ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-104-116
Аннотация
Цели статьи – представить технологию развития в учебном процессе самоконтроля у младших школьников с легкой умственной отсталостью; раскрыть особенности состояния самоконтроля у детей данной категории; показать необходимость дальнейшей целенаправленной работы в указанном направлении.
Методика и методы. В работе использовались теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: беседа, письменные задания, наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ.
Научная новизна и результаты. Выявлены причины низкого уровня самоконтроля младших школьников с нарушением интеллекта. С учетом современных изменений в области специального образования впервые разработана и научно обоснована универсальная технология развития самоконтроля в учебной деятельности у детей с легкой умственной отсталостью. Показана необходимость переходных этапов при освоении такими учащимися всех видов контроля; представлены результаты экспериментального исследования, подтверждающие эффективность предлагаемой технологии, которая носит комплексный характер и может применяться при изучении всех дисциплин в начальной школе.
Практическая значимость. Материалы исследования предлагается использовать как в специальных (коррекционных) школах VIII вида, так и в общеобразовательных школах, атакже всистеме повышения квалификации учителей начальных классов и при подготовке студентов.
Об авторе
Вера Александровна ГалкинаРоссия
аспирант кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета, Москва (РФ).
Список литературы
1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1979. Т. 2. 400 с.
2. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: монография / пер. с немец. А. Н. Зуева. Москва: Медицина, 1981. 239 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1983. Т. 5. 361 с.
4. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука / под. ред. А. И. Подольского. Москва; Воронеж, 1998. 482 с.
5. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. Москва: Учпедгиз, 1935. 176 с.
6. Как проектировать универсальные учебные действия вначальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др; под. ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2010. 152 с.
7. Кожалиева Ч. Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков // Дефектология. 1997. No 4. С. 36–43.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 304 с.
9. Матасов Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников: дис. ... д-ра псих. наук: С.-Петербург, 1997. 332 с.
10. Мирский С. Л. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Москва, 1967. 18 с.
11. Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы: методическое пособие. Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1985. 70 с.
12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы: монография / под ред. Ж. И. Шиф. Москва: Просвещение, 1965. 343 с.
13. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). Москва: АПН РСФСР, 1959. 486 с.
14. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовит. 1–4-е классы / под ред. В. В. Воронковой. Москва: Просвещение, 2013. 176 с.
15. Проект примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosovz.herzen.spb.ru/wpcontent/uploads/2014/04/08_Пр.АООП_УО.pdf.
16. Проект Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08 _ФГОС_УО_27.09.2014.pdf.
17. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Просвещение, 1986. 192 с.
18. Ярова Л. П. Формирование самоконтроля в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Киев, 1994. 17 с.
19. Jackson Henry J., Boag Paul G. The Efficacy of Self-Control Procedures as Motivational Strategies with Mentally Retarded Persons: A Review of the Literature and Guidelines for Future Research [Электрон. ресурс] // Journal of Intellectual and Developmental Disability. 1981. Vol. 7. No 2. P. 65–79. Режим доступа: http://informahealthcare.com/doi/abs/10.3109/136682581090 18 87? journalCode=jid.
20. Kim Dr., Ok Dr., Byun Prof., Lee Prof. A case study on clinical dohsatherapy on the self-control of children with mental retardation [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.jldd.jp/gtid/acmr_17/pdf/35-myeong.pdf.
21. Mahoney Michael J., Mahoney Kathryn. Self Control Techniques with the Mentally Retarded // Exceptional Children. 1976. Vol. 42. Issue 6, P. 328. Режим доступа: http://connection.ebscohost.com/ c/articles/19762971/selfcontrol-techniques-mentally-retarded.
Рецензия
Для цитирования:
Галкина В.А. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. Образование и наука. 2015;1(2):104-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-104-116
For citation:
Galkina V.A. SELF-CONTROL FORMATION TECHNOLOGY FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION IN LEARNING PROCESS. The Education and science journal. 2015;1(2):104-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-2-104-116