Неформальное образование: обзор современных исследований
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-46-67
Аннотация
Введение. Неформальное образование приобретает новый импульс в контексте построения устойчивого и высокотехнологичного общества. Статья раскрывает актуальные проблемы развития неформального образования как элемента системы lifelong learning и образования взрослых.
Цель. Целью настоящей работы является проведение аналитического обзора современных исследований, раскрывающих международный опыт изучения неформального образования, практик его применения в разных странах, а также механизмов признания его результатов.
Методология и методы. Работа базировалась на методологии сопоставительного анализа и качественного контент-анализа международных статистических и аналитических отчетов ЮНЕСКО, CEDEFOP и др., академических и эмпирических исследований. В ходе аналитического обзора были рассмотрены изменения политики в отношении развития неформального образования, международный и имеющийся в отдельных странах опыт его изучения и реализации.
Результаты. На основе принципа совмещения масштабов выделены три уровня анализа неформального образования (макроуровень/глобальный, мезоуровень/институциональный, микроуровень/личностный). На каждом из них выявлены и описаны ключевая проблематика и тренды в развитии неформального образования. Проведенное исследование дает основание полагать, что практики неформального образования приобретают институциональные формы. Уровень развития неформального образования в разных странах отличается, однако существуют общие тенденции к решению ряда схожих социальных задач за счет ресурсов неформального образования, таких как синхронизация спроса и предложения на рынке труда, социальная инклюзия разных категорий населения и др.
Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что аналитический обзор раскрывает ресурсный потенциал неформального образования, возможности его применения для переквалификации разных социально-демографических групп населения, глобальные тренды и перспективы его развития.
Практическая значимость состоит в том, что показаны механизмы признания результатов неформального образования. Выявленные тренды и лучший международный опыт можно использовать для интеграции формального и неформального образования, создания экспериментальных площадок обучения, акселерации практических мер образовательной политики.
Об авторах
М. Н. КичероваРоссия
Кичерова Марина Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии
Тюмень
И. С. Трифонова
Россия
Трифонова Ирина Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент Центра иностранных языков и коммуникативных технологий
Тюмень
Список литературы
1. Węgrzyn G. Adult education as a factor increasing the innovativeness of European Union countries. Studies of the Industrial Geography Commission of the Polish Geographical Society. 2019; 33 (2): 18–31. DOI: 10.24917/20801653.332.2
2. Parziale F., Scotti I. Education as a resource of social innovation. SAGE Open. 2016; 6 (3): 1–9. DOI: 10.1177/2158244016662691
3. Valiente O., Capsada-Munsech Q., Otero J. Educationalisation of youth unemployment through lifelong learning policies in Europe. European Educational Research Journal. 2020; 19(6): 1–19. DOI: 10.1177/1474904120908751
4. Biesta G. What’s the point of lifelong learning if lifelong learning has no point? On the democratic deficit of policies for lifelong learning. European Educational Research Journal. 2006; 5 (3): 169–180. DOI: 10.2304/eerj.2006.5.3.169
5. Mikulec B., Skubic Ermenc K. Qualifications frameworks between global and European pressures and local responses. SAGE Open. 2016; 6 (2): 1–10. DOI: 10.1177/2158244016644948
6. Barabasch A., Bohlinger S., Wolf S. Policy transfer in vocational education and training and adult education. Research in Comparative and International Education. 2021; 16(4): 335–338. DOI: 10.1177/17454999211063250
7. Van Laar E., Deursen A. J. A. M., Van Dijk J. A. G. M., Haan J. The relation between 21st -century skills and digital skills: A systematic literature review. Computers in Human Behavior. 2017; 72: 577–588. DOI: 10.1016/j.chb.2017.03.010
8. Shala A., Grajcevci A. Formal and non-formal education in the new era. Action Researcher in Education [Internet]. 2016 [cited 2022 Mar 17]; 7: 119–130. Available from: https://www.researchgate.net/publication/328812348_Formal_and_Non-Formal_Education_in_the_New_Era
9. Kim D., Lee I. H., Park J. H. Latent class analysis of non-formal learners’ self-directed learning patterns in open educational resource repositories. British Journal of Educational Technology. [Internet]. 2019 [cited 2022 Sep 15]; 50 (6): 3420–3436. DOI: 10.1111/bjet.12746
10. Dwirianto S., Pudjihardjo M., Susilo S. Economic empowerment of society through development of non-formal education based on life skill education in Pekanbaru city. IOSR Journal of Business and Management. 2014; 16: 26–34. DOI: 10.9790/487X-16212634
11. Taylor M., Evans K. Formal and informal training for workers with low literacy: Building an international dialogue. Journal of Adult and Continuing Education. 2009; 15 (1): 37–54. DOI: 10.1177/147797140901500105
12. Taylor M., Evans K., Pinsent-Johnson C. Work-based learning in Canada and the United Kingdom: A framework for understanding knowledge transfer for workers with low skills and higher skills. Research in Post-Compulsory Education. 2010; 15 (4): 347–361. DOI: 10.1080/13596748.2010.526796
13. Kersh N., Laczik A. Towards understanding of policy transfer and policy learning in adult education in the context of United Kingdom. Research in Comparative and International Education. 2021; 16 (2): 384–404. DOI: 10.1177/17454999211061236
14. Taylor M., Trumpower D., Pavic I. Unravelling the lifelong learning process for Canadian workers and adult learners acquiring higher skills. Journal of Research and Practice for Adult Literacy, Secondary and Basic Education [Internet]. 2013 [cited 2022 Apr 18]; 3: 95–107. Available from: https://www.researchgate.net/publication/272420353_Unravelling_the_lifelong_learning_process_for_Canadian_workers_and_adult_learners_acquiring_higher_skills
15. Kalenda J., Kočvarová I. Participation in non-formal education in risk society. International Journal of Lifelong Education. 2020; 41 (2): 146–167. DOI: 10.1080/02601370.2020.1808102
16. Knowles M. S. Informal adult education: A guide for administrators, leaders, and teachers. New York: Association Press; 1955. 272 p.
17. Knowles M. S., Holton III E. F., Swanson R. A., Robinson P. The adult learner: The definitive classic in adult education and human resource development. London: Routledge; 2020. 406 p. DOI: 10.4324/9780429299612
18. Fobel L., Kolleck N. Regional patterns of access and participation in non-formal cultural education in Germany. Education Sciences. 2022; 12 (1), 13: 1–14. DOI: 10.3390/educsci12010013
19. Schweitzer F. Researching non-formal religious education: The example of the European study on confirmation work. HTS Teologiese Studies / Theological Studies. 2017; 73(4): 1–8. DOI: 10.4102/hts.v73i4.4613
20. Garner N., Hayes S., Eilks I. Linking formal and non-formal science education – A reflection from two cases in Ireland and Germany. Sisyphos Journal of Education. 2014; 2: 10–31. DOI: 10.25749/sis.4064
21. Terrazas R. Developing non-formal education competences as a complement of formal education for STEM lecturers. Journal of Education for Teaching. 2018; 44: 1–6. DOI:10.1080/02607476.2018.1422613
22. Soyyılmaz D., Griffin L. M., Martín M. H., Kucharský Š., Peycheva E. D., Vaupotič N., Edelsbrunner P. A. Formal and informal learning and first-year psychology students’ development of scientific thinking: A two-wave panel study. Frontiers in Psychology. 2017; 8:133. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00133
23. Denkowska S., Fijorek K., Węgrzyn G. Formal and non-formal education and training as an instrument fostering innovation and competitiveness in EU member countries. Journal of Competitiveness. 2020; 12 (3): 82–98. DOI: 10.7441/joc.2020.03.05
24. Ferreira M., de Grip A., Velden R. V. Does informal learning at work differ between temporary and permanent workers? Evidence from 20 OECD countries. Labor: Human Capital eJournal. 2018; 55: 18–40. DOI: 10.1016/j.labeco.2018.08.009
25. Kedrayate A. Non-formal education: Is it relevant or obsolete? International Journal of Business, Humanities and Technology [Internet]. 2012 [cited 2022 May 10]; 2 (4): 11–15. Available from: https://ijbhtnet.com/journals/Vol_2_No_4_June_2012/2.pdf
26. Ololube N. P., Egbezor. A critical assessment of the role/importance of non-formal education to human and national development in Nigeria: Future trends. International Journal of Scientific Research in Education [Internet]. 2012 [cited 2022 Mar 17]; 5: 71–93. Available from: https://www.researchgate.net/publication/229820660_A_critical_assessment_of_the_roleimportance_of_non-formal_education_to_human_and_national_development_in_Nigeria_future_trends
27. Fakhruddin, Shofwan I. The impact of non-formal education in community development: A case study in Pati, Indonesia. International Journal of Innovation, Creativity and Change [Internet]. 2019 [cited 2022 Feb 15]; 5 (5): 339–352. Available from: https://www.ijicc.net/images/vol5iss5/5525_Fakhruddin_2019_E_R.pdf
28. Bjornavald J. Making learning visible: Identification, assessment and recognition of nonformal learning. Vocational Training: European Journal [Internet]. 2001 [cited 2022 Jun 5]; 22: 24–32. Available from: https://www.cedefop.europa.eu/files/etv/Upload/Information_resources/Bookshop/117/22_en_bjornavold.pdf
29. Souto-Otero M. Validation of non-formal and informal learning in formal education: Covert and overt. European Journal of Education. [Internet]. 2021 [cited 2022 Oct 1]; 56 (1): 1–15. DOI: 10.1111/ejed.12464
Рецензия
Для цитирования:
Кичерова М.Н., Трифонова И.С. Неформальное образование: обзор современных исследований. Образование и наука. 2023;25(2):46-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-46-67
For citation:
Kicherova M.N., Trifonova I.S. Non-formal education: The review of current studies. The Education and science journal. 2023;25(2):46-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-46-67