Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВЕЛИКОДУШИЕ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОЖЕСТОЧЕНИЮ МОЛОДЕЖНЫХ НРАВОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-137-145

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема ужесточения молодежных нравов. Одной из причин ее существования авторы считают тенденцию примитивизации языка, преобладания в нем милитаристской лексики и лексики отчуждения, порождающих пренебрежительное отношение к окружающим. Преодолению агрессивности и жестокости должно способствовать, по их мнению, возвращение в сферу образования многих полузабытых нравственных ценностей. Цель статьи заключается в осмыслении способов обогащения воспитательных возможностей образовательных учреждений при помощи использования потенциала отечественной нравственной культуры.

Методологической основой исследования стал аксиологический принцип, обеспечивающий выявление гуманистической значимости употребляемой преподавателями лексики. Преимущество воспитательного потенциала гуманистической лексики по сравнению с лексикой аморальной продемонстрировано на примере сопоставления значимости слов «великодушие» и «толерантность». Авторы доказывают, что установка педагога на толерантное отношение к обучающимся деформирует как педагогическую теорию, так и образовательную практику. Понятие «великодушие», напротив, ориентирует и обучающихся, и педагогов на нравственное развитие личности.

Процесс облагораживания молодежных нравов мог бы осуществляться более эффективно при условии массового возвращения в педагогическую практику полузабытой или утраченной отечественной гуманистической лексики. 

Об авторах

О. Б. Акимова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

доктор филологических наук, профессор, декан факультета повышения педагогической и психологической квалификации Российского государственного профессионально-педагогического университета.



А. С. Франц
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

доктор культурологии, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.: Диамант, 1996. Т. 2.

2. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.

3. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

4. Лихачев Д. С. Раздумья. М.: Детиздат, 1983.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.

6. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1981.

7. Толстой И. Л. Мои воспоминания. М.: Правда, 1987.

8. Тютчев Ф. Ф. Федор Иванович Тютчев // Тютчев Ф. И. Стихи. Письма. Воспоминания современников. М.: Правда, 1988.

9. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М.: Наука, 1966.


Для цитирования:


Акимова О.Б., Франц А.С. ВЕЛИКОДУШИЕ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОЖЕСТОЧЕНИЮ МОЛОДЕЖНЫХ НРАВОВ. Образование и наука. 2012;(1):137-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-137-145

For citation:


Akimova O.B., Frants A.S. Teacher’s Generosity as the Counteraction to the Young People’s Hardening Pedagogic. The Education and science journal. 2012;(1):137-145. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-137-145

Просмотров: 643


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)