Модель промежуточной оценки профессиональных компетенций будущих педагогов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-46-67
Аннотация
Введение. Идеи формирования единого образовательного пространства Российской Федерации актуализируют разработку единых содержательных и оценочных компонентов программ педагогического образования, что определяет необходимость внедрения инновационных подходов в процесс оценивания результатов обучения студентов педагогического бакалавриата. В настоящее время система оценки образовательных результатов по программам педагогического образования чаще всего направлена на оценку степени освоения дисциплин (модулей, практик), то есть имеет дисциплинарную основу. Однако в современных условиях для оценки качества педагогического образования необходима проработка механизмов оценки уровня подготовленности студента (выпускника) к решению реальных задач профессиональной педагогической деятельности, в том числе в процессе промежуточной и итоговой аттестации. Новые вызовы требуют построения системы оценки в педагогическом образовании в соответствии с социальными потребностями и запросом.
Целью статьи является разработка модели промежуточной оценки уровня профессиональных компетенций студентов бакалавриата педагогических направлений подготовки в педагогических вузах.
Методология, методы и методики. Методологической базой статьи являются идеи системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов. В соответствии с целью работы применены методы: анализ и синтез научных публикаций и нормативных правовых документов, методы компаративистики и аналогий, метод конструирования системы теоретических представлений процесса оценивания достижений обучающихся.
Результаты. В работе предложена модель промежуточной оценки уровня развития компетенций у студентов, обучающихся по программам подготовки будущих учителей в условиях реализации единых требований к содержанию высшего педагогического образования, в основе которой лежит компетентностный подход. Ключевыми характеристиками модели являются независимость, непрерывность и последовательность, открытость, ориентация на личностное и профессиональное развитие студента, на ключевые профессиональные компетенции педагога, использование процедур и инструментария оценки, аналогичного применяемому в других оценочных процедурах (ЕГЭ, ВПР, аттестация педагогических кадров, международные сопоставительные исследования); возможность использования результатов при проведении итоговой аттестации студентов. В исследовании представлены основные структурно-динамические компоненты модели промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам педагогических направлений подготовки. Реализация модели промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам педагогических направлений подготовки, в том числе в разрезе вузов, может являться основой оценки качества педагогического образования.
Научная новизна. На основе сравнительного анализа международных и российских исследований по теме работы выявлена актуальность изучения подходов к проектированию оценочных средств с позиций компетентностного подхода в условиях внедрения единых подходов в программы подготовки будущих учителей. В ходе научного поиска на основе обобщения и систематизации результатов исследований по теме разработана и теоретически обоснована модель промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам педагогических направлений подготовки. Осуществлен вклад в область педагогической науки в части разработки модели, ориентированной на оценку готовности студентов педагогических программ осуществлять педагогическую деятельность, решать задачи профессиональной педагогической деятельности, которые соответствуют профессиональному стандарту. Результаты экспертной оценки позволяют утверждать, что разработанная модель является эффективной.
Практическая значимость. Реализация предложенной модели в процессе оценивания профессиональных компетенций студентов педагогических вузов позволит корректировать образовательные программы подготовки педагогических кадров в части психолого-педагогической, предметно-методической составляющих, что может стать ресурсом трансформации программ развития педагогических вузов и образовательных программ подготовки педагогов.
Об авторах
И. В. ГоловинаРоссия
Головина Инна Валентиновна – кандидат химических наук, доцент, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами,
Москва.
Х.-А. С. Халадов
Россия
Халадов Хож-Ахмед Султанович – кандидат философских наук, доцент, проректор,
Москва.
Т. Ю. Медведева
Россия
Медведева Татьяна Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела управления взаимодействия с педагогическими вузами,
Москва.
Г. А. Папуткова
Россия
Папуткова Галина Александровна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления взаимодействия с педагогическими вузами,
Москва.
А. В. Милехин
Россия
Милехин Андрей Викторович – кандидат психологических наук, заместитель Губернатора – министр образования Белгородской области,
Белгород.
Список литературы
1. Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3
2. Медведева Т. Ю., Головина И. В., Папуткова Г. А. Нормативно-содержательные аспекты деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (175). С. 35–42.
3. Халадов Х. А. С., Головина И. В., Папуткова Г. А. Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 58–67. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-58-67
4. Лубков А. В. Современные проблемы педагогического образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 3. С. 36–54. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-36-54
5. Жук А. И. Анализ современного состояния педагогического образования в Республике Беларусь // Непрерывное педагогическое образование: достижения и перспективы: сборник научно-методических статей. Минск: Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 2022. С. 4–13.
6. Сиренко Ю. С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы // Наука и школа. 2022. № 4. С. 45–50. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-45-50
7. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметнометодической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 34–44. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-4-34-44
8. Шмигирилова И. Б., Рванова А. С., Григоренко О. В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 43–83. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83
9. Усольцев А. П. Антипова Е. П., Шамало Т. Н. Диагностичные цели образования: проблемы, стратегии и возможные решения // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 8. С. 11–40. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-8-11-40
10. Archer E. The Assessment Purpose Triangle: Balancing the Purposes of Educational Assessment // Frontiers in Education. 2017. Vol. 4. Article number 41. DOI: 10.3389/feduc.2017.00041
11. Козлов А. В., Потанин С. П. Оценка компетентностной модели выпускника вуза // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 7. С. 33–37.
12. Winstone N. E., Boud D. The need to disentangle assessment and feedback in higher education // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 47. P. 656–667. DOI: 10.1080/03075079.2020.1779687
13. Никульчева О. С., Тихомиров С. Г., Хаустов И. А., Назина Л. И. Оценка компетентности и готовности выпускников для решения задач профессиональной деятельности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. № 3 (69). С. 155–165. DOI: 0.17277/voprosy.2018.03.pp.155-165
14. Петлина Е. М., Горбачев А. В., Шендрик О. В., Мироненко О. Ю. Модель оценки профессиональных компетенций будущих педагогов // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов V Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества. Москва: Московский государственный образовательный комплекс, 2020. С. 259–264.
15. Писарева С. А., Пучков М. Ю., Ривкина С. В., Тряпицына А. П. Модель уровневой оценки профессиональной компетентности учителя // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 3. С. 151–168. DOI: 10.15293/2658-6762.1903.09
16. Соловьева Т. О. Конструирование оценочных кейсов по психолого-педагогической компетенции в формате ЕФОМ // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 16–19.
17. Жданко Т. А., Гершпигель С. В., Гуринович А. В., Михайлова М. М. Диагностика предметной и методической компетенций педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. DOI: 10.17513/spno.30576
18. Титова С. В. Оценивание проектных заданий в предметно-языковом интегрированном курсе: этапы, формы, онлайн-инструменты // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 94–106. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-94-106
19. Тихонова Н. В. Педагогическое образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 4. С. 155–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-4-155-166
20. Карнаухова В. А., Сизова О. А., Макеева А. В. Социально-педагогическая компетентность педагога: организация работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 130–133.
21. Байкина Е. А. Организационно-педагогические условия проектирования системы оценочных средств в компетентностно-ориентированных образовательных программах вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164). – С. 45–51
22. Vaganova O. I., Smirnova Zh. V., Abramova N. S., Tsarapkina J. M., Bazavlutskaya L. M. Current requirements for assessing the results of student training // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 483. P. 7–11. DOI: 10.1088/1757-899X/483/1/012002
Рецензия
Для цитирования:
Головина И.В., Халадов Х.С., Медведева Т.Ю., Папуткова Г.А., Милехин А.В. Модель промежуточной оценки профессиональных компетенций будущих педагогов. Образование и наука. 2024;26(4):46-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-46-67
For citation:
Golovina I.V., Khaladov Kh.S., Medvedeva T.Yu., Paputkova G.A., Milekhin A.V. The model of intermediate assessment of future teachers’ professional competencies. The Education and science journal. 2024;26(4):46-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-46-67