ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Одним из актуальных вопросов теории и методики высшего образования является разработка его содержания, отвечающая вызовам общества. В подготовке специалистов любых направлений профессиональной деятельности необходим естественно-научный компонент, поскольку он отражает достижения и проблемы научно-технического прогресса. На фоне смены парадигмы образования в университетах идет переход на индивидуальные образовательные траектории с целью учета потребностей личности в процессе непрерывного профессионального становления. Индивидуальные образовательные траектории содержат обязательные и выборные дисциплины. Предмет настоящего исследования – естественно-научное образование как обязательная составляющая программы обучения в классическом университете.
Цель исследования – анализ изменений форм передачи естественно-научного знания в условиях реализации индивидуальных образовательных траекторий в высшем образовании.
Методология, методы и методики. В качестве основной методологии исследования был использован аксиологический подход с элементами личностно-ориентированного подхода. Проведен анализ изменений содержания и форм преподавания естественно-научной дисциплины в университете в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Результаты и научная новизна. В ходе исследования определены формы проведения занятий и контроля, подходящие для совместного обучения студентов естественно-научных и гуманитарных направлений обучения в условиях перехода на индивидуальные образовательные траектории. Подобраны методы преподавания естественно-научной дисциплины, позволяющие интегрировать «мягкие» навыки в образовательный процесс. В качестве важного результата обучения можно фиксировать прирост цифровых компетенций студентов и преподавателей в плане использования совместно редактируемых облачных файлов, ресурсов для проведения онлайн-обсуждений и тестирования, а также включение студентов в совместные междисциплинарные проекты и развитие коммуникативных практик. При оценке введения дисциплины большинство студентов отмечали пользу в расширении кругозора, появлении новых друзей и знакомств, формировании критического взгляда на мир. В качестве предпочтительных форм проведения занятия студенты называли дискуссии, игры и групповые презентации.
Практическая значимость. Создан инновационный курс, позволяющий студентам в рамках индивидуальных траекторий увидеть потенциал современных естественных наук и включиться в совместные междисциплинарные проекты.
Введение. Идеи формирования единого образовательного пространства Российской Федерации актуализируют разработку единых содержательных и оценочных компонентов программ педагогического образования, что определяет необходимость внедрения инновационных подходов в процесс оценивания результатов обучения студентов педагогического бакалавриата. В настоящее время система оценки образовательных результатов по программам педагогического образования чаще всего направлена на оценку степени освоения дисциплин (модулей, практик), то есть имеет дисциплинарную основу. Однако в современных условиях для оценки качества педагогического образования необходима проработка механизмов оценки уровня подготовленности студента (выпускника) к решению реальных задач профессиональной педагогической деятельности, в том числе в процессе промежуточной и итоговой аттестации. Новые вызовы требуют построения системы оценки в педагогическом образовании в соответствии с социальными потребностями и запросом.
Целью статьи является разработка модели промежуточной оценки уровня профессиональных компетенций студентов бакалавриата педагогических направлений подготовки в педагогических вузах.
Методология, методы и методики. Методологической базой статьи являются идеи системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов. В соответствии с целью работы применены методы: анализ и синтез научных публикаций и нормативных правовых документов, методы компаративистики и аналогий, метод конструирования системы теоретических представлений процесса оценивания достижений обучающихся.
Результаты. В работе предложена модель промежуточной оценки уровня развития компетенций у студентов, обучающихся по программам подготовки будущих учителей в условиях реализации единых требований к содержанию высшего педагогического образования, в основе которой лежит компетентностный подход. Ключевыми характеристиками модели являются независимость, непрерывность и последовательность, открытость, ориентация на личностное и профессиональное развитие студента, на ключевые профессиональные компетенции педагога, использование процедур и инструментария оценки, аналогичного применяемому в других оценочных процедурах (ЕГЭ, ВПР, аттестация педагогических кадров, международные сопоставительные исследования); возможность использования результатов при проведении итоговой аттестации студентов. В исследовании представлены основные структурно-динамические компоненты модели промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам педагогических направлений подготовки. Реализация модели промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам педагогических направлений подготовки, в том числе в разрезе вузов, может являться основой оценки качества педагогического образования.
Научная новизна. На основе сравнительного анализа международных и российских исследований по теме работы выявлена актуальность изучения подходов к проектированию оценочных средств с позиций компетентностного подхода в условиях внедрения единых подходов в программы подготовки будущих учителей. В ходе научного поиска на основе обобщения и систематизации результатов исследований по теме разработана и теоретически обоснована модель промежуточной оценки профессиональных компетенций обучающихся по программам педагогических направлений подготовки. Осуществлен вклад в область педагогической науки в части разработки модели, ориентированной на оценку готовности студентов педагогических программ осуществлять педагогическую деятельность, решать задачи профессиональной педагогической деятельности, которые соответствуют профессиональному стандарту. Результаты экспертной оценки позволяют утверждать, что разработанная модель является эффективной.
Практическая значимость. Реализация предложенной модели в процессе оценивания профессиональных компетенций студентов педагогических вузов позволит корректировать образовательные программы подготовки педагогических кадров в части психолого-педагогической, предметно-методической составляющих, что может стать ресурсом трансформации программ развития педагогических вузов и образовательных программ подготовки педагогов.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Введение. Процессы формирования многополярного мира стимулируют изменения в сфере высшего образования. Важным следствием происходящих изменений является переориентация деятельности вузов на внутренний рынок, развитие новых образовательных программ и технологий обучения. На фоне обострившейся конкуренции вузов актуальность приобретает репутация образовательного бренда в глазах различных стейкхолдеров.
Целью проведенного авторами исследования стала разработка технологии мониторинга репутации образовательного бренда на основе установления мнения стейкхолдеров. Полученная в результате анализа и обобщения научных трудов технология была апробирована в практике деятельности регионального вуза ФГАОУ «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского».
Методология, методы и методики. Научной базой исследования стала методология бренд-менеджмента, формируемая в рамках маркетингового подхода к деятельности организации, а также когнитивная методология исследований. В качестве методов исследования использованы анализ внешней среды, когнитивная методика исследования сетей знаний (ISM-анализ), структурная матрица взаимодействия факторов (SSIM), а также фокус-группы с представителями целевых групп общественности, оценивавших репутацию образовательного бренда.
Результаты. Разработана технология мониторинга репутации образовательного бренда, в том числе структурированы характеристики объекта исследования, выбрана и обоснована форма контроля управляемого объекта, выделены стейкхолдеры образовательного учреждения, описана процедура проведения мониторинга репутации бренда. Ключевым результатом исследования является то, что предложенная технология мониторинга носит комплексный характер, а также учитывает влияние факторов внешней среды на репутацию образовательного бренда, что позволяет выстроить их иерархию по значимости влияния на бренд и своевременно выбрать наиболее эффективную стратегию поведения в отношении укрепления репутации вуза.
Научная новизна заключается в разработке современной технологии мониторинга репутации образовательного бренда, которая доступна для внедрения в любом вузе России с точки зрения трудоемкости и финансовых затрат.
Практическая значимость. Наличие пула стратегий, привязанных к результатам внедрения технологии мониторинга, позволяет немедленно корректировать коммуникационную деятельность образовательного учреждения, укрепляя его репутацию в рыночной среде.
Введение. Сегодня понятие менеджмента становится все более сложным. Многие медико-социальные организации помогают понять эту сложность, позволяя менеджерам оказывать поддержку руководителям на протяжении всей их работы.
Цель исследования – изучить корреляции между управленческими аспектами в медико-социальных организациях, чтобы понять их связи и определить пути улучшения для повышения операционной эффективности и качества медицинской помощи.
Методология, методы и методики. Авторы использовали количественный подход, основанный на корреляционном исследовании, а не на экспериментальном. Выборка состояла из 100 медико-психолого-педагогических центров в регионе Иль-де-Франс, Франция. Для сбора информации директорам этих центров было предложено заполнить анкету, разосланную с помощью платформы Google Forms по электронным адресам каждого центра. Для обработки результатов использовалась программа IBM SPSS 29.
Результаты и научная новизна. Результаты показали, что между управленческими критериями существует статистически значимая корреляция в высоком и значимом проценте. Очень высокий уровень значимости наблюдался между аспектами «Структура и управление командой» и «Управление данными о пациентах» (98 %), а также между аспектами «Качество и безопасность медицинской помощи» и «Структура и управление командой» (91 %). Что касается аспектов «Межпрофессиональне сотрудничество и качество» и «Безопасность медицинской помощи», то здесь значимость составила 70 %. Наконец, аспекты «Доступность и непрерывность медицинской помощи» и «Непрерывное образование» коррелируют между собой на 85 %.
В целом, полученные результаты показывают, что из 22 вычисленных корреляций 20 взаимосвязей (т. е. 90,9 %) являются значимыми, что подтверждает отличную систему управления французских центров.
Практическая значимость. Вклад настоящего исследования состоит в определении измерения управленческих аспектов, представленных в обзоре управленческой литературы. Конечно, основное значение этой работы заключается не в том, чтобы оправдать один стиль или отдать предпочтение одному стилю перед другим, а в том, чтобы внести свой вклад в объяснение реальности управления медицинскими, социальными и медико-социальными учреждениями и принять их как систему, которой следует следовать в управлении медико-психолого-педагогических центров в Марокко.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного анализа феномена альтернативных свидетельств, включая микросвидетельства, в контексте формируемого в стране дискурса в этой области. Существующие различные потребности и ожидания заинтересованных сторон предопределяют нарастающие противоречия в контексте признания квалификаций, карьерного пути, целей образовательного процесса. В частности, со стороны учащихся усиливается спрос на актуальные, короткие, практичные программы; со стороны образовательных организаций необходим эффективный инструмент укрепления доверия и аккредитации программ; для работодателя важно понимать содержание компетенций; для государственного сектора ключевым компонентом выступает снижение продолжительности обучения, повышение трудоспособности и повышение отдачи от инвестиций в образование. Нарастание конкуренции в системе образования в контексте появления новых механизмов альтернативных квалификаций создает не только вызовы для формального образования, но и ряд новых возможностей за счет усиления тесных связей между заинтересованными сторонами. В целом, концепция микросвидетельств неразрывно связана с нарастанием предпринимательского характера образовательных организаций профессионального образования в части их встроенности в национальную и региональную повестку развития, содействия динамике инноваций и экономическому росту, что делает образовательные организации профессионального образования акторами социальной трансформации.
Цель публикации – проведение обзорного исследования концепции микросвидетельств как альтернативной модели признания и валидации компетенций за рамками традиционных квалификаций, чтобы определить их место в системе как средства взаимодействия между различными акторами, выявить тенденции, возможности и проблемы, связанные с их внедрением, сформулировать общие принципы проектирования, ключевые факторы и ценность системы микросвидетельств для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.
Методология, методы и методики. Методологической основой исследования являются концептуальные исследования в рамках акторно-сетевого взаимодействия и диахронического рассмотрения становления различных аспектов микросвидетельств в общественных подсистемах; системно-структурный анализ развития генезиса микросвидетельств. Среди методов исследования применялись анализ, обобщение, кейс-стади, сравнительный анализ для выявления тенденций развития альтернативных средств признания квалификаций, понятийно-терминологический метод для определения концептуального содержания микросвидетельств, метод аналогии, абстрагирования, социального проектирования и многофакторной интерпретации функционирования экосистемы микросвидетельств.
Результаты. Сформулированы общие принципы проектирования микросвидетельств, предложения по реализации микросвидетельств, возможные выгоды от их внедрения для различных целевых групп, государства и общества, а также сопряженные риски и вызовы. Высказывается и обосновывается предположение, что максимально общественно полезная реализация концепции микросвидетельств возможна при признании ее как социально-педагогической инновации, реализуемой в рамках экосистемы, в том числе с привлечением цифровых платформ, встроенной в спираль инноваций, формируемую сложным взаимодействием между различными акторами – органами власти, предприятиями, образовательными организациями.
Научная новизна. Впервые представлена интерпретация микросвидетельств в контексте адаптации к российским реалиям, а также новые подходы к возможностям использования микросвидетельств как альтернативного формальному образованию средства признания и валидации квалификаций в рамках механизма индивидуального накопления и расширения компетенций, а также как результата и коллективного продукта формирования системы взаимодействия между ключевыми акторами: образованием, государственным и частным сектором.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при развитии как теоретического дискурса в исследуемой области, так и при разработке конкретных мер по внедрению микросвидетельств.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Выдающиеся ученики часто испытывают психологический стресс во многих аспектах своей жизни, что ограничивает их способность к самовыражению, самоконтролю и решению проблем. Это негативно влияет как на их физическое, так и на психическое здоровье по нескольким причинам. Также было обнаружено, что практика осознанности улучшает физическое и сенсорное благополучие и помогает справиться со стрессом и тревогой.
Цель. Целью этого исследования было выяснить, какой психологический стресс испытывают выдающиеся иорданские ученики на начальном этапе школьного образования и как этот стресс связан с осознанностью.
Методология, методы и методики. В исследовании приняли участие 232 ребенка в возрасте от 10 до 14 лет; они были выбраны специально на основе их академических достижений. Ученики должны соответствовать отборочным требованиям и иметь оценки выше 90 % по каждому предмету. Для сбора данных использовалась анкета, включающая в себя опросник психологического стресса из 50 пунктов с трехбалльной оценкой Лайкерта и шкалу осознанности.
Результаты. Согласно исследованию, выдающиеся ученики имели высокий уровень внимательности и низкий уровень психологического стресса. Существует отрицательная корреляция между психологическим стрессом и внимательностью. Кроме того, не было выявлено заметных гендерных различий в показателях внимательности или психологического стресса.
Научная новизна. Согласно результатам исследования, психологический стресс негативно влияет на физическое и психическое здоровье выдающихся учеников, повышает их уровень утомляемости и напряжения, снижает концентрацию внимания. Кроме того, подчеркнуто, насколько вреден такой стресс для психологического здоровья учеников. Соответственно, ученикам рекомендуется практиковать осознанность как полезную тактику управления психологическим стрессом и предотвращения чувства перегруженности учащихся. Достижение психического здоровья жизненно важно для учеников во всех сферах их жизни.
Практическая значимость. Исследование предоставляет ценную информацию и практические рекомендации для заинтересованных сторон. Также исследование предлагает разработку программ психологического и образовательного консультирования, включающих стратегии осознанности для выдающихся учащихся. Подчеркивается необходимость упреждающего планирования и реализации стратегий по смягчению психологического стресса у учащихся при одновременном удовлетворении их потребностей в развитии и профилактической помощи. Результаты исследования могут помочь исследователям и преподавателям в разработке образовательных и консультативных программ, отвечающих психологическим, социальным и образовательным потребностям выдающихся учеников. Кроме того, результаты могут помочь учителям понять сложную взаимосвязь между осознанностью и психологическим стрессом. В частности, развитие принятия как отношения может напрямую способствовать снижению психологического стресса, поэтому учителям крайне важно направлять учащихся на практику осознанности как инструмента управления стрессом.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Актуальность исследования сопряжена с необходимостью формирования гражданственности у молодого поколения. Важным видится создание механизмов вовлечения молодежи в активную созидательную деятельность через волонтерскую деятельность и конструктивную политическую активность. В текущих условиях необходима перестройка сознания и коррекция поведения молодежи за счет создания определенных условий для просоциальной активности, взаимопомощи и поддержки тех, кто в этом особенно нуждается.
Цель статьи – дать оценку реальным практикам и потенциалу гражданского участия учащейся молодежи Свердловской области, выявив социокультурные особенности гражданственности старшеклассников и студентов сквозь призму их трансформирующей агентности и обозначив условия образовательной среды для расширения молодежной просоциальной активности в интересах развития территорий.
Методология, методы и методики. Методологической основой статьи является комплекс теоретических идей о трансформирующей агентности молодежи и формировании социально-ответственного поведения молодых россиян как граждан своей страны, региона, города своего проживания. Определенное развитие в статье получила теория гражданственности. Статья основана на материалах исследовательского проекта авторов 2022 года, реализованного в Свердловской области. Анализируются данные массового опроса учащейся молодежи Свердловской области от 14 до 24 лет из 79 населенных пунктов региона, осуществленного методом анкетирования. Опрошено 996 человек, выборка репрезентативная, ошибка по одному признаку не более 3,5 %. В ее основе четыре квоты: пол, возраст; основной вид занятости (школа, ссуз, вуз); типа города по численности населения. Данные количественного опроса дополняются результатами анализа социальных молодежных проектов, получивших государственную поддержку на региональном уровне в конкурсе субсидий Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2022–2023 годах.
Результаты и научная новизна. Исследование показало, что образовательная среда призвана и создает сегодня условия для приобретения учащейся молодежью гражданского опыта. С одной стороны, проекты, акции, информационные мероприятия должны быть призваны к формированию гражданственности в развитии трансформирующей агентности молодежи. С другой стороны, они должны давать возможность реализовать, развивать молодежи свою трансформирующую агентность как граждан своей страны, жителей своего города через рефлексию, инициативность, планы, нацеленные на решение актуальных социальных проблем, и их воплощение в жизнь. Системная работа по созданию условий для этого в образовательных учреждениях должна способствовать дополнению организации практик пассивного гражданского участия механизмами, способствующими осознанию молодыми россиянами своей активной гражданской позиции, стимулированию их к реальным действиям в социально-политической сфере. Исследование доказывает, что гражданский опыт и гражданская субъектность, которая проявляется в различных практиках гражданского участия, накапливается и формируется у молодежи с возрастом. У старшеклассников они менее выражены, у студентов – более. Студенты вузов более субъектны, они не просто формально используют ресурсы для гражданской активности, но стараются с их помощью накопить гражданские знания, осознанно проявляя интерес, интенцию к сфере такой активности. Условия среды гражданского участия в системе образования во многом определяют и отличия в субъектных ценностных характеристиках старшеклассников и студентов, раскрывающих трансформирующую агентность в развитии их гражданственности.
Практическая значимость. С учетом геополитических вызовов в российском образовании сегодня остро стоит вопрос реализации воспитательной работы с молодежью. При особых характеристиках гражданской активности российской молодежи для организации социальной работы со старшеклассниками и студентами важно понимать потенциал гражданской активности молодого поколения, особенно те характеристики, которыми обладают социально-активная часть школьников и студентов для коррекции курса региональной молодежной политики и совершенствования механизмов государственной поддержки молодежных проектов в сфере образования.
ISSN 2310-5828 (Online)