ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-120-129
Аннотация
Цель. В статье рассматриваются возможности применения кейс-технологий в учебном процессе вуза и доказывается эффективность и перспективность данного метода при обучении будущих специалистов-профессионалов.
Методы. При описании истории развития case-study и его дидактических возможностей использовались ретроспективный и реферативный анализ научно-теоретической и практической литературы. В процессе опытно-экспериментальной работы измерительным инструментом динамики познавательной активности студентов, изменений уровня их знаний и умений были тестовые материалы.
Результаты и научная новизна. Показан путь становления понятия «кейстехнология»; приводятся примеры различных подходов к пониманию данного метода; описан авторский опыт исследования данной проблемы, в частности выделены этапы работы с кейсом. Опытно-экспериментальным путем доказывается, что кейс-технологии не только помогают закрепить предметные знания, обрести профессиональные компетенции, но и способствуют развитию креативного мышления, формируют навыки поведения в коллективе, умения действовать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать, вести диалог, задавать вопросы, оперировать своими знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы. Кроме того, во время работы с кейсом студенты учатся самостоятельным способам пополнения своих знаний, что необходимо современному профессионалу в постоянно меняющихся экономических и социальных реалиях.
Кейс-метод раскрывает творческий потенциал, учит думать и действовать по-иному не только студентов, но и педагога. Этот метод способствует демократизации учебного процесса, формированию у преподавателей прогрессивного мышления, повышает мотивацию педагогической деятельности.
Практическая значимость. Даны рекомендации по использованию кейстехнологий в учебном процессе вуза.
Об авторе
Юлия Михайловна ЦарапкинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Москва (РФ).
Список литературы
1. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. Москва: Логос, 2011. 288 с.
2. Иванова Е. В. Инновационные педагогические технологии: модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. С.-Петербург: Полиграф-С, 2004. 160 с.
3. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. No 1. С. 39–44.
4. Прозументова Г. Н. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади. Томск: Томский государственный университет, 2003. С. 56.
5. Смолянинова О. Г. Информационные технологии и методика сasestudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». Красноярск, 2000.
6. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
7. Царапкина Ю. М. Использование кейс-технологий в условиях детского отдыха и оздоровления детей // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: развитие временного детского объединения в современной социо-культурной среде». Минск, 2012. С. 129–131.
Рецензия
Для цитирования:
Царапкина Ю.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2015;1(3):120-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-120-129
For citation:
Tsarapkina Yu.M. THE USE OF CASE TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS. The Education and science journal. 2015;1(3):120-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-120-129