Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Роль самоотношения в личностно-профессиональном саморазвитии студентов высшей школы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-82-96

Texto completo:

Resumen

Введение. Нестабильность современного мира с его стремительно преображающимися социальными и экономическими реалиями требует готовности человека к самоизменению. По этой причине высшее образование помимо профессионального обучения должно включать программы, формирующие у будущих специалистов умения и навыки профессионального саморазвития, успешность которого зависит от многих обстоятельств, в том числе от отношения индивида к самому себе.

Цель представленного в статье исследования – обозначить роль самоотношения в личностном и профессиональном саморазвитии студентов в период их обучения в вузе.

Методы и методики. Работа выполнялась при помощи эмпирических методов. Использовался комплекс психодиагностических методик: тест-опросник cамоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева; тесты: смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, «Шкала общей самоэффективности» М. Ерусалема, В. Ромека и Р. Шварцера, «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера; опросники: личностной ориентации А. Шострома, «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта, определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, «Стиль саморегуляции поведения студентов» В. И. Моросановой. Для обработки ответов респондентов (n = 110) применялись методы математической статистики – корреляционный и кластерный виды анализа.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме самоотношения, освещенные в научной литературе. Особо выделены аффективные и когнитивные составляющие данного феномена. Обследование выборки студентов-психологов, обучающихся на 2–4-м курсах Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, обнаружило значимые корреляционные взаимосвязи между характеристиками самоотношения и мотивационной готовностью к самопознанию и саморазвитию. Этот факт, очевидно, объясняется тем, что отношение студентов к себе во многом определяется уровнем сформированности их рефлексивных и регулятивных качеств, осознанием цели и смысла жизни, уверенностью в своей профессиональной успешности, которые служат стимулом к самоизменению и самосовершенствованию. Проведенный кластерный анализ позволил распределить участников опросов на группы в зависимости от их уровня самоотношения и профессионального саморазвития (очень высокого, высокого среднего и стагнирующего). Описана специфика каждой группы. Сделан вывод о том, что позитивное самоотношение является одним из решающих факторов профессионального роста индивида, поскольку осознание собственной ценности побуждает человека рефлексировать по поводу карьерных перспектив и стремиться к осуществлению своих планов, создает предпосылки для творческой самореализации.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для организации психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального развития студентов.

De los autores

Ж. Гаранина
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Russian Federation


С. Баляев
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Russian Federation


М. Ионова
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Russian Federation


Referencias

1. Колышко А. М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.

2. Сарджвеладзе Н. И. Время самоотношения и совладание с травматическим опытом// Личность в экстремальных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. В. Беринга, 2005. С. 6–8.

3. Крылова Н. Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов// Вестник Пензенского государственного университета. 2015. №1 (9). C. 36–40.

4. Монсонова А. Р., Комиссарова Л. Г. Самоотношение как фактор развития смысложизненных ориентаций студентов колледжа// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2012. №2 (34). С. 166–171.

5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. Москва: Academia, 2002. 250 с.

6. Сайко Э. В. Самоотношение как сущее человека и условие его развития и саморазвития// Мир психологии. 2016. №3 (87). С. 3–10.

7. Kato K., Zweig R., Schechter Clyde B., Barzilai N., Atzmon G. Positive Attitude Towards Life, Emotional Expression, self-rated health, and depressive symptoms among centenarians and near-centenarians // Aging & Mental Health. 2016. №20 (9). P. 930– 939. DOI: 10.1080/13607863.2015.1056770. (Accessed 26 August 2018).

8. Кузнецова А. М. Взаимосвязь самоотношения и саморазвития личности студентов// Наука. Технологии. Инновации: сборник. 2015. С. 57–59.

9. Козьмина Л. Б. Самоотношение и самооценка как предикторы психологического благополучия личности студентов-психологов// Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №1 (17). С. 193–197.

10. Эпова Н. П. Самоотношение как важный компонент рефлексивного самосознания учащихся в условиях специально организованной среды// Вестник Читинского государственного университета. 2007. №4. С. 134–141.

11. Миронова Т. Л., Дондупова Э. В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекционизму// Вестник Бурятского госуниверситета. 2010. №5. С. 55–100.

12. Miller O. M., Cherepanova E. V. Self-Knowledge and Self-Attitude of Educational Students Groups in the Trainings of Personal Growth // Humanities & Social Sciences. 2013. №10. P. 1471–1478. Available from: http://elib.sfukras.ru/handle/2311/10034. (Accessed 26 August 2018).

13. Герасимов П. Е. Психолого-педагогические аспекты формирования у студентов позитивного самоотношения// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. №4. С. 50–53.

14. Yip K. Sh. Self-reflection in reflective practice: a note of caution // British Journal of Social Work. 2006. Т. 36. №5. С. 777–778. Available from: https://doi.org/10.1093/bjsw/bch323 (Accessed 26 August 2018).

15. Tomassini M., Zanazzi S. Reflexivity and self-development of competencies as key drivers in individuals' learning and career paths: cases from Italy // Research in Comparative and International Education. 2014. Т. 9. №3. С. 301– 312. DOI: 10.2304/rcie.2014.9.3.301. (Accessed 26 August 2018).

16. Popova A. F., Popova A. A. Psychophysiology of self-knowledge and personality development in physical culture university // Theory and Practice of Physical Culture. 2016. №5. С. 12–14.

17. Жемухова Л. З. Самоотношение как фактор успешности современного учителя// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С. 82–86.

18. Гаранина Ж. Г., Мальцева О. Е. Саморегуляция как фактор личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов// Интеграция образования. 2016. Т. 20. №3 (84). С. 374–381. DOI: 10.15507/1991–9468.084.020.201603.374–381.

19. Гаранина Ж. Г. Мотивационно-смысловые компоненты в структуре личностно-профессионального саморазвития будущих специалистов// Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2014. №3 (27). С. 28–34.

20. Гапонюк П. Н. Профессиональное самоотношение как модель социального развития личности// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. №2–4. С. 775–780.


Recensión

Para cita:


Garanina Zh.G., Balyaev S.I., Ionova M.S. The Role of Self-Attitude in the Personal and Professional Development of High School Students. The Education and science journal. 2019;21(1):82-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-82-96

Número de consultas: 1798


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)