РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА, США И РОССИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-133-146
Аннотация
Для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования и ее дальнейшей интеграции в мировое образовательное пространство необходимо изучение опыта ведущих стран мира, вкоторых впоследнее время наиболее актуальной является проблема становления творческого человека. Автор статьи проводит сравнительно- сопоставительный анализ подходов, содержания и организации формирования творческих способностей в образовательных системах Соединенного Королевства, США и выявляет основные тенденции этого процесса.
Основные выводы предпринятого исследования заключаются в следующем. Творческий компонент является неотъемлемой составляющей образовательных и педагогических систем всех трех стран, тем не менее представлен в каждой из них неодинаково. Интерес к развитию творчества на государственном уровне демонстрируют нормативные документы, официальные положения и законодательные акты, однако их содержание показывает, что в России и США внимание к данному аспекту образования связано в первую очередь со стратегической политикой государств, в Соединенном Королевстве – с экономическими перспективами. В Великобритании в отличие от России и США существуют проекты, направленные на стимулирование творчества и действующие централизованно на территории всей страны, хотя участие в них учебных заведений добровольное. В исследованиях и разработках российских и зарубежных ученых теоретически обоснована и практически доказана важность креативной поисковой активности как фактора сохранения здоровья нации и выживания человека как биологического вида.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенный материал может быть использован в качестве дидактической и методической информации при подготовке учителей и преподавателей учебных учреждений различных уровней. Содержание работы по данной теме неоднократно было представлено автором статьи на российских и международных научно-практических конференциях, обсуждалось на семинарах и круглых столах, а также в ходе осуществления международного творческого проекта студентами г. Екатеринбурга и г. Йорка в период с 2007 по 2013 г.
Об авторе
Е. В. СергееваРоссия
старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета международных экономических отношений Института международных связей
Список литературы
1. Вульфсон Б.Л. Образование в странах Запада: активные проблемы управления // Мир образования – образование в мире. 2005. No 2 (18). С. 91–102.
2. Вульфсон Б. Л. Проблема национальных образовательных стандартов: компаративистский контекст // Педагогика. 2009. No 4. С. 103–113.
3. Косенко О. Н., Самойлов Р. В. Сопоставимость критериев при сравнении образовательных систем России, Японии и США // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. No 6. С. 28–31.
4. Национальная доктрина образования в РФ // Официальные документы в образовании. No 21. 2000. С. 3–11.
5. Новоселов С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. No 1. С. 72–76.
6. Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике (на основе сравнительного анализа): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 25 с.
7. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. С. 17–36.
8. Alexander R. Versions of primary education, Routledge. London, 1995.
9. Cox C. B., Dyson A. E. The Black papers on education, a revised edition, Davis-Poynter. London, 1971.
10. Craft A. An analysis of research and literature on creativity in education: отчет, подготовленный для Комитета по профессиональной компетентности и учебному плану (QCA). М., 2001.
11. Encyclopedia of creativity. Academic Press, 1999. 1698 p.
12. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education (NACCCE), All our futures: creativity, culture and education, Department for Education and Employment. London, 1999.
13. Rogers C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy. Boston: Houghton Mifflin, 1995.
Рецензия
Для цитирования:
Сергеева Е.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА, США И РОССИИ. Образование и наука. 2013;1(2):133-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-133-146
For citation:
Sergeyeva Y.V. The Creative Component Development in Educational Systems of the United Kingdom, the USA and Russia. The Education and science journal. 2013;1(2):133-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-133-146