Модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-98-137
Аннотация
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью роли классного руководителя в международной образовательной практике. На современном этапе институт классного руководства существует на территории постсоветского пространства, в Китае, Франции и ряде других стран. В США сформировалась особая структура – деканофис, который занимается вопросами воспитания. Во многих странах существуют должности освобожденного от учебной работы воспитателя, прикрепленного к классам, а также наставника, тьютора, выполняющего функцию классного руководителя. В условиях политической напряженности деятельность классного руководителя приобретает опережающий характер, создавая основу для консолидации общества, обеспечения национальной безопасности на базе общенациональных и общечеловеческих ценностей. Классный руководитель осуществляет педагогическое сопровождение воспитательного процесса, сотрудничество со всеми участниками образовательных отношений, является ключевым звеном воспитания. От его деятельности во многом зависят личностное развитие обучающихся и эффективность воспитательной системы школы. Многозначность и многофункциональность деятельности классного руководителя требуют объективной оценки его работы. Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя является неотъемлемой частью диагностики качества воспитательной деятельности в школе. В этой связи актуализируется необходимость разработки модели оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя и возможности ее реализации в условиях образовательной организации.
Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробация модели оценки эффективности деятельности классного руководителя.
Методология, методы и методики исследования базировались на следующих подходах: личностно-ориентированный, системно-деятельностный, интегративный, критериально-уровневый, акмеологический, компетентностный и комплексный. Использовались теоретические методы (теоретический анализ, обобщение и систематизация, моделирование), эмпирические методы (анкетирование, метод экспертных оценок). Исследование осуществлялось в 5 образовательных организациях Нижегородской области, являющихся базами практик подготовки будущих учителей и классных руководителей Мининского университета (Нижний Новгород).
Результаты. В результате была разработана и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя как способ комплексной диагностики его профессиональной деятельности, повышения качества взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений. Модель представлена в единстве целевого, содержательного, процессуально-организационного и результативно-оценочного компонентов. Представлены результаты апробации разработанной модели.
Научная новизна заключается в разработке структурно-функциональной модели комплексно-дифференцированной оценки эффективности деятельности классного руководителя, отражающей многомерность его деятельности и включающей ценностно-целевые ориентиры, интегративную критериальную матрицу, процедуру оценки, диагностический инструментарий, траектории оценки и технологию их конструирования, механизм подсчета результатов, определяющих эффективность воспитательной деятельности классного руководителя. Спроектированная модель оценки составляет основу для разработки методики оценки эффективности деятельности классного руководителя.
Практическая значимость. Спроектированная модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя может быть использована в практике работы образовательных организаций для разработки системы поощрения деятельности классного руководителя, сопровождения его профессионального роста, создания индивидуальных траекторий профессионального развития, аналитических заключений и экспертиз.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. НиколинаРоссия
Николина Вера Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной педагогики
Scopus Author ID 57204900321, ReseacherID AAY-1623-2020
Нижний Новгород
А. А. Лощилова
Россия
Лощилова Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики
Scopus Author ID 57204900034, ReseacherID I-5429-2018
Нижний Новгород
С. И. Аксенов
Россия
Аксенов Сергей Иванович – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой общей и социальной педагогики
Scopus Author ID 56900926900, ReseacherID K-1975-2017
Нижний Новгород
Список литературы
1. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика [Электрон. ресурс]. Москва: Юрайт, 2014. 440 с. Серия: Магистр. Режим доступа: https://urss.ru/PDF/add_ru/171993-1.pdf?ysclid=l9s83kqyjs183075199 (дата обращения: 24.03.2022).
2. Каспорская О. А. Опыт педагогического руководства и сопровождения учебно-воспитательной деятельности обучаемых за рубежом [Электрон. ресурс] // Интеллектуальный потенциал ХХI века: ступени познания. 2016. № 35. С. 11–18. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26637723&ysclid=l6agbcmox968844356 (дата обращения: 07.03.2022).
3. Антонова О. Н. Критерии оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя [Электрон. ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып. 11 (127). С. 172–176. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-effektivnosti-vospitatelnoy-raboty-klassnogo-rukovoditelya?ysclid=l6afscwi85804195509 (дата обращения: 12.04.2022).
4. Нечаев М. П. Оценка эффективности деятельности классных руководителей: основные подходы и методика [Электрон. ресурс] // Воспитание школьников. 2020. № 10. Режим доступа: http://gorono-ozersk.ru/node/262 (дата обращения: 20.02.2022).
5. Алиева Л. В., Григорьев Д. В. Селиванова Н. Л., Степанова И. В., Степанов П. В. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях города Москвы [Электрон. ресурс]. Москва: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2010. 55 с. Режим доступа: https://instrao.ru/index.php/content-page/49-izdaniya-instituta/264-2010-ocenka-kachestva-vospitaniya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah?ysclid=l6apd5cekw321551825 (дата обращения: 24.02.2022).
6. Koltz R. L., Nelson M. D., Tarabochia D. S.; Elliott A. A Model of Family Well-Being for School Counselors // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, № 55. P. 1–32. Available from: http://www.jsc.montana.edu/articles/v19n55.pdf (date of access: 12.02.2022).
7. Blake M. K. Other Duties as Assigned: The Ambiguous Role of the High School Counselor // Sociology of Education. 2020. Vol. 93, № 4. P. 315–330. Available from:: https://www.researchgate.net/publication/342102304_Other_Duties_as_Assigned_The_Ambiguous_Role_of_the_High_School_Counselor (date of access: 15.02.2022).
8. Podgornik V., Vogrinc J. The Role of Headteachers, Teachers, and School Counselors in the System of Quality Assessment and Assurance of School Work // SAGE Open. 2017. Vol. 7, № 2. Available from: https://ideas.repec.org/a/sae/sagope/v7y2017i2p2158244017713239.html (date of access: 15.02.2022).
9. Cleveland R. E., Hartline J. School Counselor Evaluation Instrument Pilot Project: A School Counselor Association, Department of Education, and University Collaboration // Journal of School Counseling. 2017. Vol. 15, № 12. Available from: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/leadership-facpubs/101 (date of access: 16.02.2022).
10. Селиванова Н. Л. Воспитание в современном обществе: взгляд на проблему [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 18–19. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631291&ysclid=l6aoklyazh452085566 (дата обращения: 20.02.2022).
11. Степанов П. В. Стоя на плечах гигантов: от ценностных основ воспитания к деятельностной модели воспитательных целей [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 1. С. 32–40. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stoya-na-plechah-gigantov-ot-tsennostnyh-osnov-vospitaniya-k-deyatelnostnoy-modeli-vospitatelnyh-tseley?ysclid=lcysxyv23v145284988 (дата обращения: 20.02.2022).
12. Ching L. L. Roles and Functions of the Class Teacher // In: School Guidance and Counselling. Trends and Practices / Edited by Pattie Y. Y. Luk-Fong and Yuk Ching Lee-Man. 2013. Hong Kong: Hong Kong University Press: Cheer Shine Enterprise Co. P. 155–174. DOI: 10.5790/hongkong/9789888083411.003.0008
13. Lewis H. D. The French education system. London: Routledge. 2018. 212 p. Available from: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=sUhaDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT7&dq=education+in+French+schools&ots=xTAtEtgbVU&sig=sNWkiFEQAZbPa5ElawhsKaVrCC4&redir_esc=y#v=onepage&q=education%20in%20French%20schools&f=false (date of access: 12.02.2022).
14. Yildiz N. G. An Investigation of School Counselors’ Role in Building Partnerships with Linguistically Diverse Families // International Journal of Curriculum and Instruction. 2021. Vol. 13, № 3. P. 2386–2415. Available from: https://ijci.wcci-international.org/index.php/IJCI/article/view/709 (date of access: 12.02.2022).
15. Yildiz N. G. School Counselors’ Leadership Role in Creating a Collaborative School Climate for Linguistically Diverse Students // Journal of Education and Learning. 2021. Vol. 10, № 6. P. 7–17. Available from: https://ccsenet.org/journal/index.php/jel/article/view/0/46091 (date of access: 12.02.2022).
16. Pincus R., Ebersol D., Justice J., Hannor-Walker T., Wright L. School Counselor Roles for Student Success during a Pandemic // Journal of School Counseling. 2021. Vol. 19, № 29. Available from: https://eric.ed.gov/?q=student&pg=104&id=EJ1325665 (date of access: 12.02.2022).
17. Rock W. D., Estoque V. L., Cowan H. F. School Climate and the Principal-Counselor Relationship // Journal of School Counseling, 2021. Vol. 19, № 39. P. 1–29. Available from: https://jsc.montana.edu/articles/v19n39.pdf (date of access: 12.02.2022).
18. Mayes R. D., Elam N. P., Geesa R. L., McConnell K. R., McDonald K. M. School Administrators’ Perceptions on Effectiveness of School Counselor Evaluation: A National Study // Journal of Educational Leadership and Policy Studies. 2020. Vol. 4, № 1. Available from: https://www.researchgate.net/publication/344955978_School_administrators’_perceptions_on_effectiveness_of_school_counselor_evaluation_A_national_study (date of access: 12.02.2022).
19. Özdilekler M. A., Altinay F., Altinay Z., Dagli G. An evaluation of class-teachers’ roles in transferring values // Quality & Quantity. 2017. № 52 (33). P. 1–16. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s11135-017-0556-x?error=cookies_not_supported&code=c604be0b-daa7-4cc3-8d4b-4c241b4d608b (date of access: 12.02.2022).
20. Vasilachi O. Rusnac Т. The class-teacher in the educational process // Univers pedagogic. 2021. № 2 (70). P. 58–61. DOI: 10.52387/1811-5470.2021.2.10
21. Jovanovic B., Djuric I. The class teacher in the system of pedagogical work of schools // Zbornik radova Filozofskog fakulteta u Pritini. 2015. № 45 (1). P. 185–208. Available from: https://scindeks.ceon.rs/article.aspx?query=ISSID%26and%2612287&page=9&sort=8&stype=0&backurl=%2Fissue.aspx%3Fissue%3D12287%26lang%3Den&lang=en (date of access: 25.02.2022).
22. Галагузова Ю. Н., Дорохова Т. С., Матвеева А. И. Опыт исследования ключевых дефицитов в профессиональной деятельности классных руководителей [Электрон. ресурс] // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 608–622. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48561345_88878762.pdf (дата обращения: 12.04.2022).
23. Бывшева М. В., Демышева А. С., Коротун А. В. Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования [Электрон. ресурс] // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 95–117. Режим доступа: https://pnojournal.wordpress.com/2022/05/12/byvsheva (дата обращения: 14.04.2022).
24. Satynskaya А., Kolumayeva Sh. Contemporary problems of pedagogical interaction of the class teacher with parents // Fundamental and Applied Researches in Practice of Leading Scientific Schools. 2019. № 31 (1). P. 178–181. Available from: https://www.researchgate.net/publication/332982610_Contemporary_problems_of_pedagogical_interaction_of_the_class_teacher_with_parents (date of access: 12.02.2022).
25. Шевченко П. В. Классный руководитель в современной московской школе [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2019. № 6. C. 133–139. Режим доступа: https://ras.jes.su/socis/s013216250005489-0-1 (дата обращения: 12.04.2022).
26. Слепко Ю. Н. Параметры оценки эффективности профессиональной деятельности [Электрон. ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2, № 2 (Психолого-педагогические науки). С. 216–220. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/51.pdf?ysclid=l6amurieav821418267 (дата обращения: 12.04.2022).
27. Retnowati T. H., Mardapi D., Kartowagiran B., Hamdi S. A Model of Lecturer Performance Evaluation: Sustainable Lecturer Performance Mapping // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, № 2. P. 83–102. Available from: https://eric.ed.gov/?id=EJ1291021 (date of access: 12.02.2022).
28. Nice M. L., Joseph M., Kolbert J. B., Hilts. D. N., Crothers, L. M., Kratsa K. School Counselors’ Self-Efficacy in Knowledge of the College Process // Journal of Psychoeducational Assessment. 2021. Vol. 39, № 7. P. 874–890. Available from: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/2156759X20976374 (date of access: 25.02.2022).
29. Sanches M. F. C., Jacinto M. Teacher Evaluation Policies: Logics of Action and Complex Adaptation to School Contexts // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 1201–1210. Available from: https://www.researchgate.net/publication/273851004_Teacher_Evaluation_Policies_Logics_of_Action_and_Complex_Adaptation_to_School_Contexts (date of access: 25.02.2022).
30. Медведникова Л. Ф. Модель оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им Н. А. Некрасова. Серия «Гуманитарные науки»: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14, № 2. С. 18–22. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20275889 (дата обращения: 12.04.2022).
31. Киселева Е. В. Педагогическая экспертиза условий формирования навыков XXI века в процессе воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 55–61. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ekspertiza-usloviy-formirovaniya-navykov-xxi-veka-v-protsesse-vospitaniya-pedagogical-expertise-of-the-conditions-for?ysclid=l6anyrdeo3153141717 (дата обращения: 12.04.2022).
32. Илалтдинова Е. Ю., Кисова В. В., Семенов А. В. Опросник готовности к классному руководству будущих педагогов [Электрон. ресурс] // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 127–140. Режим доступа: https://pnojournal.wordpress.com/2021/03/01/ilaltdinova (дата обращения: 14.04.2022).
33. Леус О. В. Квалиметрический мониторинг педагогического мастерства учителя в реализации национальной системы учительского роста [Электрон. ресурс] // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 5А. Ч. 1. С. 5–14. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41867575&ysclid=l6ao8e21gf600444114 (дата обращения: 12.04.2022).
34. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания [Электрон. ресурс] // Педагогика, 2011. № 1. С. 17–24. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21850734&ysclid=l6aobov26h194870070 (дата обращения: 12.04.2022).
35. Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы: учебно-методическое пособие [Электрон. ресурс]. Псков: ПОИПКРО, 1994. 94 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/004127_000033_RU_IS_BASE_413196104/?ysclid=l6aoesr3k61018056 (дата обращения: 12.04.2022).
36. Степанов П. В., Степанова И. В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе [Электрон. ресурс]. Москва: Просвещение, 2014. 80 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007548115?ysclid=l6aomfzkrr319614537 (дата обращения: 12.04.2022).
37. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников [Электрон. ресурс]. Москва: Педагогика. 1990. 142 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001563504?ysclid=l6aoqpyy2m150349866 (дата обращения: 12.04.2022).
38. Маркина Н. В., Солдатова Е. Л., Качуро И. Л., Гаврилюк А. Личностные и экзистенциально-психологические ресурсы классных руководителей, работающих с одаренными детьми // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 102–135. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-102-135
39. Kuznetsova S. N., Kozlova E. P., Kuznetsov V. P., Shabarov A. A, Efremova A. D. Efficiency Improvement of the Use of Labor Resources (on the Example of PAO “GAZ”) // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. Vol. 314. P. 1173–1180. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46806353&ysclid=l6aot61xob498801166 (date of access: 25.02.2022).
40. Fedorov A. A., Mialkina E. V , Sedykh E. P., Zhitkova V. A. Model of managing the professional-educational route of a future specialist // Revista Tempos e Espacos em Educacao. 2021 Vol. 14б Iss. 33. Article number e16325. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/Model-of-managing-the-professional-educational-of-a-Fedorov-Mialkina/5baf7db2d35986a7f12b810e8ddbf8367e8629c2 (date of access: 26.02.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Николина В.В., Лощилова А.А., Аксенов С.И. Модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя. Образование и наука. 2023;25(2):98-137. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-98-137
For citation:
Nikolina V.V., Loshchilova A.A., Aksenov S.I. Model for evaluating the effectiveness of the educational activities of the class teacher. The Education and science journal. 2023;25(2):98-137. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-98-137