Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Языковое образование в вузе: уроки вынужденного перехода в онлайн

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-11-40

Texto completo:

Resumen

Введение. Незапланированный переход к онлайн обучению весной 2020 года привел к тому, что учебные заведения с разным уровнем технической, методической и кадровой готовности мгновенно оказались в совершенно новых условиях работы. Можно предположить, что в это время система образования во всех странах, затронутых пандемией, прошла некую точку невозврата – таким как раньше процесс обучения не будет. Каким он будет, во многом зависит от того, какие уроки педагогическое сообщество извлечет из этого опыта.

Цель исследования – определение степени успешности опыта вынужденного перехода в онлайн и выявление методических ресурсов, необходимых для сохранения качества языковой подготовки в разных форматах обучения.

Методология, методы и методики. Исследование проводилось с опорой на личностно-деятельностный подход в обучении, принципы дистанционного обучения и включало анализ практического опыта обучения онлайн в разных странах до и во время пандемии COVID-19. Для сбора эмпирического материала использовался метод анкетирования. Участие в опросе приняли преподаватели кафедр иностранных языков МГИМО (общее число полученных анкет 1 329), заведующие кафедрами (15 анкет) и выборочно студенты (201 анкета). Опрос проводился в три этапа – в апреле, июне и сентябре 2020 года. Для статистической обработки данных в программе IBM SPSS Statistics применялись корреляционный анализ, кросстабуляционный анализ, линейный регрессионный анализ и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

Результаты. В ходе исследования, во-первых, установлены корреляционные связи между видами аудиторной и самостоятельной работы студентов, формами контроля и активностью, сознательностью и самостоятельностью студентов; доказано, что на эти показатели положительно влияет индивидуализация обучения. Во-вторых, выявлены проблемные зоны в условиях обучения онлайн: недостаточно высокая степень коммуникативности и индивидуализации обучения, а также снижение качества контроля результатов обучения.

Научная новизна. Предпринята попытка оценить опыт форс-мажорного перехода к удаленному обучению иностранным языкам и определить его потенциал для сохранения (и, в перспективе, повышения) качества языковой подготовки в вузе.

Практическая значимость. Выявлены наиболее эффективные виды заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов и формы проверки качества усвоения в формате онлайн, что может помочь преподавателям при работе в этом формате. Обоснована необходимость предусматривать индивидуальные траектории овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, что важно для разработчиков курсов, программ и учебных материалов.

De los autores

Е. Ястребова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
Russian Federation


М. Чигашева
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
Russian Federation


С. Евтеев
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)
Russian Federation


Referencias

1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. Москва: Академия, 2004. 416 с.

2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

3. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. и др. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 112 с.

4. Hodges H., Moore St., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between remote learning and online learning matters // Educause Review. 2020. Available from: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (date of access: 26.01.2021).

5. Stephen C. Ludwig, Higher Learning: Lessons from an Online Advocate // Educational Studies. 2018. № 4. P. 167–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-4-167-187

6. Калинина С. Д. Массовые открытые онлайн курсы (MOOC): педагогический ресурс или маркетинговый ход? [Электрон. ресурс] // Сборник докладов и тезисов Форума «Преподаватель в среде e-learning» (Москва, 1 июля 2014 г.). Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. С. 82–86. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23350940 (дата обращения: 18.02.2021).

7. Титова С. В. МООК в российском образовании [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145–151. Режим доступа: http://www.vovr.ru/nom122015.html (дата обращения: 16.02.2021).

8. Dudeney G., Hockly N., Pegrum M. Digital literacies (research and resources in language teaching). UK: Routledge, 2020. 400 р. DOI: 10.4324/9781315832913

9. Hockly N., Clandfeld L. Teaching online: tools and techniques, options and opportunities. England: Delta Publishing, 2010. 112 p.

10. Kerres M. Mediendidaktik. Konzeption und Entwicklung mediengestützter Lernangebote: Monographie. 3., vollst. überarb. Aufl. München: Olenbourg, 2012. 532 S. DOI: 10.1515/9783110456837

11. Buchner J., Aretz D. Lernen mit immersiver Virtual Reality: Didaktisches Design und Lessons Learned // Zeitschrift MedienPädagogik 17 (Jahrbuch Medienpädagogik). 2020. S. 195–216. DOI: 10.21240/mpaed/jb17/2020.05.01.X

12. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. Москва: Эдитус, 2017. 240 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29324944 (дата обращения: 15.02.2021).

13. Мельченкова Н. В. Использование смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе для повышения эффективности учебного процесса [Электрон. ресурс] // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. № 1-5. C. 1063–1066. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-smeshannogo-obucheniya-inostrannomuyazyku-v-neyazykovom-vuze-dlya-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 18.02.2021).

14. Nazarenko A. L. Blended learning vs traditional learning: What works? (A Case Study Research) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. P. 77–82. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.08.018

15. Назаренко А. Л. Метапредметные компетенции и «перевернутый класс»: один из вариантов решения задач, поставленных ФГОС? (опыт применения технологии в курсе «ИКТ в лингводидактике») [Электрон. ресурс] // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 119–127. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34901211 (дата обращения 3.03.2021).

16. Wang P., Wu P., Wang J., Chi H.-L., Wang X. A critical review of the use of virtual reality in construction engineering education and training // International Journal Environmental Research and Public Health. 2018. № 15(6). P. 1204. DOI: 10.3390/ijerph15061204

17. Fogolin A. Strukturdaten Distance Learning / Distance Education Potenziale der revidierten Fernunterrichtsstatistik für Hochschulen // Zeitschrift für Hochschule und Weiterbildung- 2018. № 1. S. 55–59. DOI: 10.4119/UNIBI/ZHWB-131

18. Roche J. Medienwissenschaft und Mediendidaktik. Tübingen: Narr France Attempo Verlag. 2019. 694 S.

19. Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. № 2 (22). С. 37–247. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247

20. Rösler D. E-Learning Fremdsprachen – eine kritische Führung. 2004. Tübingen: Stauffenburg Verlag, 2004. 246 S.

21. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. Москва: РАО, 1999. 120 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23793684 (дата обращения: 22.01.2021).

22. Мурзина И. Я. Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования // Образование и наука. 2020. № 10 (22). С. 90–115. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-90-115

23. Чернышов С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. 2021. № 3 (23). С. 131–155. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-131-155

24. Донских О. А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. № 10 (29). С. 56–64. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64

25. Михайлов О. В., Денисова Я. В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперед, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. № 10 (29). С. 65–76. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

26. Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры // Образование и наука. 2020. № 3 (22). С. 116–147. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147

27. Mezentceva D. A., Dzhavlakh E. S., Eliseeva O. V., Bagautdinova A. Sh. On the question of pedagogical digital competence // Higher Education in Russia. 2020. № 11 (29). P. 88–97. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97

28. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 49–54.


Recensión

Para cita:


Yastrebova E.B., Chigasheva M.A., Evteev S.V. University language education: Lessons of forced transition to teaching online. The Education and science journal. 2022;24(5):11-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-11-40

Número de consultas: 769


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)