Комплексная диагностика компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-37-58
Resumen
Введение. К наиболее актуальным, касающимся функционирования высшей школы темам, широко обсуждающимся как в российском, так и в зарубежном научном сообществе, относятся аспекты освоения будущими специалистами исследовательских компетенций. Одной из острых проблем в данном тематическом блоке является диагностика такого рода компетенций, без которой невозможно их успешное развитие. В настоящее время наблюдается несоразмерность между огромным числом представленных в научных источниках методов и технологий формирования у студентов исследовательской компетентности и ограниченностью ее критериев и показателей, а также отсутствием адекватного методического инструментария, позволяющего объективно оценивать уровень и качество научной грамотности и степень исследовательской активности обучающихся.
Цель изложенной в публикации работы – определить содержание комплексной диагностики компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки и обосновать выбор методик ее измерения.
Методология и методы. Исследование, в ходе которого использовались методы анализа, синтеза, обобщения и моделирования, выполнено с опорой на системный подход, базирующийся на положениях множественности, целостности и структуризации.
Результаты и научная новизна. Описана авторская модель формирования практико-ориентированной исследовательской компетенции студентов педагогических специальностей. Составляющие модель знаниевый, ценностный и практический компоненты соотнесены с методами психолого-педагогического мониторинга, релевантными содержанию этих компонентов. Сконструирован комплекс конкретных методик для всесторонней, максимально точной и полной оценки исследовательской компетенции будущих педагогов. Комплексность измерительного инструментария обеспечивается гомогенностью между теоретическим конструктом(исследовательской компетенцией) и операционализированными конструктами(психологическими феноменами, оцениваемыми в диагностических методиках). Совокупное применение отобранных диагностических процедур и техник позволяет сопоставлять объективные и субъективные показатели сформированности исследовательских умений, навыков и способностей; определять мотивацию и готовность студентов к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности с учетом социального и профессионального контекстов ее реализации.
Практическая значимость. Внедрение в практику высшей школы предлагаемых авторами подходов к содержанию, структуре и организации психологической диагностики уровня исследовательской компетенции обучающихся даст возможность не только проводить в учебных заведениях внутренний регулярный полноценный мониторинг сформированности одной из ключевых характеристик личности современного специалиста, но и оптимизировать процесс многоуровневой вузовской подготовки, наладив работу по оперативному выявлению его проблем и кризисных этапов для своевременного принятия эффективных коррекционных мер.
De los autores
О. АндрееваRussian Federation
О. Селиванова
Russian Federation
И. Васильева
Russian Federation
Referencias
1. Barnett B. G., Muth R. Using action-research strategies and cohort structures to ensure research competence for practitioner-scholar leaders // Journal of Research on Leadership Education. 2008. Vol. 3, №1. Р. 1–42.
2. Hui W. G. W. Strategy and Practice of Undergraduate Research Competence Building in Research Universities in China // Tsinghua Journal of Education. 2008. Vol. 3. Р. 10.
3. Очиров М. Н. Компетентностное обучение: модель реализации// Вестник БГУ. 2012. №15. С. 61–64.
4. Rust C. The impact of assessment on student learning: how can the research literature practically help to inform the development of departmental assessment strategies and learner-centred assessment practices? // Active Learning in Higher Education. 2002. Vol. 3, №2. Р. 145–158.
5. Гармашов М. Ю., Клеветова Т. В. Формирование ключевых компетенций старшеклассников при изучении физики с использованием видеокомпьютерного эксперимента// Известия ВГПУ. 2007. №6. С. 15–23.
6. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности// Высшее образование в России. 2006. №9. С. 125–127.
7. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория// Молодой ученый. 2011. №1. С. 228–232.
8. Helmke A. Mit Bildungsstandards und Kompetenzen unterrichten – Unterrichtsqualität und Lehrerprofessionalität. In for. mat – Projektleitung Udo Klinger (Hrsg.), Mit Kompetenz Unterricht entwickeln. Fortbildungskonzepte und – materialien. Troisdorf: Bildungsverlag EINS, 2009. S. 35–54.
9. Schiersmann С., Thiel H. U. Kompetenzen und Strategien für die Organisationsentwicklung. Springer-Verlag, 2009, 468 s.
10. Seeber M. et al. Why do higher education institutions internationalize? An investigation of the multilevel determinants of internationalization rationales // Higher education. 2016. Vol. 72. №5. Р. 685–702.
11. Stoof A., Martens R. L., van Merriënboer J. J. G., Bastiaens T. J. What is competence? Constructivist approach as a way out of confusion // Human Resource Development Review. 2002. Vol 1. Issue 3. Р. 345–365. Available from: https://doi.org/10.1177/1534484302013005. (дата обращения: 29.11.2018)
12. Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. Москва, 2002. 196 с.
13. Комарова Ю. А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 11 (68). С. 69–77.
14. Сенькина Е. В. Структурная модель исследовательской компетенции будущего бакалавра – учителя математики// Педагогика. 2015. №2. С. 172–177.
15. Фаритов А. Т. Модель формирования исследовательской компетентности учащихся// Молодой ученый. 2016. №30. С. 410–413.
16. Marshall C., Rossman G. B. Designing qualitative research. Sage publications, 2014. 352 р.
17. Соляников Ю. В. Организация научно-исследовательской деятельности в магистратуре университета// Исследование современных педагогических проблем/ под ред. Е. С. Заир-Бек. С.-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 80–87.
18. Бережнова Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей// Компетенции в образовании: опыт проектирования: сборник научных трудов/ под ред. А. В. Хуторского. Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 327.
19. Романов Д. А., Ковтун А. А., Киселева Е. С., Караванская Л. Н. Математические модели формирования личностно-профессиональных качеств студентов// Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2014. №3. С. 106–120.
20. Шапошникова Т. Л., Карасева(Федюн) А. Е., Романова М. Л., Хорошун К. В. Современные методы диагностики исследовательской компетентности студентов// Ученые записки университета Лесгафта. 2016. №7 (137). С. 57–70.
21. Safargaliev E. R.et al. Mathematical model and qualimetric assessment of graduate education quality in environment saturated with information and communication technologies // International Education Studies. 2015. Vol. 8, №2. Р. 78.
22. Krokhina J. A. et al. Monitoring Technology: the Qualimetric Foundations of the Educational Process of the University // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, №14. Р. 7215–7225.
23. Селиванова О. А., Андреева О. С. Разработка и реализация модели формирования практикоориентированной исследовательской компетентности педагогов в образовательном пространстве университета// Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1, №4. С. 268–281.
24. Мертон Р. К. Наука и социальный порядок// Вопросы социальной теории. 2007. Т. 1. Вып. 1. С. 191–207.
25. Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов. 2-е изд., Москва: Юрайт, 2018. 178 с.
26. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. С.-Петербург: Речь, 2006. 280 с.
27. Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов// Психологическая наука и образование. 2007. №4. С. 39–51.
Recensión
Para cita:
Andreeva O.S., Selivanova O.A., Vasilieva I.V. A Comprehensive Diagnosis of Components of Pedagogical Students’ Research Competency. The Education and science journal. 2019;21(1):37-58. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-37-58