Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-138-157

Аннотация

В статье излагается система работы по формированию методического мышления студентов-филологов. Методологической базой этой системы является процессуально-когнитивный подход, а стратегическим направлением – управление познавательным процессом на всех этапах обучения. Дана характеристика методического мышления, показаны содержание и структура, представленная набором когнитивных компонентов. Утверждается, что, обладая таким мышлением, специалистпрофессионал способен продуктивно работать с лингвистической и методической информацией (анализировать ее, преобразовывать и оптимально адаптировать в учебных целях); свободно формулировать правила использования языковых и речевых средств; осуществлять научно-методические обобщения; оперировать оценочно-диагностическими и оценочноисследовательскими средствами на основе приобретенных исследовательско-проектировочных умений. Процесс развития методического мышления у будущих учителей русского языка описывается на примере цикла семинарских занятий, для которых предлагается специальный комплекс методических задач по отработке когнитивных операций и исследовательских действий. Приводятся типы и алгоритмы составления учебных методических задач. Все эти качества, столь необходимые современному педагогу, возможно выработать на основе использования учебных методических задач, развивающих когнитивные компоненты мышления.

Об авторе

Т. С. Табаченко
Сахалинский государственныйq университет, Южно-Сахалинск
Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, декан Института филологии Сахалинского государственного университета 


Список литературы

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. Москва, 1999. 322 с.

2. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. Москва, 1999. 354 с.

3. Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. Москва, 1980. 149 с.

4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. Москва: Тривола, 1996. 600 с.

5. Табаченко Т. С. Методологические основы оптимизации профессиональной подготовки студентов-филологов на основе процессуально-когнитивного подхода: монография / науч. ред. Л. А. Тростенцова. Москва: Прометей, 2007. 148 с.

6. Табаченко Т. С. Реализация процессуально-когнитивного подхода в профессиональном образовании студентов-филологов // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 99–103.

7. Табаченко Т. С. Процессуально-когнитивный подход в профессиональном образовании студентов-филологов // Преподаватель XXI век. 2007. № 1. С. 32–38.

8. Табаченко Т. С. Проблемы когнитивного обучения в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2. С. 2–4.

9. Табаченко Т. С. Профессиональная подготовка студентов-филологов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-когнитивного подхода: монография. Ю.-Сахалинск: Сахалинский государственный университет, 2007. 244 с.


Рецензия

Для цитирования:


Табаченко Т.С. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. Образование и наука. 2014;1(3):138-157. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-138-157

For citation:


Tabachenko T.S. DEVELOPING THE METHODICAL THINKING OF PROSPECTIVE RUSSIAN LANGUAGE TEACHERS. The Education and science journal. 2014;1(3):138-157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-138-157

Просмотров: 982


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)