Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Роль самоотношения в личностно-профессиональном саморазвитии студентов высшей школы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-82-96

Аннотация

Введение. Нестабильность современного мира с его стремительно преображающимися социальными и экономическими реалиями требует готовности человека к самоизменению. По этой причине высшее образование помимо профессионального обучения должно включать программы, формирующие у будущих специалистов умения и навыки профессионального саморазвития, успешность которого зависит от многих обстоятельств, в том числе от отношения индивида к самому себе.

Цель представленного в статье исследования – обозначить роль самоотношения в личностном и профессиональном саморазвитии студентов в период их обучения в вузе.

Методы и методики. Работа выполнялась при помощи эмпирических методов. Использовался комплекс психодиагностических методик: тест-опросник cамоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева; тесты: смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, «Шкала общей самоэффективности» М. Ерусалема, В. Ромека и Р. Шварцера, «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера; опросники: личностной ориентации А. Шострома, «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта, определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, «Стиль саморегуляции поведения студентов» В. И. Моросановой. Для обработки ответов респондентов (n = 110) применялись методы математической статистики – корреляционный и кластерный виды анализа.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме самоотношения, освещенные в научной литературе. Особо выделены аффективные и когнитивные составляющие данного феномена. Обследование выборки студентов-психологов, обучающихся на 2–4-м курсах Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, обнаружило значимые корреляционные взаимосвязи между характеристиками самоотношения и мотивационной готовностью к самопознанию и саморазвитию. Этот факт, очевидно, объясняется тем, что отношение студентов к себе во многом определяется уровнем сформированности их рефлексивных и регулятивных качеств, осознанием цели и смысла жизни, уверенностью в своей профессиональной успешности, которые служат стимулом к самоизменению и самосовершенствованию. Проведенный кластерный анализ позволил распределить участников опросов на группы в зависимости от их уровня самоотношения и профессионального саморазвития (очень высокого, высокого среднего и стагнирующего). Описана специфика каждой группы. Сделан вывод о том, что позитивное самоотношение является одним из решающих факторов профессионального роста индивида, поскольку осознание собственной ценности побуждает человека рефлексировать по поводу карьерных перспектив и стремиться к осуществлению своих планов, создает предпосылки для творческой самореализации.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для организации психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального развития студентов.

Об авторах

Ж. Г. Гаранина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Гаранина Жанна Григорьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Саранск



С. И. Баляев
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Баляев Сергей Иванович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Саранск



М. С. Ионова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Россия

Ионова Мария Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Саранск



Список литературы

1. Колышко А. М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.

2. Сарджвеладзе Н. И. Время самоотношения и совладание с травматическим опытом// Личность в экстремальных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. В. Беринга, 2005. С. 6–8.

3. Крылова Н. Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов// Вестник Пензенского государственного университета. 2015. №1 (9). C. 36–40.

4. Монсонова А. Р., Комиссарова Л. Г. Самоотношение как фактор развития смысложизненных ориентаций студентов колледжа// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. №2 (34). С. 166–171.

5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. Москва: Academia, 2002. 250 с.

6. Сайко Э. В. Самоотношение как сущее человека и условие его развития и саморазвития// Мир психологии. 2016. №3 (87). С. 3–10.

7. Kato K., Zweig R., Schechter Clyde B., Barzilai N., Atzmon G. Positive Attitude Towards Life, Emotional Expression, self-rated health, and depressive symptoms among centenarians and near-centenarians // Aging & Mental Health. 2016. №20 (9). P. 930– 939. DOI: 10.1080/13607863.2015.1056770. (Accessed 26 August 2018).

8. Кузнецова А. М. Взаимосвязь самоотношения и саморазвития личности студентов// Наука. Технологии. Инновации: сборник. 2015. С. 57–59.

9. Козьмина Л. Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов// Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №1 (17). С. 193–197.

10. Эпова Н. П. Самоотношение как важный компонент рефлексивного самосознания учащихся в условиях специально организованной среды// Вестник Читинского государственного университета. 2007. №4. С. 134–141.

11. Миронова Т. Л., Дондупова Э. В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму// Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. №5. С. 55–100.

12. Miller O. M., Cherepanova E. V. Self-Knowledge and Self-Attitude of Educational Students Groups in the Trainings of Personal Growth // Humanities & Social Sciences. 2013. №10. P. 1471–1478. Available from: http://elib.sfukras.ru/handle/2311/10034. (Accessed 26 August 2018).

13. Герасимов П. Е. Психолого-педагогические аспекты формирования у студентов позитивного самоотношения// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. №4. С. 50–53.

14. Yip K. Sh. Self-reflection in reflective practice: a note of caution // British Journal of Social Work. 2006. Т. 36. №5. С. 777–778. Available from: https://doi.org/10.1093/bjsw/bch323 (Accessed 26 August 2018).

15. Tomassini M., Zanazzi S. Reflexivity and self-development of competencies as key drivers in individuals' learning and career paths: cases from Italy // Research in Comparative and International Education. 2014. Т. 9. №3. С. 301– 312. DOI: 10.2304/rcie.2014.9.3.301. (Accessed 26 August 2018).

16. Popova A. F., Popova A. A. Psychophysiology of self-knowledge and personality development in physical culture university // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. №5. С. 12–14.

17. Жемухова Л. З. Самоотношение как фактор успешности современного учителя// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С. 82–86.

18. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов// Интеграция образования. 2016. Т. 20. №3 (84). С. 374–381. DOI: 10.15507/1991–9468.084.020.201603.374–381.

19. Гаранина Ж. Г. Мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов// Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2014. №3 (27). С. 28–34.

20. Гапонюк П. Н. Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. №2–4. С. 775–780.


Рецензия

Для цитирования:


Гаранина Ж.Г., Баляев С.И., Ионова М.С. Роль самоотношения в личностно-профессиональном саморазвитии студентов высшей школы. Образование и наука. 2019;21(1):82-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-82-96

For citation:


Garanina Zh.G., Balyaev S.I., Ionova M.S. The Role of Self-Attitude in the Personal and Professional Development of High School Students. The Education and science journal. 2019;21(1):82-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-82-96

Просмотров: 1513


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)