Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Микросвидетельства как альтернативные средства признания квалификаций в образовании

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-121-147

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью системного анализа феномена альтернативных свидетельств, включая микросвидетельства, в контексте формируемого в стране дискурса в этой области. Существующие различные потребности и ожидания заинтересованных сторон предопределяют нарастающие противоречия в контексте признания квалификаций, карьерного пути, целей образовательного процесса. В частности, со стороны учащихся усиливается спрос на актуальные, короткие, практичные программы; со стороны образовательных организаций необходим эффективный инструмент укрепления доверия и аккредитации программ; для работодателя важно понимать содержание компетенций; для государственного сектора ключевым компонентом выступает снижение продолжительности обучения, повышение трудоспособности и повышение отдачи от инвестиций в образование. Нарастание конкуренции в системе образования в контексте появления новых механизмов альтернативных квалификаций создает не только вызовы для формального образования, но и ряд новых возможностей за счет усиления тесных связей между заинтересованными сторонами. В целом, концепция микросвидетельств неразрывно связана с нарастанием предпринимательского характера образовательных организаций профессионального образования в части их встроенности в национальную и региональную повестку развития, содействия динамике инноваций и экономическому росту, что делает образовательные организации профессионального образования акторами социальной трансформации.

Цель публикации – проведение обзорного исследования концепции микросвидетельств как альтернативной модели признания и валидации компетенций за рамками традиционных квалификаций, чтобы определить их место в системе как средства взаимодействия между различными акторами, выявить тенденции, возможности и проблемы, связанные с их внедрением, сформулировать общие принципы проектирования, ключевые факторы и ценность системы микросвидетельств для удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон.

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования являются концептуальные исследования в рамках акторно-сетевого взаимодействия и диахронического рассмотрения становления различных аспектов микросвидетельств в общественных подсистемах; системно-структурный анализ развития генезиса микросвидетельств. Среди методов исследования применялись анализ, обобщение, кейс-стади, сравнительный анализ для выявления тенденций развития альтернативных средств признания квалификаций, понятийно-терминологический метод для определения концептуального содержания микросвидетельств, метод аналогии, абстрагирования, социального проектирования и многофакторной интерпретации функционирования экосистемы микросвидетельств.

Результаты. Сформулированы общие принципы проектирования микросвидетельств, предложения по реализации микросвидетельств, возможные выгоды от их внедрения для различных целевых групп, государства и общества, а также сопряженные риски и вызовы. Высказывается и обосновывается предположение, что максимально общественно полезная реализация концепции микросвидетельств возможна при признании ее как социально-педагогической инновации, реализуемой в рамках экосистемы, в том числе с привлечением цифровых платформ, встроенной в спираль инноваций, формируемую сложным взаимодействием между различными акторами – органами власти, предприятиями, образовательными организациями.

Научная новизна. Впервые представлена интерпретация микросвидетельств в контексте адаптации к российским реалиям, а также новые подходы к возможностям использования микросвидетельств как альтернативного формальному образованию средства признания и валидации квалификаций в рамках механизма индивидуального накопления и расширения компетенций, а также как результата и коллективного продукта формирования системы взаимодействия между ключевыми акторами: образованием, государственным и частным сектором.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при развитии как теоретического дискурса в исследуемой области, так и при разработке конкретных мер по внедрению микросвидетельств.

Об авторах

А. А. Муравьева
Центр изучения проблем профессионального образования
Россия

Муравьева Анна Александровна – кандидат филологических наук, ведущий эксперт,

Москва.



О. Н. Олейникова
Центр изучения проблем профессионального образования
Россия

Олейникова Ольга Николаевна – доктор педагогических наук, профессор, генеральный директор,

Москва.



Список литературы

1. Nomden K. UnILiON Open Talk on micro-credentials // UAS4EUROPE. 2022 Feb 21. Available from: https://uas4europe.eu/2022/02/unilion-open-talk-on-micro-credentials (date of access: 14.12.2023).

2. Shanahan B.W. Organ J. Harnessing the benefits of micro credentials for Industry 4.0 and 5.0: Skills training and lifelong learning // IFAC-PapersOnLine. 2022. Vol 55, Issue 39. P. 82–87. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405896322030555?via%3Dihub (date of access: 14.12.2023).

3. Maggioncalda J. 4 ways micro-credentials and skills-based hiring can help displaced workers access jobs of the future // WEFORUM. 2023 May 1. Available from: https://www.weforum.org/agenda/2023/05/growth-summit-2023-4-ways-micro-credentials-skills-based-hiring-access-jobs/ (date of access: 18.12.2023)

4. Martin M., Furiv U. SDG-4: Flexible learning pathways in higher education – from policy to practice: An international comparative analysis. Paris: UNESCO: International Institute for Educational Planning, 2022. 318 p. Available from: https://www.iiep.unesco.org/en/publication/sdg-4-flexible-learning-pathways-higher-education-policy-practice-international (date of access: 14.12.2023).

5. Martin M., Van der Hijden P. Short courses, micro-credentials, and flexible learning pathways:A blueprint for policy development and action: Policy paper. Paris: UNESCO: International Institute for Educational Planning, 2023. 52 p. Available from: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000384326 (date of access: 14.12.2023).

6. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Новые тренды дискурса в сфере высшего образования // Вестник национальной академии туризма. 2021. № 03 (59). С. 31–36. DOI: 10.51677/2073-0624_2021_59_3_8

7. Полякова М. Люди и деньги: как человеческий капитал влияет на экономику [Электрон. ресурс] // HSEdaily. 28.06.2023. Режим доступа: https://daily.hse.ru/post/1250 (дата обращения: 18.12.2023).

8. Pickard L. Analysis of 450 MOOC-based microcredentials reveals many options but little consistency // ClassCental. 2018 Jul 18. Available from: https://www.classcentral.com/report/moocs-microcredentials-analysis-2018 (date of access: 24.11.2023).

9. Oliver B. Towards a common definition of micro-credentials. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 2022. 36 p. Available from: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381668 (date of access: 18.12.2023).

10. Van Brenk D. Microcredentials offer professional ‘up-skilling’. Western at forefront of new shortcourse learning options // Western News. 2022 Feb 22. Available from: https://news.westernu.ca/2022/02/microcredentials-offer-professional-up-skilling/ (date of access: 28.12.2023).

11. Cai Y., Etzkowitz H. Theorizing the Triple Helix model: Past, present, and future // Triple Helix Journal. 2020. № 7 (2-3). P. 189–226. DOI: 10.1163/21971927-bja10003

12. Кичатинова Е. Л., Олейников И. В. Концепция «четверной спирали» и инновационное развитие регионов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 29. С. 53–62.

13. Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Аксенова Н. М., Дорожкин Е. М. Национальная система квалификаций в России – эпистемологическая перспектива // Образование и наука. 2019. № 21 (4). С. 92–114. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-4-92-114


Рецензия

Для цитирования:


Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Микросвидетельства как альтернативные средства признания квалификаций в образовании. Образование и наука. 2024;26(4):121-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-121-147

For citation:


Muravyeva A.A., Oleynikova O.N. Micro-credentials as an alternative means of recognising qualifications in education. The Education and science journal. 2024;26(4):121-147. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-121-147

Просмотров: 265


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)