Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

«Старое» и «новое» доверие в высшем образовании

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-9-36

Texto completo:

Resumen

Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.

Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.

Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.

Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.

De los autores

П. Амбарова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Г. Зборовский
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Н. Шаброва
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Бауман З. Текучая современность. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 240 с.

2. Шуклина Е. А., Певная М. В. Доверие как институциональная проблема высшего образования// Университетское управление: практика и анализ. 2017. №5. С. 120–131. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.068.

3. Ардашкин И. Б. Ценности современного образования как фактор развития: мировые тенденции и перспективы России// Вестник Томского государственного университета. 2014. №384. С. 60–67.

4. Горина Т. С. Теоретические установки изучения доверия в образовательной среде// Фундаментальные исследования. 2014. №11 (ч. 8). С. 1845–1851.

5. Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности// Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. №3. С. 116–136. DOI: 10.17835/2076–6297.2016.8.3.116–136.

6. Ульяновский А. В., Преображенская К. В. Бренд вуза в контексте брендов веры, доверия, ценности// Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 2. №3. С. 233–240.

7. Фукуяма Ф. Социальные добродетели и путь к процветанию. Москва: АСТ, 2006. 730 c.

8. Штомпка П. Доверие – основа общества. Москва: Логос, 2016. 440 c.

9. Селигмен А. Проблема доверия. Москва: Идея-Пресс, 2002. 200 с.

10. Hardin R. Trust and Trustworthiness. New York: Russell Sage Foundation, 2002. 256 p.

11. Uslaner E. The Moral Foundations of Trust. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 298 p.

12. Kramer R., Cooc K. Trust and Distrust in Organizations. New York: Russell Sage Foundation, 2004. 393 p.

13. Tilly C. Trust and Rule. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 196 p.

14. Dogan M. Political Mistrust and Discrediting of Politicians. Leiden: Brill, 2005. 264 p.

15. Gambetta D., Hamill H. Streetwise: How Taxi Drivers Establish Theirs Customer’s Trustworthiness. New York: Russell Sage Foundation, 2005. 257 p.

16. Noteboom B. Trust: forms, foundations, functions, failures and figures. Cheltenham: Edward Elgar, 2002. 231 p.

17. Грановеттер М. Сила слабых связей// Экономическая социология. 2009. №4. С. 31–50.

18. Newton K., Zmerli S. Three forms of Trust and their Association // European Political Science Review. 2011. Vol. 3. №2. P. 1–32. DOI: 10.1017/S1755773910000330.

19. Portes A. Social Capital: Its Origins and Application in Modern Sociology //Annual Review of Sociology. 1998. Vol. 24. Р. 1–24. DOI: 10.1146/annurev.soc.24.1.1.

20. Коньков А. Т. Социальный капитал в современной социологии. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2006. 223 с.

21. Радаев В. В. Рынок как переплетение социальных сетей// Российский журнал менеджмента. 2008. №2. С. 47–54.

22. Козырева П. М. Межличностное доверие в контексте формирования социального капитала// Социологические исследования. 2009. №1. C. 43–54.

23. Сасаки М., Давыденко В. А., Латов Ю. В., Ромашкин Г. С., Латова Н. В. Проблемы и парадоксы анализа институционального доверия как элемента социального капитала современной России// Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2009. Т. 1. №1. C. 20–35.

24. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. Москва: ГУ ВШЭ, 2004. 448 с.

25. Zanin L. Education and life satisfaction in relation to the probability of social trust: a conceptual framework and empirical analysis // Social Indicators Research. 2017. Vol. 132, №2. Р. 925–947. DOI: 10.1007/s11205–016–1322–5

26. Hendry G. D., Hyde S. J., Davy P. Independent student study groups // Medical Education. 2005. Vol. 39, №7. P. 672–679. DOI: 10.1111/j.1365–2929.2005.02199.x.

27. Werder C., Skogsberg E. Trusting Dialogue for Engaging Students // Student Engagement Handbook: practice in higher education. Bingley: Emerald Group, 2013. P. 133–144.

28. Malin J. R., Hackmann D. G. Mentoring as Socialization for the Educational Leadership Professoriate: A Collaborative Autoethnography // Mentoring & Tutoring. 2016. Vol. 24, №2. P. 158–178. DOI: 10.1080/13611267.2016.1170561.

29. Blumberga S., Lasmane A. The epistemic authority as students development coordinate // 6th Annual International Scientific Conference on Rural Environment Education Personality (REEP, Jelgava, Latvia, Mar 20–21, 2013). Vol. 6. P. 285–291.

30. Вольчик В. В., Кривошеева-Медянцева Д. Д. Реформы в сфере высшего образования: роль институтов и социального капитала// Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8. №2. С. 87–104. DOI: 10.17835/2076–6297.2016.8.2.087–104.

31. Колпина Л. В., Реутов Н. Н., Третьякова Л. А. Социальное доверие в системе высшего образования Белгородской области: эмпирический анализ// Региональная экономика: теория и практика. 2016. №6. С. 25–32.

32. Горина Т. С., Калашникова Н. А. Роль коллективного признания в формировании доверия к институту образования// Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2014. №4. С. 36–41.

33. Курбатова М. В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия// Мир России: Социология, этнология. 2016. Т25. №4. С. 59–86.

34. Балацкий Е. В. Управленческие парадоксы реформы в университетском секторе// Журнал новой экономической ассоциации. 2015. №2. С. 124–149.

35. Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие// Социологические исследования. 2011. №7. С. 37–47.

36. Матушак А. Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 120–125.

37. Ревина Е. В. О доверии к высшему образованию: экономический взгляд на проблему// Управление экономическими системами. 2015. №11 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/3810-2015-11-19-11-40-46 (дата обращения: 23.11.2018).

38. Зборовский Г. Е. Понятие и структура доверия в высшем образовании// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. №2. С. 78–84.

39. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения// Вопросы философии. 2015. №2. С. 14–24.

40. Панеях Э. Отмирание государства. Российское общество между постмодерном и архаикой[Электрон. ресурс] (30.11.2018). Режим доступа: https://www.inliberty.ru/article/modern-rogov/ (дата обращения: 15.11.2018).

41. Зборовский Г. Е. Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе// Социологические исследования. 2018. №9. С. 49– 58. DOI: 10.31857/S013216250001958–6.

42. Латов Ю. В., Ключарев Г. А. Неформальные«правила игры» в образовательной системе: симуляция образования, симулякры и брокеры знаний// Общественные науки и современность. 2015. №2. С. 31–42.

43. Ефимова Г. З., Кичерова М. Н. Анализ причин академического мошенничества и их классификация// Науковедение. 2012. №4. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-prichin-akademicheskogo-moshennichestva-i-ih-klassifikatsiya (дата обращения: 01.12.2018).


Recensión

Para cita:


Ambarova P.A., Zborovsky G.E., Shabrova N.V. “Old” and “New” Trust in Higher Education. The Education and science journal. 2019;21(1):9-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-9-36

Número de consultas: 1777


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)