Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СУБЪЕКТНО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-63-72

Полный текст:

Аннотация

Любая практическая деятельность требует от современного специалиста наличия методологических знаний – умений самостоятельно ставить и изменять задачи, оперировать обобщенными ориентировками и планами, быстро их конструировать и переконструировать и т. д. В статье рассмотрена роль методологической компетентности в профессиональном мышлении и предложен субъектно-моделирующий подход к процессу формирования профессионального мышления и данной компетентности у будущих педагогов-психологов.

Обоснование субъектно-моделирующего подхода показано с опорой на содержание и структуру методологической компетентности, ее связь с личностными характеристиками студентов. Психические механизмы обретения опыта и профессионального мышления описаны как взаимодействие двух моделей – когнитивной и динамической образно-эмоциональной, которые в единстве отражают профессиональную действительность. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, во время которой использовались такие методы, как анализ, теоретическое моделирование, наблюдение, опрос, показали, что значительную роль в формировании методологической компетентности играют общекультурный уровень, интерес к будущей профессии, полнота представленности профессиональной действительности в учебном процессе.

Итогом работы стал вывод о том, что в системе профессионального образования необходима целенаправленная педагогическая деятельность по развитию профессионального мышления, основанная на развитии методологической компетентности будущих специалистов. 

Об авторе

С. А. Гильманов
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск.
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета



Список литературы

1. Гильманов С. А. Деятельностно-позиционный подход в подготовке педагогов-психологов к проведению психолого-педагогических исследований // Личностно ориентированное профессиональное образование: сб. науч. тр. V Междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Екатеринбург: Рос. проф.-пед. ун-т, 2005. Ч. 1. С. 131–135.

2. Гильманов С. А. Ориентация на психические механизмы формирования образа профессиональной действительности при подготовке педагогов-психологов // Личностно ориентированное профессиональное образование: сб. науч. тр. IV Всерос. науч.-практ. конф., 26–27 октября 2004 г. Екатеринбург: УрО РАО, РГППУ, 2004. С. 60–63.

3. Trehub Sandra E. The Musical infant // Conceptions of development: lessons from the laboratory / David J. Lewcowicz and Robert Lickliter, ed [itor] s. N. Y.: Psychology Press, 2002. Р. 231–254.


Для цитирования:


Гильманов С.А. СУБЪЕКТНО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ. Образование и наука. 2012;(1):63-72. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-63-72

For citation:


Gilmanov S.A. The Subject-Modeling Approach to Developing the Methodol- ogy Competence of the Future Teachers-Psychologists. The Education and science journal. 2012;(1):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-63-72

Просмотров: 590


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)