Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-59-81

Полный текст:

Аннотация

Введение. Сегодня системе среднего профессионального образования (СПО) приходится решать многофакторную задачу – готовить квалифицированных специалистов, ориентируясь на утвержденные федеральные унифицированные нормативы, учитывать часто несовпадающие с этими нормативами требования потенциальных работодателей выпускников и оперативно реагировать на непрерывные изменения конъюнктуры рынка труда – запросы на новое, повышенное качество кадрового состава региональных производственных кластеров и холдингов, а также многочисленных малых предприятий.

Цель изложенного в публикации исследования состояла в разработке методики анализа профессионально-образовательной проблематики, предназначенной для дифференциации, детализации и обоснования актуальных специализированных компетенций, дополняющих зафиксированные в образовательных стандартах универсальные и общепрофессиональные компетенции.

Методология и методики. Работа выполнялась с опорой на каузальный, или причинно-следственный, подход, воплощенный в форме многомерно-матричного поэтапного анализа, связывающего производственные потребности в квалифицированных кадрах (специалистах, обладающих необходимыми компетенциями) с педагогическими условиями их подготовки (формирования у обучающихся этих необходимых компетенций).

Результаты и научная новизна. Исходя из основных факторов ключевой для СПО задачи, предложена концепция совершенствования организации и содержания подготовки специалистов посредством планомерного выявления и оценки многоаспектных варьирующихся нужд регионального производственного сектора в обученных кадрах и проецирования результатов данного мониторинга на образовательные программы и способы их усвоения. Описаны и визуально представлены структура и алгоритм многомерно-матричного анализа, проведение которого предусматривает поэтапное наложение обнаруживаемых у отраслевых предприятий проблем на перманентно уточняющиеся компетенции выпускников СПО, что позволяет эффективно выстраивать и своевременно корректировать процесс подготовки действительно востребованных, конкурентоспособных специалистов, готовых претворять в жизнь инновационные проекты, осваивать и создавать новую технику, т. е. поддерживать успешное функционирование и развитие производства и экономики региона и страны в целом. Сконструирована логико-смысловая модель формирования транспрофессиональных компетенций, объединяющих технологические, информационные, нормативно-правовые и коммуникативно-межпрофессиональные компоненты. Модель, состоящая из восьми координатных осей («Структура пакетных задач», «Значимые факторы», «Компоненты», «Теоретические основы», «Практическая реализация», «Критерии сформированности компетенций», «Результат», «Стратегические партнеры»), отражает внутренние взаимосвязи между всеми элементами процесса профессиональной подготовки.

Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты дополняют теорию и практику профессионального образования, с одной стороны, новым инструментарием для разработки федеральных и иных стандартов, с другой – методическими средствами рационального выбора и обоснования введения в программы СПО конкретного профиля вариативных профессиональных компетенций. Предложенные авторами методические и графические решения обсуждаемых в статье проблем и подготовленные на их основе рекомендации могут быть массово использованы в организациях профессионального образования.

Об авторах

В. Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Штейнберг Валерий Эмануилович – доктор педагогических наук, кандидат технических наук, главный специалист управления научной работой и международных связей; РИНЦ: SPIN-код: 2417–9884; AuthorID: 178975; Researcher ID WoS Y-3580–2018

Уфа



Л. В. Вахидова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Вахидова Люция Вансеттовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования; РИНЦ: SPIN-код: 6171–0406; AuthorID: 286428

Уфа



Э. М. Габитова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Габитова Эльвира Маратовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования; РИНЦ: SPIN-код: 5087–1570, AuthorID: 807356

Уфа



Список литературы

1. Поваренков Ю. П. Психология становления профессионала. Ярославль, 2000. 216 с.

2. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf (дата обращения: 5.09.2018)

3. Cree A., Kay A., & Steward J. The Economic & Social Cost of Illiteracy: A Snapshot of Illiteracy in a Global Context (Final Report from the World Literacy Foundation). 2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://worldliteracyfoundation.org/wp-content/uploads/2015/02/WLF-FINAL-ECONOMIC-REPORT.pdf (дата обращения: 5.09.2018)

4. Зеер Э. Ф., Крежевских О. В. Моделирование социально-гуманитарной образовательной платформы развития транспрофессионализма у субъектов полидисциплинарных проектов// Образование и наука. 2018. Т. 20, №7. С. 90–107.

5. The Global Human Capital Report 2017. 12th Edition, is published by the World Economic Forum [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/the-global-human-capital-report-2017. (дата обращения: 5.09.2018)

6. The Global Risks Report 2018, 13th Edition, is published by the World Economic Forum / Всемирный экономический форум в рамках группы по глобальной конкурентоспособности и рискам [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.marsh.com/content/dam/marsh/Documents/PDF/ru/en/the-global-risks-report-2018.pdf (дата обращения: 5.09.2018)

7. Кузьминов Я., Фрумин И. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. Москва: ВШЭ, 2018. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (дата обращения: 5.09.2018)

8. Battulga B., Konishi T., Tamura Y., Moriguchi H. The Effectiveness of an Interactive 3-Dimensional Computer Graphics Model for Education // Interact J Med Res. 2012 (Jul 09). №1 (2). Р. e2 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.i-jmr.org/article/tweets/2172 (дата обращения: 5.09.2018)

9. Вахидова Л. В., Габитова Э. М., Штейнберг В. Э. Дополнительные профессиональные компетенции в современной подготовке специалиста// Образовательные технологии. 2015. №4. С. 59–64.

10. Досканова А. В. Стратегический проект подготовки высококвалифицированных рабочих кадров// Профессиональное образование. Столица. 2014. №11. С. 9–11.

11. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э. Дифференциация компетенций в профессиональном образовании: проблемы решения// Профессиональное образование. Столица. 2017. №1. С. 4–10.

12. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э. Инновационные тенденции развития профессионального образования// Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография/ отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. C. 125–130.

13. Ткаченко Е. В., Штейнберг В. Э. Развитие профессионального образования и дифференциация компетенций как его важная тенденция// Актуальные проблемы профессионального и высшего образования: коллективная монография. Москва: ЭконИнформ, 2016. С. 37–46. ISBN 978–5-9908442–8-5 (1.7)

14. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема// Образование и наука. 2018. Т. 20, №7. С. 168–187.

15. Золотарева Н. М. Взаимодействие профессионального образования и бизнеса – залог качества подготовки рабочих кадров// Профессиональное образование. Столица. 2014. №11. С. 7–8.

16. Хасанова И. И., Котова С. С. Психологическая готовность педагогов СПО к освоению новых видов деятельности в условиях профессиональной реориентации// Образование и наука. 2018. Т. 20, №7. С. 147–166.


Для цитирования:


Штейнберг В.Э., Вахидова Л.В., Габитова Э.М. Анализ профессионально-образовательной проблематики при обосновании компетенций специалиста производственного кластера. Образование и наука. 2019;21(1):59-81. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-59-81

For citation:


Steinberg V.E., Vakhidova L.V., Gabitova E.M. An Analysis of the Vocational-Educational Problematics for Substantiating Production Specialist Competencies. The Education and science journal. 2019;21(1):59-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-59-81

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)