Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-168-199

Полный текст:

Аннотация

Введение. Изучение идеалов молодежи представляет традиционный интерес в связи с тем, что они дают понимание ценностей и социальных ориентиров молодежи, определяющих выбор будущего и текущего социального поведения. Идеалы являются компонентом единого образа мира во взаимосвязи с актуальным (настоящим), возможным/невозможным и анти-идеальным как фундаментальными модусами человеческого бытия. Соотнесение идеалов с указанными категориями раскрывает их функциональные возможности как регуляторов социального поведения. Наиболее полно данная система категорий применяется в теориях Я-концепций и идентичности личности. Однако пока отсутствует изучение данных категорий как единой оценочно-регулятивной психологической системы в изучении образа социального мира молодежи.

Цель статьи – изучение идеалов студенческой молодежи в контексте желаемого/настоящего, возможного/невозможного, допустимого/недопустимого (анти-идеального).

Методология, методы и методики. Объектом исследования стали образы «других людей» с социально-групповыми и характеристическими признаками, свободно воспроизводимые студентами. Участники онлайн-исследования: 284 студента-второкурсника, которые воспроизвели 6 472 образа «других людей» и дали им 13 961 характеристический признак. Для выявления имплицитной структуры искомых категорий респонденты оценивали «других» на неградуированной шкале «Низшее» (анти-идеальное) – Я – «высшее» (идеальное)». Имплицитная структура включает: идеалы-эталоны; образы желаемого-возможного; образы настоящего (равноценные Я); образы нежелательного, но возможного и допустимого; образы недопустимого (анти-идеалы). Сравнение идеалов-эталонов с другими оценочно-регулятивными категориями выполнено по трем параметрам: 1) частота актуализации в сознании (актуальность); 2) социально-групповая (институциональная) специфика; 3) ценностное содержание характеристических признаков.

Результаты. Определена частота актуализации образов: идеалы-эталоны (7,9 %), настоящее (15,4 %), желаемое-возможное (21,9 %), нежелательное, но возможное и допустимое (44,9 %), анти-идеалы (5,6 %). Частота отражает актуальность категорий в общей оценочно-регулятивной системе и вероятность их появления в сознании студентов в ситуации неопределенности. Выявлено, что социально-институциональная специфика идеалов заключается в преобладании старших и женских образов, образов родственников, родителей и представителей науки. Приоритетность «близких» объединяет идеалы-эталоны с составом настоящего, а ориентация на «далеких» – с составом анти-идеалов. Установлено ценностное содержание идеалов-эталонов, репрезентирующее иерархию личностных ценностей студентов: 1) центральные ценности – коммуникативные и альтруистические; они с равной частотой отражены во всех регулятивных категориях; 2) первый уровень значимости – ценности познания; их актуальность возрастает в образах возможного-желаемого; 3) второй уровень – ценности достижения, борьбы и риска, практической деятельности, физических данных и комфорта; их актуальность возрастает в образцах возможного (желаемого и нежелательного); 4) третий уровень – ценности социальной нормативности; их актуальность возрастает для анти-идеалов. Образы настоящего указывают на низкую актуальность борьбы, риска и достижений. Образцы возможного соответствуют идеалам по содержанию ценностей и отражают ценности второго уровня наиболее конкретно и дифференцировано. Наиболее часто актуализируются образцы нежелательного возможного.

Научная новизна. Ценности и социальные атрибуты идеалов рассмотрены в соотнесении с категориями настоящего, возможного (желательного и нежелательного), анти-идеального. Описаны количественные соотношения данных категорий в актуальном сознании молодежи.

Практическая значимость. Результаты целесообразно использовать для анализа и прогнозирования социального поведения молодежи.

Об авторе

И. А. Николаева
Институт развития образования и социальных технологий
Россия

Николаева Ирина Александровна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения

г. Курган



Список литературы

1. Апресян P. Г. Идеал [Электрон. ресурс] // Новая философская энциклопедия. Москва: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH015cc06b35a444828ea5d95c (дата обращения: 22.01.2022).

2. Fogelson R. D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // Psychosocial theories of the self / B. Lee (Ed.). N. Y., L., 1982. P. 67–109. DOI: 10.1007/978-1-4684-4337-0_5

3. Higgins E. T. Self-Discrepancy: A theory relating self and affect // Psychological Review. 1987. № 94 (3). P. 319–340. DOI: 10.1037/0033-295X.94.3.319

4. Higgins E. T. How self-regulation creates distinct values: the case of promotion and prevention decision making // Journal of Consumer Psychology. 2002. № 12 (3). P. 177–191. DOI: 10.1207/S15327663JCP1203_01

5. Markus H., Nurius P. “Possible selves” // American Psychologist. 1986. № 41 (9). P. 954–969. DOI: 10.1037/0003-066X.41.9.954

6. Oyserman D. Pathways to success through identity-based motivation. Oxford: Oxford University Press, 2015. 312 p. DOI: 10.1093/oso/9780195341461.001.0001

7. Oyserman D., Lewis Jr. Seeing the destination and the path: Using identity-based motivation to understand and reduce racial disparities in academic achievement // Social Issues and Policy Review. 2017. № 11 (1). P. 159–194. DOI: 10.1111/sipr.12030

8. Oyserman D., Dawson A. Identity-based motivation and the paradox of the future self: Getting going requires thinking about time (later) in time (now) // Behavioral and Brain Sciences. 2019. № 42. e269. DOI: 10.1017/S0140525X19000633

9. Urminsky O. The role of psychological connectedness to the future self in decisions over time // Current Directions in Psychological Science. 2017. № 26 (1). P. 34–39. DOI: 10.1177/0963721416668810

10. Hershfield H. E. The Self over time // Current Opinion in Psychology. 2019. № 26. P. 72–75. DOI: 10.1016/j.copsyc.2018.06.004

11. Василевская Е. Ю., Молчанова О. Н. Возможные Я: Обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 13 (4). С. 801–815. DOI: 10.17323/1813-8918-2016-4-801-815

12. Haskins L. B., VanDellen M. R. Self-regulation as relating to one’s ideal possible self // Social and Personality Psychology Compass. 2019. № 13 (10). e12499. DOI: 10.1111/spc3.12499

13. Wu W. H., Cheng W., Chiou W. B. Episodic future thinking about the ideal self induces lower discounting, leading to a decreased tendency toward cheating // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. e287. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00287

14. Wainwright L., Nee C., Vrij A. “I don’t know how, but i’ll figure it out somehow”: future possible selves and aspirations in “at-risk” early adolescents // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2016. № 62 (2). P. 504–523. DOI: 10.1177/0306624X16665182

15. Nurra C., Oyserman D. From future self to current action: An identity-based motivation perspective // Self and Identity. 2018. № 17 (3). P. 343–364. DOI: 10.1080/15298868.2017.1375003

16. Oettingen G., Mayer D. The motivating function of thinking about the future: Expectations versus fantasies // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. № 83 (5). P. 1198–1212. DOI: 10.1037/0022-3514.83.5.1198

17. Horowitz E., Oyserman D., Dehghani M., Sorensen N. Do you need a roadmap or can someone give you directions: When school-focused possible identities change so do academic trajectories // Journal of Adolescence. 2019. № 79. P. 26–38. DOI: 10.1016/j.adolescence.2019.12.013

18. Lee J. Unveiling the relationships among adolescents’ persistent academic possible selves, academic self-concept, self-regulation, and achievement: A Longitudinal and Moderated Mediation Study // Self and Identity. 2021. Published online: 30 May 2021. DOI: 10.1080/15298868.2021.1930578

19. Дидковская Я. В., Трынов Д. В. Политически активная молодежь: стратегии политического участия в контексте образа социального будущего // Logos et Рraxis. 2019. № 18 (3). С. 88–101. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.3.10

20. Гаврилюк В. В., Мехришвили Л. Л., Скок Н. И., Садыкова Х. Н., Фарахутдинов Ш. Ф., Маленков В. В., Гаврилюк Т. В., Сотков О. Л. Образ будущего в оценках нового поколения россиян: монография. Тюмень: ТИУ, 2016. 166 c.

21. Frazier L. D., Schwartz B. L., Metcalfe J. The MAPS model of self-regulation: Integrating metacognition, agency, and possible selves // Metacognition and Learning. 2021. № 16. P. 297–318. DOI: 10.1007/s11409-020-09255-3

22. Николаева И. А. Социальная ситуация развития в образе социального мира подростка. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2009. 148 с.

23. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах [Электрон. Ресурс]. М.: Политиздат, 1968. 324 с. Режим доступа: https://archive.org/details/B-001-026-742-ALL/page/n5/mode/2up (дата обращения: 04.08.2021).

24. Oyserman D., Destin M., Novin S. The context-sensitive future self: possible selves motivate in context, not otherwise // Self and Identity. 2015. № 14 (2). P. 173–188. DOI: 10.1080/15298868.2014.965733

25. Николаева И. А., Зайнулина Ю. И. Образы других в сознании педагогов, проживающих в городе, селе и северном поселении // Сибирский психологический журнал. 2018. № 70. С. 131–154. DOI: 10.17223/17267080/70/10

26. Николаева И. А., Зайнулина Ю. И. Ценностное отношение и личностные качества педагога // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2016. № 8 (1). C. 11–23. DOI: 10.17759/psyedu.2016080102

27. Safonova N. M., Potanina A. V., Sinichkina A. A. Goal-setting and Ideal Activity Patterns as Basis for Children and Youth Vision of Future // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. № 7 (8). P. 202–209.

28. Карачаровский В. В., Шкаратан О. И. Разные цели одного общества [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2019. № 1. C. 5–17. Режим доступа: https://ras.jes.su/socis/s013216250003743-0-1 (дата обращения: 05.12.2021). DOI: 10.31857/S013216250003743-0

29. Егоров И. В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. DOI: 10.15382/sturIV201851.97-113


Рецензия

Для цитирования:


Николаева И.А. Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным. Образование и наука. 2022;24(4):168-199. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-168-199

For citation:


Nikolaeva I.A. The ideals of student youth in relation to the present, possible and anti-ideal. The Education and science journal. 2022;24(4):168-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-168-199

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)