Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-79-92

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – показать перспективность межкультурного общения как педагогического средства воспитания поликультурности и поделиться практическим опытом организации диалога культур в курсе изучения иностранного языка в вузе. Анализируются существующие определения межкультурного диалога и рассматриваются его особенности. Автор понимает такой диалог как коммуникативно-риторическую конфликтную ситуацию «столкновения» двух или более культур, благодаря которой запускается механизм смыслообразования, способствующего взаимопониманию и взаимному обогащению общающихся субъектов, имеющих устойчивую культурную идентификацию. Развитие данной ситуации и ее рефлексия приводят в конечном счете к формированию у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия при сохранении собственной этнической культурной принадлежности, эмпатии, появлению умения достойно представлять родную культуру. Предлагается трехэтапная модель построения межкультурного диалога на занятиях, задачей которых является воспитание поликультурной личности. В качестве примера описано одно из практических занятий со студентами третьего курса Тюменского государственного университета специальности «Теория и методика преподавания английского языка». Статья адресована преподавателям иностранного языка, методистам, практикующим и будущим педагогам.

Об авторе

Л. М. Козина
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия
Старший преподаватель кафедры английского языка Института гуманитарных наук, соискатель академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета



Список литературы

1. Бахтин М. М Эстетика словесного творчества. Москва, 1986.

2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1979.

3. Библер В. С. Цивилизация и культура. Москва, 1993. С. 14–18.

4. Белякова Е. Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии. монография. Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2008.

5. Елизова Е. А Семантика урока как педагогического текста //

6. Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 82–86

7. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг. Москва: Владос, 2011.

8. Зинченко В. П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1030&binn_rubrik_pl_articles=112.

9. Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог. С-Петербург: Семиосфера. 2000. С. 591–603.

10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 1999. 487 с.

11. Лигинчук Г. Г. Конфликтология: учебно-методическое пособие. Москва: Московский институт экономики, менеджмента и права [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part-005*page.htm.

12. Новоженина Е. В. Становление партнерских отношений преподавателя и студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2002.

13. Мурасова А. Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Ульяновск, 2008. 192 с.

14. Стаканова Е. В. Психологические особенности смысловой саморегуляции студентов при изучении иностранного языка как смыслообразующего контекста: дис.... канд. психол. наук. Ростовна-Дону, 2006. 190 с.


Для цитирования:


Козина Л.М. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ. Образование и наука. 2014;1(3):79-92. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-79-92

For citation:


Kozina L.N. CROSS-CULTURAL DIALOG AS A PEDAGOGICAL INSTRUMENT OF MULTICULTURAL AWARENESS.. The Education and science journal. 2014;1(3):79-92. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-79-92

Просмотров: 870


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)