Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Концептуально-теоретические основы персонализированного образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-11-39

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы персонализации образования будущих педагогов связана с созданием оптимального диапазона выбора в условиях интенсивного развития информальной и неформальной образовательной среды в глобальном (межгосударственном) образовательном пространстве. Одновременно, в прошлое уходит лозунг «учить всех и всему», вместо этого возрастает значимость уникальных специалистов, способных реализовывать собственные педагогические стартапы и внедрять их в образовательную практику.

Цель статьи состоит в описании разработки и апробации структурно-функциональной модели персонализированного образования будущих педагогов.

Методология, методы и методики. Методологическая основа: концепция персонологии В. А. Петровского, методология нелинейных образовательных систем и трансдисциплинарного подхода в науке и образовании. Инструменты и методы: анализ, сравнение и обобщение, авторская интерпретация психолого-педагогической литературы в области учета индивидуальных характеристик обучающегося, структурно-функциональное моделирование педагогических систем. Применялся метод изучения передового педагогического опыта интернет-образования на основе анализа открытых онлайн-платформ. При апробации структурно-функциональной модели персонализированного образования были задействованы 178 обучающихся по образовательной программе «Дошкольное образование» 1–5 курсов очной и заочной форм обучения Шадринского государственного педагогического университета, применялся анализ дневников студентов и итоговое анкетирование на наличие удовлетворенности персонализацией образования у обучающихся.

Результаты. Определены концептуально-теоретические характеристики персонализированного образования: нелинейность, избыточность, трансдисциплинарность, адаптивность, открытость. Выделены параметры персонализации образования: на уровне субъекта социально-профессионального развития, цели образования, содержания и применяемых образовательных технологий. Апробация структурно-функциональной модели персонализированного образования будущего педагога продемонстрирована высокий и средний уровень удовлетворенности обучающихся, однако зафиксированная недостаточность собственной способности определять основные характеристики персонализированного образования, отразилась на количественных данных удовлетворённости.

Научная новизна. В отличие от имеющихся исследований в сфере индивидуального подхода и персонализации образования, предложена модель персонализации образования будущих педагогов, позволяющая им самим конструировать индивидуальный образовательный маршрут в режиме текущего времени и с учетом изменяющихся культурных и образовательных потребностей в условиях современного глобального образовательного пространства в широком смысле и условно подразделяемого на межвузовское (международные и внутригосударственные межвузовские конкурсы, форумы, конференции и др.), цифровое (цифровые онлайн-платформы, электронные образовательные среды) и профессионально-личностное (участие в индивидуальных проектах).

Практическая значимость. В связи с интенсивным развитием глобального образовательного пространства предлагается интегрировать имеющиеся ресурсы для построения персонализированного образования будущего педагога.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития

г. Екатеринбург



О. В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет
Россия

Крежевских Ольга Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и социального образования, директор Института психологии и педагогики

г. Шадринск



Список литературы

1. Gasanova R., Kassymova G., Arpentieva M., Pertiwi F., Duisenbayeva S. Individual educational trajectories in additional education of teachers // Challenges of Science: Materials of International Practical Internet Conference. Almaty, 2020. P. 59–68. DOI: 10.31643/2020.009

2. Sagitovaa R. R., Garaeva A. K. Designing of Individual Educational Routes of University Students in the Process Self-Directed Language Learning // IFTE 2016 : 2nd International Forum on Teacher Education, 19–21 May 2016. Kazan, 2016. P. 371–377. DOI: 10.15405/epsbs.2016.07.59

3. Yunusova G. R., Karunas E. V. Designing and Realization of an Individual Educational Program // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, № 9. P. 2299–2310. DOI: 10.12973/ijese.2016.606a

4. Fomina S., Tikhonova E., Kvitkovskaya A., Khorokhorina G. Development of an individual educational route for a student as a tool for a new educational landscape // 11th annual International Conference of Education, Research and Innovation, 12–14 Nov 2018. Seville, Spain, 2018. P. 4203–4211. DOI: 10.21125/iceri.2018.1927

5. Koldaev V. D. Methodological aspects of the design of individual educational routes // Psychological Science and Education. 2013. № 4 (18). P 15–22. Available from: https://psyjournals.ru/files/66272/pno_2013_4_koldaev.pdf (date of access: 10.09.2021).

6. Sheng J. Song, Tan K. Hua, Awang M. Generic Digital Equity Model in Education: Mobile-Assisted Personalized Learning (MAPL) through e-Modules // Sustainability. 2021. № 13 (19). P. 2–21. DOI: 10.3390/su131911115

7. Hopkins D. Personalized Learning in School Age Education, Editor(s): Penelope Peterson, Eva Baker, Barry McGaw // International Encyclopedia of Education. 3rd edition. Oxford: Elsevier Science, 2010. P. 227–232. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894-7.01073-3

8. Shemshack A., Kinshuk S., Jonathan P. A comprehensive analysis of personalized learning components // Journal of Computers in Education. 2021. № 1 (8). P. 1–19. DOI: 10.1007/s40692-021-00188-7

9. Попова Н. Е., Лобут А. А. Индивидуальный подход к обучению в вузе [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-podhod-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 24.01.2022).

10. Петровский В. А. Логика «Я»: персонологическая перспектива: монография. Москва: Изд-во СамГУ, 2009. 304 с.

11. Fiedler S., Väljataga T. Personal Learning Environments: Concept or Technology? // IJVPLE. 2011. № 2. P. 1–11. DOI: 10.4018/jvple.2011100101

12. Raj N., Renumol V. A systematic literature review on adaptive content recommenders in personalized learning environments from 2015 to 2020 // Journal of Computers in Education. 2021. August. DOI: 10.1007/s40692-021-00199-4

13. Murad D., Heryadi Y., Isa S., Budiharto W. Personalization of study material based on predicted final grades using multi-criteria user-collaborative filtering recommender system // Education and Information Technologies. 2020. 5 June 2020. DOI: 25.10.1007/s10639-020-10238-9

14. Jagadeesan S., Jayashri S. Real-time personalization and recommendation in Adaptive Learning Management System // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. 2020. Nov. P. 1–11. DOI: 10.1007/s12652-020-01729-1

15. Sarwar S., Qayyum Z., García C., Raúl, Safyan M., Faisal R. Ontology based E-learning framework: A personalized, adaptive and context aware model // Multimedia Tools and Applications. 2019. № 1 (78). DOI: 10.1007/s11042-019-08125-8

16. Muhammad A., Ariatmanto D. Understanding the role of individual learner in adaptive and personalized e-learning system. Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2021. № 6 (10). P. 3313–3324. DOI: 10.11591/eei.v10i6.3192

17. Cheung S., Wang F. L., Kwok L. F., Poulová P. In search of the good practices of personalized learning // Interactive Learning Environments. 2021. № 29. P. 179–181. DOI: 10.1080/10494820.2021.1894830

18. García Martínez J., César Rosa-Napal, Romero-Tabeayo I., Lopez S., Fuentes-Abeledo E. Digital Tools and Personal Learning Environments: An Analysis in Higher Education // Sustainability. 2020. № 12. DOI: 10.3390/su12198180

19. C. K. M. Che Ku Nuraini, Shahbodin F., Md S. Mohd S., Nori A.M., Mohamad Siti N. M., Saaya Z. Educational technologies in a personalised learning environment (PLE): an overview [Electronic resource] // World Transactions on Engineering and Technology Education. 2020. № 18 (4). P. 485–490. Available from: https://www.researchgate.net/publication/346371490_Educational_technologies_in_a_personalised_learning_environment_PLE_an_overview (date of access: 10.09.2021).

20. Peng H., Ma S., Spector J. Personalized adaptive learning: an emerging pedagogical approach enabled by a smart learning environment // Smart Learning Environments. 2019. № 6 (9). P. 171–176. DOI: 10.1186/s40561-019-0089-y

21. Zaslavsky A. Design of automation system for building personal education trajectories of students // RUDN Journal of Informatization in Education. 2019. Vol. 16, № 2. P. 149–161. DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-2-149-161

22. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17–25. Режим доступа: https://www.pedobrazovanie.ru/jour/article/view/547/547 (дата обращения: 10.09.2021).

23. Зеер Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему [Электрон. ресурс] // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44). С. 104–114. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_44807096_11404549.pdf (дата обращения: 10.09.2021).

24. Reilly D. The pace of instructional presentation, nonlinear systems, effectiveness of cognitive pro-cessing, and needed research in the use of technology for instruction // Journal of Instructional Psychology. 1998. № 3 (25). P. 151–165. Available from: https://archive.org/details/sim_journal-of-instructional-psychology_1998-09_25_3/page/n1/mode/2up (date of access: 10.09.2021).

25. Бережная И. Ф. К вопросу о проектировании нелинейного образовательного процесса в системе высшего образования [Электрон. ресурс] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10, вып. 5–2. С. 16–20. Режим до- ступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24094625 (дата обращения: 10.09.2021).

26. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности [Электрон. ресурс] : монография / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016. 336 с. Режим доступа: http://elar.urfu.ru/handle/10995/43856 (дата обращения: 10.09.2021).

27. Мокий В. С., Лукьянова Т. А. От дисциплинарности к трансдисциплинарности в понятиях и определениях [Электрон. ресурс] // Universum: Общественные науки: электрон. науч. журн. 2016. № 7. Режим доступа: http://7universum.com/ru/social/archive/item/3435 (дата обращения: 10.09.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Крежевских О.В. Концептуально-теоретические основы персонализированного образования. Образование и наука. 2022;24(4):11-39. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-11-39

For citation:


Zeer E.F., Krezhevskikh O.V. Conceptual and theoretical foundations of personalised learning. The Education and science journal. 2022;24(4):11-39. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-11-39

Просмотров: 805


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)