Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Психологические предикторы и «протекторы» интернет-зависимости студенческой молодежи

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-122-146

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время, в условиях пандемии Covid-19 образовательная среда вынуждена «мигрировать» в виртуальную среду, что значительно увеличивает длительность нахождения студенческой молодежи в интернет-пространстве. В связи с этим, еще более актуальным становится вопрос о том, какие психологические особенности позволяют личности оставаться в рамках «здорового» использования интернета, а какие прогнозируют возникновение интернет-зависимости.

Целью представленного в статье исследования было выявление психологических свойств личности, способствующих и препятствующих возникновению интернет-зависимости у студентов в системе высшего образования.

Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования являются теория Г. Олпорта, в которой личность рассматривается как открытая саморазвивающаяся система, психологическая концепция жизнеспособности Е. А. Рыльской, теория рефлексии А. В. Карпова и комплекс обоснованных представлений об интернет-зависимости А. Ю. Егорова, А. Е. Войскунского и др., позволившие представить предикторы интернет-зависимости как факторы, способствующие «закрытию» системы и тормозящие становление личности, а «протекторы» – как те психологические переменные, которые защищают личность от возникновения интернет-аддикции, обеспечивая ее открытость и свободу становления. Выборка исследования – 201 человек: студенты ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» в возрасте от 18 до 24 лет (Х = 21,14; SD = 1,52), из них 94 женщины (46,8 %) и 107 мужчин (53,2 %). В ходе эмпирического исследования был использован комплекс психодиагностических методик: «Шкала интернет-зависимости Чена» в адаптации К. А. Феклисова и В. Л. Малыгина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), опросник рефлексивности А. В. Карпова и опросник «Жизнеспособность человека» Е. А. Рыльской. Методы математической обработки: описательные статистики и дискриминантный анализ с использованием программы IBM SPSS Statistics 17.0.

Результаты. Выявлены психологические особенности личности, которые выступают в роли предикторов и «протекторов» интернет-зависимости. К предикторам интернет-зависимости у студентов относятся эмоциональная нестабильность, низкая нормативность поведения, тревожность, напряженность, низкий самоконтроль, свидетельствующие о склонности интернет-зависимой личности к высокой конфликтности и раздражительности, реактивной возбужденности и импульсивности. Такие студенты характеризуются незрелостью эмоций, неустойчивостью интересов, безответственностью; зависимы от настроения, плохо контролируют проявление эмоций и собственное поведение; отличаются слабой волей. Интернет-зависимость препятствует личностному саморазвитию. При этом рефлексивность и жизнеспособность выступают в качестве «протекторов» и выполняют защитную функцию в возникновении интернет-зависимости, позволяя личности оставаться открытой саморазвивающейся системой.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые комплексное исследование предикторов и «протекторов» интернет-зависимости выполнено на выборке студенческой молодежи в контексте представлений о личности как об открытой саморазвивающейся системе, что позволило представить интернет-зависимость как феномен, негативно влияющий на становление личности. Эмпирически верифицирована прогностическая модель, включающая комплекс психологических переменных, «предсказывающих» возникновение интернет-зависимости личности у студентов с большей или меньшей долей вероятности.

Практическая значимость. Модель «прогноза» интернет-зависимости может быть применима в консультативной практике, в тех случаях, когда клиенты не осознают своего пристрастия или пытаются его скрыть. Материалы исследования и сделанные авторами выводы могут служить основой для разработки рекомендаций для профилактики интернет-зависимости, а выявленные «протекторы» (жизнеспособность и рефлексивность) определяют направление разработки коррекционных и тренинговых программ.

Об авторах

А. А. Колмогорцева
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Колмогорцева Анастасия Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности

Челябинск



Е. А. Рыльская
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)
Россия

Рыльская Елена Александровна – доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии управления и служебной деятельности, декан факультета психологии

Челябинск



Список литературы

1. Young K. S., de Abreu C. N. Internet addiction: a handbook and guide to evaluation and treatment. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc., 2011. 314 p.

2. Young K. S. The evolution of Internet addiction // Addictive Behaviors. 2017. № 64. Р. 229–230. DOI: 10.1016/j.addbeh.2015.05.016

3. Киселева Т. Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 46–50.

4. Jeong H., Yim H.-W., Lee S.-Y. Low self-control and aggression exert serial mediation between inattention/hyperactivity problems and severity of internet gaming disorder features longitudinally among adolescents // Journal of Behavioral Addictions. 2020. № 9. Р. 401–409. DOI: 10.1556/2006.2020.00039

5. Zhang Y., Mei S., Chai J. The Relationship between Impulsivity and Internet Addiction in Chinese College Students: A Moderated Mediation Analysis of Meaning in Life and Self-Esteem // PLoS ONE. 2015. Vol. 10, № 7. P. 2–13. DOI: 10.1371/journal.pone.0131597

6. Mei S. Problematic Internet use, well-being, self-esteem and self-control: Data from a high-school survey in China // Addictive Behaviors. 2016. № 61. Р. 74–79. DOI: 10.1016/j.addbeh.2016.05.009

7. Kuss D., Kristensen A., Lopez-Fernandez O. Internet addictions outside of Europe: A systematic literature review // Computers in Human Behavior. 2021. № 226. (106621) DOI: 10.1016/j.chb.2020.106621

8. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А., Хомерики Н. С., Антоненко А. А., Смирнова Е. А. Интернет-зависимое поведение: биологические, психологические и социальные факторы риска формирования у подростков // Психолого-педагогические технологии. Профилактика зависимостей. 2015. № 4. С. 61–65.

9. Козлова Л. И., Чухрова М. Г. Личностные характеристики пользователей сети интернет, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр // Мир науки, культуры и образования. 2012. № 3 (34). С. 193–195.

10. Mehroof M., Griffths M. Online Gaming Addiction: The Role of Sensation Seeking, Self-Control, Neuroticism, Aggression, State Anxiety, and Trait Anxiety // Cyberpsychology, behavior, and social networking. 2010. Vol. 13, № 3. Р. 313–316. DOI: 10.1089/cyber.2009.0229

11. Chen Q., Quan X., Lu H., Fei P., Li M. Comparison of the personality and other psychological factors of students with internet addiction who do and do not have associated social dysfunction // Shanghai Archives of Psychiatry. 2015. Vol. 27, № 1. Р. 36–41. DOI: 10.11919/j.issn.1002-0829.214129

12. Chen I.-H., Pakpour A., Leung H., Potenza M., Su J.-A., Lin C.-Y., Griffts M. Comparing generalized and specifc problematic smartphone/internet use: Longitudinal relationships between smartphone application-based addiction and social media addiction and psychological distress // Journal of behavioral addictions. 2020. № 9. Р. 410–419. DOI: 10.1556/2006.2020.00023

13. Shen Y., Wang L., Huang C., Guo J., Arenas De Lon S., Lu J., Luo X., Zhang X. Sex differences in prevalence, risk factors and clinical correlates of internet addiction among Chinese college students // Journal of Affective Disorders. 2021. Vol. 279. Р. 680–686. DOI: 10.1016/j.jad.2020.10.054

14. Frangos C. C., Fragkos K. C. Psychologic predictors and epidemiology of internet addiction among university students in Greece // European Psychiatry. 2011. Vol 26, № 1. Р. 40. DOI: 10.1016/S0924-9338(11)71751-5

15. Stavropoulos V., Kuss D., Griffths M., Wilson P., Motti-Stefanidi F. MMORPG gaming and hostility predict Internet Addiction symptoms in adolescents: An empirical multilevel longitudinal study // Addictive Behaviors. 2017. № 64. Р. 294–300. DOI: 10.1016/j.addbeh.2015.09.001

16. Montag C., Jurkiewicz M., Reuter M. Low self-directedness is a better predictor for problematic internet use than high neuroticism // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26, № 6. P. 1531–1535. DOI: 10.1016/j.chb.2010.05.021

17. Park S.-M., Park Y., Lee H., Jung H., Lee J.-Y., Choi J.-S. The effects of behavioral inhibition/approach system as predictors of Internet addiction in adolescents // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 54, № 1. Р. 7–11. DOI: 10.1016/j.paid.2012.07.033

18. Chen T.-H., Hsiao R., Liu T.-L., Yen C.-F. Predicting effects of borderline personality symptoms and self-concept and identity disturbances on internet addiction, depression, and suicidality in college students: A prospective study // Kaohsiung Journal of Medical Science. 2019. Vol. 35, № 8. Р. 508–514. DOI: 10.1002/kjm2.12082

19. Трусова А. В., Гречаный С. В., Поздняк В. В., Ильичев А. Б., Хуторянская Ю. В., Егоров А. Ю., Кибитов А. О. Психологические факторы риска интернет-зависимости: данные пилотного исследования здоровых молодых взрослых // Социальная и клиническая психиатрия. 2019. Т. 29, № 3. С. 23–29.

20. Трусова А. В., Гречаный С. В., Солдаткин В. А. Предикторы развития интернет– аддикции: анализ психологических факторов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2020. № 1. С. 72–82. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-1-72-82

21. Корягина Т. М. Взаимосвязь между интернет-зависимостью и личностными особенностями студентов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, №. 2. С. 70–83.

22. Khatiri Yanesari M., Homayouni A., Gharib K. Can emotional intelligence predicts addiction to internet in university students? // European Psychiatry. 2010. Vol. 25, № 1. P. 748. DOI: 10.1016/S0924-9338(10)70742-2

23. Malak M. Z., Khalifeh A. H. Anxiety and depression among school students in Jordan: Prevalence, risk factors, and predictors // Perspectives in Psychiatric care. 2018. Vol. 54, № 2. Р. 242–250. DOI: 10.1111/ppc.12229

24. Bozoglan B., Demirer V., Sahin I. Loneliness, self-esteem, and life satisfaction as predictors of Internet addiction: A cross-sectional study among Turkish university students // Scandinavian Journal of Psychology. 2013. Vol. 54, № 4. P. 313–319. DOI: 10.1111/sjop.12049

25. Рыльская Е. А. Психологическая концепция жизнеспособности человека: монография. Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2013. 336 с.

26. Колмогорцева А. А. Прогностическая модель структуры личностных особенностей субъектов с интернет-зависимостью [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 3. Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/30PSMN317.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

27. Карпов А. В., Воронова Т. А. Организация внутреннего мира как детерминанта рефлексивных процессов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 19. С. 30–39.

28. Малыгин В. Л., Феликсов К. Л., Искандирова А. С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие. Москва: МГМСУ, 2011. 32 с.

29. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Санкт-Петербург: «Речь», 2001. 112 с.

30. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57.

31. Рыльская Е. А. Тест «Жизнеспособность человека»: разработка и психометрические характеристики // Социум и власть. 2016. № 1 (57). С. 25–30.


Рецензия

Для цитирования:


Колмогорцева А.А., Рыльская Е.А. Психологические предикторы и «протекторы» интернет-зависимости студенческой молодежи. Образование и наука. 2022;24(5):122-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-122-146

For citation:


Kolmogortseva A.A., Rylskaya E.A. Psychological predictors and “protectors” of students’ Internet addiction. The Education and science journal. 2022;24(5):122-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-122-146

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)