Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ДИСФУНКЦИИ НАГРАДНЫХ ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-106-119

Аннотация

Цели статьи – анализ основных дисфункций наградных институтов России в сфере образования и науки и поиск инструментов их нивелирования, в том числе на основе опыта зарубежных стран. 

Методика и методы. Автор использовал адаптированный из экономики неоинституциональный подход к решению рассматриваемой проблемы, методы сравнительного и кросс-национального анализа и классификации. 

Результаты. Представлены итоги социологического изучения системы государственных наград в сфере образования и науки. Определены основные условия нематериального поощрения работников научно-образовательной области в современной России в сравнении с другими странами, в том числе с государствами постсоветского пространства. Рассмотрены как официально установленные правила, так и иные требования к кандидатам на получение государственных знаков отличия, соблюдающиеся с советского периода. Перечислены функции наградных институтов и основные факторы, влияющие на восприятие наград в современном обществе. 

Научная новизна. Критический анализ действующих норм отечественного законодательства, регулирующих порядок (процедуры) награждения позволил выявить основные недостатки отечественного института государственных наград: размытость оценочных суждений при рассмотрении деяний претендента на награду, отсутствие четкой иерархии государственных наград и количественных показателей при измерении заслуг и результатов деятельности, утрату ценности наград в глазах общества и отдельных граждан и др. Предложены пути решения выявленных проблем. В частности, автор считает, что необходимо создание системы стимулов, рассчитанных не только на отдаленную перспективу (например, по достижении пенсионного возраста), но и на текущий трудовой период; причем вознаграждения должны быть достаточным импульсом для профессионалов и основываться на признании достижений в первую очередь коллегами (внутри самой профессии), а не посторонними. Нужна разработка количественных показателей для оценки деятельности работников образования и науки. Введение структурированных требований к деятельности сделает объективным процесс представления к государственным наградам и сформирует эталоны профессиональной деятельности. Следует снизить цензы по наличию определенного стажа и снять некоторые другие ограничения для государственных поощрений

Практическая значимость. Устранение дисфункций российских наградных институтов позволит вернуть им функцию удержания в сфере образования и науки наиболее ценных кадров, привлечь в данную область деятельности свежие творческие силы, создать ориентиры профессионального роста для работающих педагогов и ученых, сформировать в сознании потенциальных работников представления о высокой социальной ценности и значимости профессиональной деятельности в сфере образования и науки. 

Об авторе

Алексей Владимирович Ручкин

Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом, начальник научного отдела Уральского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Екатеринбург (РФ).



Список литературы

1. Видт И. Е. Думающий, ответственный, творческий... (к 75-летию академика РАО В. И. Загвязинского) // Образование и наука. 2005. No 1. С. 136–139.

2. Горшков О., Чупрунов Е. Образование на основе исследований и разработок // Высшее образование в России. 2008. No 4. С. 39–42.

3. Иванова О. Праздник для орденов // Российская газета. 2008. 17 нояб.

4. Кокурина О. Ю. Конституционные и административно правовые аспекты наградного законодательства Российской Федерации // Образование и общество. 2011. No 5. С. 103–108.

5. Мирский Э. Наука как социальный институт // Высшее образование в России. 2004. No 8. С. 89–108.

6. Назарова И. Трудовые нагрузки: усилия и результаты (преподаватели вузов) // Социология образования. 2005. No 10. С. 37–41.

7. О государственных наградах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. No 288-З [Электрон. ресурс] // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp? RN=H10400288.

8. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. No 1099 // Российская газета. 2010. 15 сент.

9. О почетных званиях Республики Армения: Закон Республики Армения HO-105-N от 10.07.2004 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx? DocID=43830.

10. Об учреждении медали Пушкина: Указ Президента РФ от 09.05.1999 г. No 574 [Электрон. ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Пестова Г. А., Ручкин А. В. Анализ формальных наградных институтов и неформальных наградных практик в современной России // Вопросы управления. 2013. No 4 (6). С. 48–56.

12. Пестова Г. А., Ручкин А. В. Институциональные и неинституциональные факторы отношения к государственным наградам России // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. No 4. С. 45–50.

13. Про державні нагороди України: Закон України вiд 16.03.2000 No 1549-III // Відомості Верховної Ради України (ВВР). 2000. No 21. С. 162.

14. Скоробогацкий В. В. Институциональные ловушки в политике // Вопросы политологии и социологии. 2011. No 1 (1). С. 29–40.

15. Ashrafa N., Bandierab O., Lee S. S. Awards unbundled: Evidence from a natural fieldexperiment // Journal of Economic Behavior & Organization. 2014. No 100. P. 44–63.

16. Benhtam J. Teorie des peines et des recompenses. Troisieme edition. Tome second. Paris, 1826.

17. Besluit van 10 mei 1995, houdende nadere regels met betrekking tot de Orde van de Nederlandse Leeuw en de Orde van Oranje-Nassau (Reglement op de Orde van de Nederlandse Leeuw en de Orde van Oranje-Nassau): rijkswet van 15 april 1994 tot wijziging van de wet van 4 april 1892, houdende instelling van de Orde van Oranje-Nassau, en van de wet van 29 september 1815, houdende instelling van de Orde van de Nederlandse leeuw, alsmede instelling van het Kapittel voor de civiele orden // Staatsblad is gepubliceerd (Stb. 1994, 350).

18. Dekorationen, Insignien und Hoheitszeichen [Электрон. ресурс] // Österreichischen Bundesheer. Режим доступа: http://www.bmlv.gv.at/abzeichen/dekorationen.shtml.

19. Jon Carlson: Award for Distinguished Career Contributions to Education and Training in Psychology // The American psychologist. Vol. 66. Issue 8. 2011. P. 739–741.

20. Les décorations [Электрон. ресурс] // France phaleristique. Режим доступа: http://www.france-phaleristique.com/accueil.htm.

21. Neckermanna S., Freyc B. S. And the winner is? The motivating power of employee awards // The Journal of Socio-Economics. 2013. No 46. P. 66–77.

22. Ordinamento delle strutture generali della Presidenza del Consiglio dei Ministri (Testo aggiornato): Decreto del Presidente del Consiglio dei Ministri del 1 marzo 2011 // Gazzetta Ufficiale del 14 giugno 2011, n. 136 – Suppl. Ordinario n. 145.

23. Queen and Honours [Электрон. ресурс] // The official website of The British Monarchy. Режим доступа: http://www.royal.gov.uk/MonarchUK/Honours/Honours.aspx.

24. Torreon B. S. A Guide to Major Congressional and Presidential Awards. Congressional Research Service, 2004. 6 p.

25. Zákon NR SR o štátnych vyznamenaniach z 2. februára 1994 151/1997 Z.z. [Электрон. ресурс] // Prezident SR. Режим доступа: http://schuster.prezident.sk/?371.


Рецензия

Для цитирования:


Ручкин А.В. ДИСФУНКЦИИ НАГРАДНЫХ ИНСТИТУТОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. Образование и наука. 2015;1(3):106-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-106-119

For citation:


Ruchkin A.V. DYSFUNCTION OF MODERN RUSSIAN INSTITUTES OF STATE AWARDS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND SCIENCE. The Education and science journal. 2015;1(3):106-119. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-106-119

Просмотров: 1196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)