. Uslaner E. The Moral Foundations of Trust. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 298 p.
12. Kramer R., Cooc K. Trust and Distrust in Organizations. New York: Russell Sage Foundation, 2004. 393 p.
13. Tilly C. Trust and Rule. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 196 p.
14. Dogan M. Political Mistrust and Discrediting of Politicians. Leiden: Brill, 2005. 264 p.
15. Gambetta D., Hamill H. Streetwise: How Taxi Drivers Establish Theirs Customer’s Trustworthiness. New York: Russell Sage Foundation, 2005. 257 p.
16. Noteboom B. Trust: forms, foundations, functions, failures and figures. Cheltenham: Edward Elgar, 2002. 231 p.
17. Грановеттер М. Сила слабых связей// Экономическая социология. 2009. №4. С. 31–50.
18. Newton K., Zmerli S. Three forms of Trust and their Association // European Political Science Review. 2011. Vol. 3. №2. P. 1–32. DOI: 10.1017/S1755773910000330.
19. Portes A. Social Capital: Its Origins and Application in Modern Sociology //Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. Р. 1–24. DOI: 10.1146/annurev.soc.24.1.1.
20. Коньков А. Т. Социальный капитал в современной социологии. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2006. 223 с.
21. Радаев В. В. Рынок как переплетение социальных сетей// Российский журнал менеджмента. 2008. №2. С. 47–54.
22. Козырева П. М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала// Социологические исследования. 2009. №1. C. 43–54.
23. Сасаки М., Давыденко В. А., Латов Ю. В., Ромашкин Г. С., Латова Н. В. Проблемы и парадоксы анализа институционального доверия как элемента социального капитала современной России// Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2009. Т. 1. №1. C. 20–35.
24. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. Москва: ГУ ВШЭ, 2004. 448 с.
25. Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132, №2. Р. 925–947. DOI: 10.1007/s11205–016–1322–5
26. Hendry G. D., Hyde S. J., Davy P. Independent student study groups // Medical Education. 2005. Vol. 39, №7. P. 672–679. DOI: 10.1111/j.1365–2929.2005.02199.x.
27. Werder C., Skogsberg E. Trusting Dialogue for Engaging Students // Student Engagement Handbook: practice in higher education. Bingley: Emerald Group, 2013. P. 133–144.
28. Malin J. R., Hackmann D. G. Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Collaborative Autoethnography // Mentoring & Tutoring. 2016. Vol. 24, №2. P. 158–178. DOI: 10.1080/13611267.2016.1170561.
29. Blumberga S., Lasmane A. The epistemic authority as students development coordinate // 6th Annual International Scientific Conference on Rural Environment Education Personality (REEP, Jelgava, Latvia, Mar 20–21, 2013). Vol. 6. P. 285–291.
30. Вольчик В. В., Кривошеева-Медянцева Д. Д. Реформы в сфере высшего образования: роль институтов и социального капитала// Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. №2. С. 87–104. DOI: 10.17835/2076–6297.2016.8.2.087–104.
31. Колпина Л. В., Реутов Н. Н., Третьякова Л. А. Социальное доверие в системе высшего образования Белгородской области: эмпирический анализ// Региональная экономика: теория и практика. 2016. №6. С. 25–32.
32. Горина Т. С., Калашникова Н. А. Роль коллективного признания в формировании доверия к институту образования// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2014. №4. С. 36–41.
33. Курбатова М. В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия// Мир России: Социология, этнология. 2016. Т25. №4. С. 59–86.
34. Балацкий Е. В. Управленческие парадоксы реформы в университетском секторе// Журнал новой экономической ассоциации. 2015. №2. С. 124–149.
35. Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие// Социологические исследования. 2011. №7. С. 37–47.
36. Матушак А. Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 120–125.
37. Ревина Е. В. О доверии к высшему образованию: экономический взгляд на проблему// Управление экономическими системами. 2015. №11 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/3810-2015-11-19-11-40-46 (дата обращения: 23.11.2018).
38. Зборовский Г. Е. Понятие и структура доверия в высшем образовании// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №2. С. 78–84.
39. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения// Вопросы философии. 2015. №2. С. 14–24.
40. Панеях Э. Отмирание государства. Российское общество между постмодерном и архаикой[Электрон. ресурс] (30.11.2018). Режим доступа: https://www.inliberty.ru/article/modern-rogov/ (дата обращения: 15.11.2018).
41. Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе// Социологические исследования. 2018. №9. С. 49– 58. DOI: 10.31857/S013216250001958–6.
42. Латов Ю. В., Ключарев Г. А. Неформальные«правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний// Общественные науки и современность. 2015. №2. С. 31–42.
43. Ефимова Г. З., Кичерова М. Н. Анализ причин академического мошенничества и их классификация// Науковедение. 2012. №4. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prichin-akademicheskogo-moshennichestva-i-ih-klassifikatsiya (дата обращения: 01.12.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Шаброва Н.В. «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании. Образование и наука. 2019;21(1):9-36. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-9-36
For citation:
Ambarova P.A., Zborovsky G.E., Shabrova N.V. “Old” and “New” Trust in Higher Education. The Education and science journal. 2019;21(1):9-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-9-36