Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью роста научной активности и продуктивности научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве флагмана научного развития университетов разных стран. В статье рассматривается социальная общность НПР российских вузов как один из драйверов развития отечественного высшего образования в условиях осуществления программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Цель статьи – выявление направлений и противоречий трансформации научно-педагогического сообщества в изменяющихся условиях академического развития российских вузов.

Методология и методы. В исследовании использован метод анализа статистических данных по высшему образованию России и Уральского федерального округа за 2000– 2021 гг. и Мониторинга эффективности вузов за 2013–2021 гг.

Результаты. Основными результатами исследования, представленными в статье, стали количественные, структурные и содержательные характеристики социальной общности НПР. Они были показаны сквозь призму показателей их научной активности и требований, предъявляемых к ним университетским управлением. Важным результатом исследования стал анализ достижений и проблем научной деятельности НПР в пяти вузах УрФО, представляющих пять субъектов Российской Федерации на его территории – Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, Ханты-Мансийский автономный округ. Среди вузов, попавших в фокус внимания, оказались три университета, получившие поддержку в рамках Проекта «5-100». В статье определены перспективы и риски реализации проектов развития НПР университетов зоны «ядра», получивших поддержку по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а также возможности академического развития НПР вузов «полупериферии» и «периферии», не имеющих такой масштабной государственной помощи.

Предложены организационные подходы к созданию благоприятных условий для трансформации НПР, в которых возможны преодоление имитационности и устойчивый рост их научной активности и продуктивности. Авторы обращают внимание на необходимость дифференциации условий профессиональной деятельности продуктивных и малопродуктивных НПР, группы молодых НПР. Аргументируется важность использования стратегии «выращивания» собственных НПР как основы реального выполнения стратегических задач программы «Приоритет-2030» и проявления заботы о человеческом капитале университетов. Делается также вывод о том, что современный социальный контекст российского высшего образования ограничивает возможности решения этой проблемы и нуждается в изменениях.

Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе тенденций и противоречий трансформации НПР российских вузов, их научного потенциала, направлений деятельности и социальных функций в меняющихся условиях академического развития университетов.

Практическая значимость статьи состоит в показе возможностей и результатов трансформации НПР на пути их превращения в драйвер научного развития университетов.

Об авторах

Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Зборовский Гарольд Ефимович – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института экономики и управления

ResearcherID E-6142-2014

Scopus Author ID 6505899907

Екатеринбург



П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Института экономики и управления

ResearcherID R-6839-2016

Scopus Author ID 56766006000

Екатеринбург



Список литературы

1. Denisova-Schmidt E. Responses to the Challenges of Training and Retaining Scholars in Russian Academia // Мир России. 2021. Т. 30, № 3. С. 174–187. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-3-174-187

2. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as a case in point // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42, № 7. Р. 1292–1308. DOI: 10.1080/03045079.2015.1092129

3. Denisova-Schmidt E. The End of the Academic Profession in Russia? // Мир России. 2020. Т. 29, № 3. С. 86–95. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-3-86-95

4. Heffernan T. A., Heffernan A. The academic exodus: the role of institutional support in academics leaving universities and the academy // Professional development in education. 2019. № 45 (1). P. 102–113. DOI: 10.1080/19415257.2018.1474491

5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16. Москва: Новый Хронограф, 2018. С. 373–392. DOI: 10.19181/ezheg.2018.16

6. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы [Электрон. ресурс]. Москва: Наука, 1972. 240 с. Режим доступа: https://www.isras.ru/publ.html?id=1373 (дата обращения: 24.12.2021).

7. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2010. № 4. C. 3–12. Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/data/2010/10/28/1214792045/Zborovski.pdf (дата обращения: 22.12.2021).

8. Zou T. X. P. Community-based professional development for academics: a phenomenographic study // Studies in Higher Education. 2019. 2019. № 44 (11). P. 1975–1989. DOI: 10.1080/03075079.2018.1477129

9. Sennet R. The Uses of Disorder, Personal Identity and City Style. New York, London: W. W. Norton & Company, 1992. 220 p. Available from: https://openlibrary.org/works/OL1870896W/The_uses_of_disorder_personal_identity_city_life?edition=usesofdisorderpe-00sennrich (date of access: 28.12.2021).

10. Kyvik S., Reymert I. Research collaboration in groups and networks: differences across academic felds // Scientometrics. 2017. № 113 (2). P. 951–967. DOI: 10.1007/s11192-017-2497-5

11. Cherrington S., Macaskill A., Flutey J. Developing a pan-university professional learning community // International Journal for Academic Development. 2018. № 23 (4). P. 298–311. DOI: 10.1080/1360144X.2017.1399271

12. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? // Professional and Support Staff in Higher Education / Ed. by C. Bossu, N. Brown. Singapore: Springer, 2018. P. 23–37. DOI: 10.1007/978-981-10-1607-3_18-2

13. Wilkins S., Butt M. M., Annabi C. A. The influence of organizational identifcation on employee attitudes and behaviours in multinational higher education institutions // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. № 40 (1). P. 48–66. DOI: 10.1080/1360080X.2017.1411060

14. Bieliauskaite J. Solidarity in Academia and its Relationship to Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2021. № 19 (3). P. 309–322. DOI: 10.1007/s10805-021-09420-6

15. Tauginiene L. Embedding Academic Integrity in Public Universities // Journal of Academic Ethics. 2016. № 14 (4). P. 327–344. DOI: 10.1007/s10805-016-9268-4

16. Kwiek M. Internationalists and locals: international research collaboration in a resource-poor system // Scientometrics. 2020. № 124 (1). P. 57–105. DOI: 10.1007/s11192-020-03460-2

17. Szromek A. R., Wolniak R. Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education // Sustainability. 2020. № 12 (12). Paper No. 4865. Available from: https://pdfs.semanticscholar.org/a99c/7172b7a351f98d99a70d43f1c6a5c9058cbd.pdf?_ga=2.186837224.1305973242.1649471133-1709235933.1646200946 (date of access: 28.12.2021). DOI: 10.3390/su12124865

18. Magi E., Beerkens M. Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? // Higher Education. 2016. № 72 (2). P. 241–258. DOI: 10.1007/s10734-015-9951-1

19. Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specifcity and congruence of university faculty achievement goals // International Journal of Educational Research. 2020. № 99. Paper No. 101460. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0883035519300722?via%3Dihub (date of access: 27.12.2021). DOI: 10.1016/j.ijer.2019.08.002

20. Колесникова И. А. Академический гострайтинг – рынок имитации научно-образовательной активности [Электрон. ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18). С. 1–22. Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3509 (дата обращения: 26.12.2021).

21. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5

22. Ермолаева С. Г. Фрагментация университетского сообщества в условиях академического менеджериализма // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Москва: РОС, 2020. С. 5228–5233. DOI: 10.19181/kongress.2020

23. Томилин О. Б., Клюев А. К. «Чёрные лебеди» организационного дизайна российских университетов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55

24. Литвинова Л. И. Факторы научной продуктивности и проблемы ее оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 1. С. 61–75. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.006


Рецензия

Для цитирования:


Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития. Образование и наука. 2022;24(5):147-180. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

For citation:


Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Scientific and pedagogical staff as a social community in the changing conditions of academic development. The Education and science journal. 2022;24(5):147-180. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)