Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Взаимосвязь потребностей в безопасности с иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-158-183

Аннотация

Введение. Иррациональные убеждения как искажения в восприятии реальности характерны для представителей многих профессий, в том числе и для медицинских работников. Они оказывают дестабилизирующее влияние на становление личности. Эффективная деятельность по их преодолению, которая должна начинаться уже на этапе профессиональной подготовки, может быть осуществлена только при условии выявления характера взаимосвязи иррациональных убеждений с различными факторами, где немаловажную роль играют потребности, в том числе и потребности в безопасности.

Цель. Выявление взаимосвязи потребностей в безопасности с иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза.

Методология исследования. Проверялась гипотеза о взаимосвязи потребности в опасности с убеждениями антисоциального и агрессивного типов, потребности в безопасности с убеждениями зависимого и избегающего типов, потребности в обеспечении безопасности с убеждениями обсессивно-компульсивного типа с учетом пола и возраста студентов. В исследовании приняли участие 277 студентов (70 юношей и 197 девушек) младших и старших курсов Ивановской государственной медицинской академии, средний возраст – 19,25 ± 2,41 года. В качестве диагностического инструментария использовался авторский опросник на выявление потребностей в опасности и в безопасности, а также перечень иррациональных убеждений А. Бека и А. Фримена.

Результаты и научная новизна. В результате у респондентов обоих полов не обнаружено существенных различий исследуемых параметров. И у юношей, и у девушек выявлена положительная связь иррациональных убеждений обсессивно-компульсивного типа с потребностью в обеспечении безопасности и отрицательная связь с потребностью в опасности, а убеждений зависимого типа – с потребностью в безопасности. Обнаружены различия в зависимости от возраста. Потребность в обеспечении безопасности оказалась отрицательно связана у первокурсников с убеждениями антисоциального типа, а у старшекурсников – пассивно-агрессивного типа. Потребность в безопасности у первокурсников положительно коррелирует с убеждениями зависимого типа, а у старшекурсников – избегающего типа.

Практическая значимость. Полученные результаты существенно дополняют имеющиеся в психологии данные о роли иррациональных убеждений в удовлетворении потребностей в безопасности. Они могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов, а также в работе психологической службы вузов.

Об авторах

И. И. Корягина
Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России
Россия

Корягина Ирина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук

Иваново



В. Г. Маралов
Череповецкий государственный университет
Россия

Маралов Владимир Георгиевич – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии

ResearcherID X-5925-2018

Scopus Author ID 57128513900

Череповец



В. А. Ситаров
Московский городской педагогический университет
Россия

Ситаров Вячеслав Алексеевич – доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики

Москва



Список литературы

1. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. № 3. С. 482–497. DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497

2. Баева И. А., Гаязова Л. А., Кондакова И. В., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. С. 5–16. DOI: 10.17759/pse.2021260201

3. Tsuei S. H., Lee D., Ho C., Regehr G., Nimmon L. Exploring the Construct of Psychological Safety in Medical Education // Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2019. Vol. 94, Iss. 11S. P. S28–S35. DOI: 10.1097/acm.0000000000002897

4. Zerbini G., Ebigbo A., Reicherts P., et al. Psychosocial burden of healthcare professionals in times of COVID-19 – a survey conducted at the University Hospital Augsburg // German Medical Science. 2020. № 18. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7314868 (date of access: 20.10.2021) DOI: 10.3205/000281

5. Sun N., Wei L., Shi S., et al. A qualitative study on the psychological experience of caregivers of COVID-19 patients // American Journal of Infection Control. 2020. Vol. 48, № 6. P. 592–598. DOI: 10.1016/j.ajic.2020.03.018

6. Azoulay E., De Waele J., Ferrer R., et al. Symptoms of burnout in intensive care unit specialists facing the COVID-19 outbreak // Annals of intensive care. 2020. Vol. 10, № 1. Article number 110. DOI: 10.1186/s13613-020-00722-3

7. Dyrbye L. N., Thomas M. R., Shanafelt T. D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychologicаal distress among U.S. and Canadian medical students // Academic Medicine. 2006. Vol. 81, № 4. P. 354–473. DOI: 10.1097/00001888-200604000-00009

8. Ishak W., Nikravesh R., Lederer S., Perry R., Ogunyemi D. and Bernstein C. Burnout in medical students: a systematic review // The Clinical Teacher. 2013. № 10. P. 242–245. DOI: 10.1111/tct.12014

9. Ham E.-M., You M.-J. Role of Irrational Beliefs and Anger Rumination on Nurses’ Anger Expression Styles // Workplace Health & Safety. 2018. Vol. 66, № 5. P. 223–232. DOI: 10.1177/2165079917737090

10. Beck A. T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International Universities Press, 1976. 356 p. Available from: https://knigogid.ru/books/16663-cognitive-therapy-and-the-emotional-disorders/toread (date of access: 20.10.2021)

11. Ellis A. Rational emotive behavior therapy. In: R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current psychotherapies. Thomson Brooks/Cole Publishing Co. 2005. P. 166–201. Available from: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=fs-qN3TOmSUC&oi=fnd&pg=PA127&ots=hiLC1tk7Ww&sig=USROtyaXnTaFKq9LWyX7O9ob0qw&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (date of access: 20.10.2021)

12. Collard J. J., Fuller-Tyskiewicz M. Positive Irrational Beliefs and Mental Health // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2020. October. DOI: 10.1007/s10942-020-00375-y

13. Buschmann T., Horn R. A., Blankenship V. R. et al. The Relationship Between Automatic Thoughts and Irrational Beliefs Predicting Anxiety and Depression // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2018. Vol. 36. P. 137–162. DOI: https://doi.org/10.1007/s10942-017-0278-y

14. Petrides K. V., Gómez M. G., Pérez-González J. C. Pathways into psychopathology: Modeling the effects of trait emotional intelligence, mindfulness, and irrational beliefs in a clinical sample. // Clinical Psychology & Psychotherapy. 2017. Vol. 24, № 5. P. 1130–1141. DOI: 10.1002/cpp.2079

15. Sakakibara E. Irrationality and Pathology of Beliefs // Neuroethics. 2016. Vol. 9. Р. 147–157. DOI: 10.1007/s12152-016-9256-9

16. Maralov V. G, Sitarov V. A, Koryagina I. I, Romanyuk L. V, Kudaka M. A. The Influence of Irrational Beliefs on Attitudes to Dangers among Medical and Psychological-Pedagogical Stu-dents // International Journal of Pharmaceutical Research & Allied Sciences. 2021. Vol. 10. № 1. P. 77–87. DOI: 10.51847/Gqcy-uT

17. Маслоу А. Мотивация и личность [Электрон. ресурс]. Москва: Питер, 2013. 351 с. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf (дата обращения: 20.10.2021)

18. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологический анализ уровней безопасности человека [Электрон. ресурс] // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. № 2 (95). С. 31–36. Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/76001822.pdf (дата обращения: 20.10.2021)

19. Зотова О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп [Электрон. ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnostv-bezopasnosti-u-predstaviteley-raznyh-sotsialno-ekonomicheskih-grupp (дата обращения: 20.10.2021)

20. Петровский В. А. Личность в психологии [Электрон. ресурс]. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с. Режим доступа: https://pidru4niki.com/17530607/psihologiya/petrovskiy_lichnost_psihologii_paradigma_subektivnosti (дата обращения: 20.10.2021)

21. Gray J. A., McNaughton N. The neuropsychology of anxiety: An enquiry into the functions of the septo-hippocampal system (2nd ed.). Oxford: Oxford University Press, 2000. 443 p.

22. Corr P. J., McNaughton N. Neuroscience and approach/avoidance personality traits: a two stage (valuation-motivation) approach // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2012. Vol. 36, № 10. P. 2339–2954. DOI: 10.1016/j.neubiorev.2012.09.013

23. Donahue J. J. Fight-Flight-Freeze System. In: Zeigler-Hill V., Shackelford T. K. (eds.) Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Springer, Cham, 2020. DOI: 10.1007/978-3-319-24612-3_751

24. Jonas E., Mühlberger C. Editorial: Social Cognition, Motivation, and Interaction: How Do People Respond to Threats in Social Interactions? // Frontiers in psychology. 2017. № 8. Article number 1577. Available from: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01577/full (date of access: 20.10.2021) DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01577

25. Mezo P. G., Callanan T. S., Radu G. M., et al. Irrational Beliefs and Self-Management as Separable Predictors of Anxiety and Depression // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2018. Vol. 36. P. 172–186. DOI: 10.1007/s10942-017-0280-4

26. Balkıs M., Duru E. The Protective Role of Rational Beliefs on the Relationship Between Irrational Beliefs, Emotional States of Stress, Depression and Anxiety // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2019. Vol. 37. P. 96–112. DOI: 10.1007/s10942-018-0305-7

27. Vîslă A., Flückiger C., grosse Holtforth M., David D. Irrational Beliefs and Psychological Distress: A Meta-Analysis // Psychotherapy and Psychosomatics. 2016. Vol. 85, № 1. P. 8–15. DOI: 10.1159/000441231

28. Žeželj I., Lazarević L. B. Irrational Beliefs // Europe’s Journal of Psychology. 2019. Vol. 28, № 15(1). P. 1–7. DOI: 10.5964/ejop.v15i1.1903

29. Magarini F. M., Pinelli M., Sinisi A., Ferrari S., De Fazio G. L., Galeazzi G. M. Irrational Beliefs about COVID-19: A Scoping Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. Article number 9839. DOI: 10.3390/ijerph18199839

30. Chan H. W. Q., Sun C. F. R. Irrational beliefs, depression, anxiety, and stress among university students in Hong Kong // Journal of American College Health.2021. Vol. 69, Iss. 8. P. 827–841. DOI: 10.1080/07448481.2019.1710516

31. Ciarrochi J. Relationships between dysfunctional beliefs and positive and negative indices of well-being: A critical evaluation of the Common Beliefs Survey-III // Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behavior Therapy. 2004. Vol. 22. P. 171–188. DOI: 10.1023/B:-JORE.0000047306.55720.4e

32. Davies M. F. Irrational Beliefs and Unconditional Self-Acceptance. III. The Relative Importance of Different Types of Irrational Belief // Journal of Rational-Emotive and Cognitive-Behaviour Therapy. 2008. Vol. 26. P. 102–118. DOI: 10.1007/s10942-007-0061-6

33. Crumpei I. Secondary Traumatic Stress and Irrational Beliefs in Medical Students Seen as Premises of Sensitivity to Therapy Training // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 296–299.

34. Dudău D. P., Sfeatcu I. R., Funieru C., Dumitrache M. A. Professional stress in relation to anxiety, depression and irrational beliefs among dental and psychotherapy students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. P. 158–162. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.03.030

35. Balevre P. S., Cassells J., Buzaianu E. Professional nursing burnout and irrational thinking: a replication study // Journal for Nurses in Staff Development. Official Journal of the National Nursing Staff Development Organization. 2012. Vol. 28, № 1. P. 2–8. DOI: 10.1097/nnd.0b013e318240a65a

36. Popa C., Predatu R. The effect of an integrative CBT/REBT intervention in im-proving emotional functioning and emotional stability in Romanian medical students // Journal of Evidence-Based Psychotherapies. 2019. Vol. 19, № 1. P. 59–71. DOI: 10.24193/jebp.2019.1.4

37. Fasihi R., Asadi J., Hassanzadeh R., Derakhshanpour F. Effectiveness of cognitive behavioral therapy, acceptance and commitment therapy on irrational beliefs of medical students // Journal of Gorgan University of Medical Sciences. 2019. Vol. 20. № 4. P. 61–68. Available from: http://goums.ac.ir/journal/article-1-3469-en.html (date of access: 20.10.2021).

38. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 448 с. Режим доступа: http://www.psichiatrai.lt/info/Asmenybes_sutrikimu_KET.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

39. Маралов В. Г., Кудака М. А., Смирнова О. В., Перченко Е. Л., Табунов И. А. Разработка теста-опросника для диагностики у людей потребностей в безопасности [Электрон. ресурс] // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2016. № 1. С. 12–17. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25849603 (дата обращения: 20.10.2021).

40. Shcherbakova T., Loboda T., Misirov D. Psychological determinants of professional and personal medical students’ growth: resources and development risks // SHS Web of Conferences – EDP Sciences. 2019. Т. 70. Available from: http://goums.ac.ir/journal/article-1-3469-en.html (date of access: 20.10.2021).

41. Климова О. Н., Русина Н. А., Косенко С. М. Проявление качеств личности, значимых для профессионализации врача на разных этапах его становления [Электрон. ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 3 (32). C. 187–202. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-kachestv-lichnosti-znachimyh-dlya-professionalizatsii-vracha-na-raznyh-etapah-ego-stanovleniya (дата обращения: 20.10.2021)

42. Tan B.-L. Irrational Beliefs and Job Stress among Occupational Therapists in Singapore // British Journal of Occupational Therapy. 2004. Vol. 67, № 7. P. 303–309. DOI: 10.1177/030802260406700704

43. Огнерубов Н. А., Карпова Е. Б. Синдром эмоционального выгорания у врачей и студентов медицинских вузов [Электрон. ресурс] // Вестник российских университетов. Математика. 2017. № 1. C. 221–229. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u-vrachey-i-studentov-meditsinskih-vuzov (дата обращения: 20.10.2021).

44. Radcliffe C., Lester, H. Perceived stress during undergraduate medical training: a qualitative study // Medical Education. 2003. Vol. 37. P. 32–38. DOI: 10.1046/j.1365-2923.2003.01405.x

45. Ларских М. В. Проявление перфекционизма в трех ипостасях [Электрон. ресурс] // Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2018. № 2 (18). С. 50–55. Режим доступа: http://vestnik.ortsci.ru/files/OPU_18_2018web.pdf (дата обращения: 20.10.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Корягина И.И., Маралов В.Г., Ситаров В.А. Взаимосвязь потребностей в безопасности с иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза. Образование и наука. 2022;24(3):158-183. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-158-183

For citation:


Koryagina I.I., Maralov V.G., Sitarov V.A. The relationship of security needs with irrational beliefs among medical students. The Education and science journal. 2022;24(3):158-183. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-158-183

Просмотров: 663


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)