Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Правовые барьеры в системе вузовского инклюзивного образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-59-83

Аннотация

Введение. Внедрение в практику инклюзивного обучения – сложный, многоплановый процесс, сопровождающийся комплексом проблем, в том числе правового характера. Их решение – одна из ключевых задач, стоящих сегодня перед образовательной системой.

Целью представленного в публикации исследования было выявление и описание нормативно-правовых барьеров в российской системе высшего инклюзивного образования, препятствующих обеспечению равных прав на получение качественной профессиональной подготовки всеми гражданами вне зависимости от их физического состояния и здоровья.

Методология и методы. В работе использовались анализ нормативноправовых актов, регламентирующих порядок и условия вузовского инклюзивного образования; обзор, обобщение и систематизация содержания отечественной и зарубежной литературы о различных аспектах инклюзии в высшей школе. Применялся метод моделирования.

Результаты. Осмысление проанализированных материалов позволило на основе действующих правовых норм смоделировать систему взаимодей ствия участников инклюзивного образовательного процесса – лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и образовательных организаций. Сконструированная «теоретическая» модель дала возможность диагностировать состояние инклюзии в высшей школе и установить слабые места в положениях, регламентирующих механизм обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Обнаружены определенные противоречия в правовом поле взаимоотношений этих категорий обучающихся и образовательных учреждений. Обращается внимание на то, что в России формируется система специализированной поддержки вузов и сопровождения студентов с особыми потребностями в обучении, частью которой являются ресурсные учебно-методические центры. Однако данные структуры нуждаются в определении своего места и статуса в образовательном праве.

Научная новизна. Впервые определены и сформулированы правовые барьеры, затрудняющие соблюдение преемственности в психолого-медико-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ. Сделан вывод о наличии признаков дискриминации прав студентов с особыми образовательными потребностями и необходимости совершенствования высшего инклюзивного образования, в том числе и на уровне законодательного регулирования.

Практическая значимость. Авторы статьи полагают, что внесение в существующие нормативно-правовые документы изменений, направленных на реализацию равных прав и возможностей для получения образования всеми категориями граждан, будет способствовать более динамичному и упорядоченному развитию вузовской инклюзии в стране и поможет лицам с ограничениями по состоянию здоровья стать полноправными членами общества.

Об авторах

А. Е. Балашов
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Россия
Балашов Александр Евгеньевич – кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность


Е. А. Краснова
Самарский государственный университет путей сообщения; Донской государственный технический университет
Россия

Краснова Елена Александровна – кандидат филологических наук, доцент, декан заочного факультета 

магистр 

SPIN-код: 5667–9993, Author ID 644470



Л. В. Христофорова
Оренбургский институт путей сообщения – филиал Самарского государственного университета путей сообщения
Россия

Христофорова Любовь Валерьевна – кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе 

SPIN-код: 5871–2514, Author ID: 747476



Список литературы

1. Кантор В. З., Проект Ю. Л. Инклюзивное высшее образование: социально-психологическое благополучие студентов // Образование и наука. 2019. 21 (2). С. 51–73 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/ 1994–5639–2019–2-51–73

2. Riddell S., Tinklin T., Wilson A. Disabled Students in Higher Education: The Impact of Anti-Discrimination Legislation on Teaching, Learning and Assessment // The ESRC seminar: Reconfiguring Sociology of Education, University of Bristol, 22nd Nov. Bristol: University of Bristol, 2002. 18 p. Available from: http://escalate.ac.uk/downloads/1831.rtf (date of access: 11.06.2019).

3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 c.

4. Перевозникова И. В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5 (120). С. 103–109.

5. Шаяхметова Н. Н., Юсупов Р. Г. История становления и развития специального и инклюзивного образования в России // Инновации и инвестиции. 2013. № 8. С. 44–47.

6. Богинская Ю. В. Современное состояние высшего образования студентов с инвалидностью в вузах Европы и США // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 4 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/35PDMN416.pdf (дата обращения: 11.06.2019).

7. Волкова Н. С., Пуляева Е. В. Конвенция ООН о правах инвалидов и развитие инклюзивного образования в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. № 9 (249). С. 55–66.

8. Тюрина Н. Ш. Инклюзивное образование в мире (обзор выступлений первого международного симпозиума по инклюзивному образованию) // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55–10. С. 181–190.

9. Florian L. What counts as evidence of inclusive education? // European Journal of Special Needs Education. 2014. Vol. 29, № 3. P. 286–294.

10. Pullen P. Historical and current perspectives on learning disabilities in the United States // Learning Disabilities: A Contemporary Journal. 2016. Vol. 14. P. 25–37.

11. Lombardi A., Vukovic B., Sala-Bars I. International Comparisons of Inclusive Instruction Among College Faculty in Spain, Canada, and the United States // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2015. Vol. 28. P. 447– 460. Available from: https://www.researchgate.net/publication/298335726_International_Comparisons_of_Inclusive_Instruction_Among_College_Faculty_in_Spain_ Canada_and_the_United_States (date of access: 11.06.2019).

12. Sarkar R. Inclusive university: a way out to ensure quality, equity, and accessibility for students with disabilities in higher education // International Journal of Advanced Research. 2016. Vol. 4. P. 406–412. Available from: https://www.researchgate.net/publication/303090081_inclusive_university_a_way_out_to_ensure_quality_equity_and_accessibility_for_students_with_disabilities_in_higher_education (date of access: 05.05.2019).

13. Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. № 20 (5). С. 165–184 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2018–5-165–184

14. Sánchez P., Rodríguez R., Martínez R. Barriers to Student Learning and Participation in an Inclusive School as Perceived by Future Education Professionals // Journal of new approaches in educational research. 2019. Vol. 8, № 1. P. 18–24. DOI: 10.7821/naer.2019.1.321

15. Angharad С., Beckett Е. Challenging disabling attitudes, building an inclusive society': considering the role of education in encouraging nondisabled children to develop positive attitudes towards disabled people // British Journal of Sociology of Education. 2009. Vol. 30. P. 317–329.

16. Pearce M., Gray J., Campbell-Evans G. Challenges of the secondary school context for inclusive teaching // Issues in Educational Research. 2010. Vol. 20 (3). P. 294–313.

17. Ortiz A., Agreda M., Colmenero M. Toward Inclusive Higher Education in a Global Context // Sustainability. 2018. № 10 (8). Р. 2670. Available from: https://www.mdpi.com/2071–1050/10/8/2670 (date of access: 05.05.2019)

18. Козырева О. А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58–64.

19. Сушенцова В. Г., Буркова М. В. Правовая регламентация инклюзивного образования: международный опыт // Марийский юридический вестник. 2017. № 1 (20). С. 12–14.

20. Кананыкина Е. С. Нормативно-правовое обеспечение обучения лиц c ограниченными возможностями в системах образования Франции и США // NB: Проблемы общества и политики. 2013. № 3. С. 74–103.

21. Ларионова М. А. Право детей-инвалидов на образование: международно-правовые стандарты и российское законодательство // Вестник Гуманитарного университета. 2014. № 2 (5). С. 24–30.

22. Синенко А. А., Нечай Е. Е. Правовой механизм обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6–3. С. 6–9.

23. Петровский А. М., Ваганова О. И., Кутепова Л. И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 45–48.

24. Протопопова И. Н., Юркина М. И. Правовой мониторинг инклюзивного образования в России // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2016. № 1 (23). С. 153–158.

25. Beco G. The Right to Inclusive Education: Why is There so much Opposition to its Implementation? // International Journal of Law in Context. 2017. Available from: https://www.researchgate.net/publication/321289134_The_Right_ to_Inclusive_Education_Why_is_There_so_much_Opposition_to_its_Implementation. DOI: 10.1017/S1744552317000532 (date of access: 11.06.2019).

26. Kakoullis E. Monitoring mechanisms designed to serve persons with intellectual disabilities: exploring the implementation of Article 16 CRPD in Cyprus // International Journal of Law in Context. 2017. Available from: https://www.researchgate.net/publication/325856341_Monitoring_mechanisms_designed_to_serve_ persons_with_intellectual_disabilities_exploring_the_implementation_of_Article_16_ CRPD_in_Cyprus. DOI:10.1017/S1744552318000101 (date of access: 11.06.2019).

27. Hardy I., Woodcock S. Inclusive education policies: discourses of difference, diversity and deficit // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19. P. 141–164.

28. Михальчи Е. В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 183.

29. Схемова А. Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие… куда? // Суть времени – Челябинск [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://eot74.su/? p=3272 (дата обращения: 05.05.2019).

30. Парамонова В. А. Понятие «инвалид»: социокультурный анализ // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2016. № 1 (4). С. 11–15.

31. Strnadová I., Hájková V., Květoňová L. Voices of University Students with Disabilities: Inclusive Education on the Tertiary Level – A Reality or a Distant Dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19 (10). Р. 1080–1095.

32. Ольхина Е. А., Карпушкина Н. В., Двуреченская О. Н. Мониторинг деятельности вузов и региональных ресурсных центров по обучению инвалидов: анализ зарубежного опыта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/ 72155 (дата обращения: 11.06.2019).

33. Андреев А. В Кирове представили зарубежные практики инклюзивного образования // Российская газета. 02.11.2018 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/11/02/reg-pfo/v-kirove-predstavili-zarubezhnyepraktiki-inkliuzivnogo-obrazovaniia.html (дата обращения: 11.06.2019).

34. Алехина С. В., Лебедева А. А., Смольникова М. Н. «Инклюзивная повестка» высшего образования: от системы к судьбе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57–12. С. 344–356.

35. Бикбулатова А. А., Петрова Е. А. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов – системообразующий элемент развития высшего инклюзивного образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 6 (139). С. 6–14. DOI: 10.17922/2071–5323–2016–15–6-6–14

36. Христофорова Л. В., Краснова Е. А. Правовые аспекты контроля качества образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 5. С. 169–175.


Рецензия

Для цитирования:


Балашов А.Е., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Правовые барьеры в системе вузовского инклюзивного образования. Образование и наука. 2020;22(1):59-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-59-83

For citation:


Balashov A.E., Krasnova E.A., Khristoforova L.V. Legal Barriers in the System of University Inclusive Education. The Education and science journal. 2020;22(1):59-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-59-83

Просмотров: 1183


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)