Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-169-200

Аннотация

Введение. Актуальность исследования сопряжена с необходимостью формирования гражданственности у молодого поколения. Важным видится создание механизмов вовлечения молодежи в активную созидательную деятельность через волонтерскую деятельность и конструктивную политическую активность. В текущих условиях необходима перестройка сознания и коррекция поведения молодежи за счет создания определенных условий для просоциальной активности, взаимопомощи и поддержки тех, кто в этом особенно нуждается.

Цель статьи – дать оценку реальным практикам и потенциалу гражданского участия учащейся молодежи Свердловской области, выявив социокультурные особенности гражданственности старшеклассников и студентов сквозь призму их трансформирующей агентности и обозначив условия образовательной среды для расширения молодежной просоциальной активности в интересах развития территорий.

Методология, методы и методики. Методологической основой статьи является комплекс теоретических идей о трансформирующей агентности молодежи и формировании социально-ответственного поведения молодых россиян как граждан своей страны, региона, города своего проживания. Определенное развитие в статье получила теория гражданственности. Статья основана на материалах исследовательского проекта авторов 2022 года, реализованного в Свердловской области. Анализируются данные массового опроса учащейся молодежи Свердловской области от 14 до 24 лет из 79 населенных пунктов региона, осуществленного методом анкетирования. Опрошено 996 человек, выборка репрезентативная, ошибка по одному признаку не более 3,5 %. В ее основе четыре квоты: пол, возраст; основной вид занятости (школа, ссуз, вуз); типа города по численности населения. Данные количественного опроса дополняются результатами анализа социальных молодежных проектов, получивших государственную поддержку на региональном уровне в конкурсе субсидий Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2022–2023 годах.

Результаты и научная новизна. Исследование показало, что образовательная среда призвана и создает сегодня условия для приобретения учащейся молодежью гражданского опыта. С одной стороны, проекты, акции, информационные мероприятия должны быть призваны к формированию гражданственности в развитии трансформирующей агентности молодежи. С другой стороны, они должны давать возможность реализовать, развивать молодежи свою трансформирующую агентность как граждан своей страны, жителей своего города через рефлексию, инициативность, планы, нацеленные на решение актуальных социальных проблем, и их воплощение в жизнь. Системная работа по созданию условий для этого в образовательных учреждениях должна способствовать дополнению организации практик пассивного гражданского участия механизмами, способствующими осознанию молодыми россиянами своей активной гражданской позиции, стимулированию их к реальным действиям в социально-политической сфере. Исследование доказывает, что гражданский опыт и гражданская субъектность, которая проявляется в различных практиках гражданского участия, накапливается и формируется у молодежи с возрастом. У старшеклассников они менее выражены, у студентов – более. Студенты вузов более субъектны, они не просто формально используют ресурсы для гражданской активности, но стараются с их помощью накопить гражданские знания, осознанно проявляя интерес, интенцию к сфере такой активности. Условия среды гражданского участия в системе образования во многом определяют и отличия в субъектных ценностных характеристиках старшеклассников и студентов, раскрывающих трансформирующую агентность в развитии их гражданственности.

Практическая значимость. С учетом геополитических вызовов в российском образовании сегодня остро стоит вопрос реализации воспитательной работы с молодежью. При особых характеристиках гражданской активности российской молодежи для организации социальной работы со старшеклассниками и студентами важно понимать потенциал гражданской активности молодого поколения, особенно те характеристики, которыми обладают социально-активная часть школьников и студентов для коррекции курса региональной молодежной политики и совершенствования механизмов государственной поддержки молодежных проектов в сфере образования.

Об авторах

М. В. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна – доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий,

Екатеринбург.



А. Н. Тарасова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Тарасова Анна Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры cоциологии и технологий,

Екатеринбург.



Д. Ф. Телепаева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Телепаева Дарья Фёдоровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий,

Екатеринбург.



Д. С. Протасов
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Россия

Протасов Денис Сергеевич – директор департамента молодёжной политики,

Екатеринбург.



Список литературы

1. Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1858

2. Сорокин П. С., Фрумин И. Д. Проблема «структура/действие» в XXI в.: изменения в социальной реальности и выводы для исследовательской повестки // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 27–36. DOI: 10.31857/S013216250009571-1

3. Леденева А. В. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: НГУ, 1995. 120 с.

4. Алексеева Т. А. Агент-структурные отношения: методология конструктивизма // Полис. Политические исследования. 2022. № 4. С. 77–93. DOI: 10.17976/jpps/2022.04.07

5. McAdams D. P. Narrative identity: what is it? What does it do? How do you measure it? // Imagination, Cognition and Personality. 2018. № 37 (3). P. 359–372. DOI: 10.1177/0276236618756704

6. Харичев А. Д., Шутов А. Ю., Полосин А. В. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России // Журнал политических исследований. 2022. № 3 (6). С. 9–19. DOI: 10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19

7. Bishop J. Natural agency: An essay on the causal theory of action. New York: Cambridge University Press. 1989. 224 p.

8. Аксенова О. В. Субъект социального действия в современном развитии России: агент, актор, никто // Вестник Института социологии. 2020. № 2 (11). С. 37–53. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.640

9. Недяк И. Л. Гражданственность в восприятии и установках россиян как фактор социетальной (дез)интеграции // Власть. 2022. № 5 (30). С. 111–117. DOI: 10.31171/vlast.v30i5.9246

10. Петухов В. В. Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 3–14. DOI: 10.31857/S013216250007743-0

11. Igalla M., Edelenbos J., Van Meerkerk I. Citizens in action, what do they accomplish? A systematic literature review of citizen initiatives, their main characteristics, outcomes, and factors // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2019. № 30. P. 1176–1194. DOI: 10.1007/s11266-019-00129-0

12. Нартова Н. А. Гражданственность в представлении петербургской молодежи и их родителей // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 38–47. DOI: 10.31857/S013216250007742-9

13. Рожкова Л. В., Васильева Н. Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 3 (121). С. 123–129. DOI: 10.14515/monitoring.2014.3.08

14. Майборода А., Саблина А., Ясавеев И. Государство для молодежи или молодежь для государства: дискурсы молодежной политики в странах Евросоюза и России // Социологическое обозрение. 2021. № 3 (20). С. 71–97. DOI: 10.17323/1728-192x-2021-3-71-97

15. Лубский А. В., Мамина Д. А. Гражданственность в молодежной среде как предмет теоретико-методологического дискурса [Электрон. ресурс] // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 7. С. 69–78. Режим доступа: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=7601&type=publ (дата обращения: 14.10.2023).

16. Седова Н. Н. Гражданский активизм в современной России: форматы, факторы, социальная база // Социологический журнал. 2014. № 2. С. 48–71. DOI: 10.19181/socjour.2014.2.495

17. Суркова И. Ю., Щебланова В. В., Логинова Л. В. Гражданский активизм молодежи Cаратовской области: социально-политическая включенность и потенциал участия // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 90–100. DOI: 10.31857/S013216250009485-6

18. Обухова Ю. О., Сафонова А. С., Арканникова М. С. Процесс усвоения политических ценностей и динамика развития института гражданского участия в молодежной среде // Коммуникология. 2020. № 3 (8). С. 95–108. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-3-95-108

19. Уханова Ю. В., Леон Д., Шельвальд Р. Благотворительная деятельность локального сообщества: итоги социологического исследования в российском регионе // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. № 1 (14). С. 169–185. DOI: 10.15838/esc.2021.1.73.12

20. Weiss J. What is youth political participation? Literature review on youth political participation and political attitudes // Frontiers in Political Science. 2020. № 2. DOI: 10.3389/fpos.2020.00001

21. Kitanova M. Youth political participation in the EU: evidence from a cross-national analysis // Journal of Youth Studies. 2020. № 7 (23). P. 819–836. DOI: 10.1080/13676261.2019.1636951

22. Simonofski A., Vallé T., Serral E. Investigating context factors in citizen participation strategies: A comparative analysis of Swedish and Belgian smart cities // International Journal of Information Management. 2021. № 56. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.09.007

23. Silke C., Brady B., Dolan P. Social values and civic behaviour among youth in Ireland: The influence of social contexts // Irish Journal of Sociology. 2020. № 28. P. 44–64. DOI: 10.1177/0791603519863295

24. Riniolo V., Ortensi L. Young generations’ activism in Italy: Comparing political engagement and participation of native youths and youths from a migrant background // Social Indicators Research. 2021. № 3 (153). P. 923–955. DOI: 10.1007/s11205-020-02487-5

25. Вавилина Н. Д., Паршукова Г. Б., Романников О. Д. Гражданское общество как субъект социального влияния (на примере Новосибирской области) // Социологические исследования. 2021. №. 1. С. 63–74. DOI: 10.31857/S013216250011313-7

26. Мурзина И. Я., Казакова С. В. Перспективные направления патриотического воспитания // Образование и наука. 2019. № 2 (21). С. 155–175. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-155-175

27. Щербакова Л. И., Филоненко В. И. Деятельный патриотизм как фактор творческого развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования // Власть. 2019. №. 1. С. 112–119. DOI: 10.31171/vlast.v27i1.6237

28. Маленков В. В. Патриотизм, гражданственность в политике и идентичности молодежи [Электрон. ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 120–131. Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/koha:000898986 (дата обращения: 14.10.2023).

29. Селезнева А. В., Азарнова А. А. «Рождение гражданина»: политико-психологический анализ гражданственности российских старшеклассников // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 101–113. DOI: 10.17976/jpps/2020.05.08

30. Верещагина А. В., Зайцева А. А. Факторы социального поведения студентов вузов Ростовской области в гражданской сфере [Электрон. ресурс] // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 3. С. 233–240. Режим доступа: http://upravlenie.uriu.ranepa.ru/index.php/upravlenie/article/view/1426 (дата обращения: 14.10.2023).

31. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В. Готовность современной российской молодежи к реализации гражданской и политической активности в цифровой среде // Власть. 2019. №. 27 (1). С. 91–95. DOI: 10.31171/vlast.v27i1.6233


Рецензия

Для цитирования:


Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Протасов Д.С. Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования. Образование и наука. 2024;26(4):169-200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-169-200

For citation:


Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Telepaeva D.F., Protasov D.S. Transformative agency of students as a resource to form civic consciousness in education system. The Education and science journal. 2024;26(4):169-200. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-4-169-200

Просмотров: 431


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)