Взаимосвязь конфликтологической культуры и личностных особенностей будущих врачей
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7428
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию взаимосвязи конфликтологической культуры и личностных особенностей будущих врачей. Целью работы является рассмотрение взаимосвязи между конфликтологической культурой личности выпускника медицинского вуза и наиболее важными в профессиональной деятельности врача качествами личности – доверием и агрессивностью. Методология, методы и методики. Был использован метод тестирования на основе таких психологических инструментов, как методика на определение уровня развития конфликтологической культуры личности О. И. Щербаковой, шкала межличностного доверия Дж. Б. Роттера, стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки. Для обработки данных использовались описательная статистика, корреляционный, регрессионный и факторный анализ. Выборка исследования - 300 выпускников лечебного факультета Сеченовского Университета в возрасте от 22 до 28 лет. Результаты. Выпускники обладают средним уровнем конфликтологической культуры (46,6), средним уровнем межличностного доверия (78,6), повышенным уровнем индексов враждебности (52,73) и агрессивности (53,09), высокой обидчивостью (59,58). В ходе корреляционного анализа данных исследования было выявлено 14 статистически значимых связей между компонентами конфликтологической культуры и различными видами агрессии, но статистически значимых связей с уровнем межличностного доверия зафиксировано не было. Построенная авторами множественная регрессионная модель выявила, что высокий уровень конфликтологической культуры на 22,8 % обусловлен низким уровнем физической агрессии и подозрительности. Практическая значимость. Значимым вкладом данного исследования является выявление связей конфликтологической культуры с личностными особенностями выпускников медицинского вуза, такими как доверие и агрессивность. Исследование закладывает основу для разработки программ по развитию профессионально важных качеств личности будущих врачей, профилактике агрессивного поведения, развитию навыков конфликтологической культуры и ее трансляции при общении с пациентами и коллегами, результатом чего служит улучшение качества медицинского обслуживания.
Ключевые слова
Об авторах
О. И. ЩербаковаРоссия
Щербакова Ольга Ивановна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры политического анализа и социально-психологических процессов
Москва
К. Г. Сердакова
Россия
Сердакова Кира Геннадьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии
Москва
A. В. Сорин
Россия
Сорин Антон Валентинович – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии
Москва
М. Г. Киселева
Россия
Киселева Мария Георгиевна – доктор психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии ИПСР, директор ИПСР
Москва
Н. А. Крылова
Россия
Крылова Наталия Алексеевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней
Москва
А. О. Комиссаренко
Россия
Комиссаренко Антон Олегович – студент кафедры педагогики и медицинской психологии ИПСР
Москва
Список литературы
1. Панов В.И., Кашапов М.М., Чумаков М.В. Метакогнитивные основы конфликтной компетентности. Ярославль: ЯрГУ; 2012. 427 с.
2. Вербицкий А.А., Щербакова О.И. Конфликтологическая культура специалиста: технологии формирования. Москва: МПГУ; 2016. 255 с.
3. Soleimani M., Yarahmadi S. Cultural competence in critical care nurses and its relationships with empathy, job conflict, and work engagement: a cross-sectional descriptive study. BioMed Central Nursing. 2023;22(1):113. doi:10.1186/s12912-023-01285-x
4. Gunasingha R.M.K.D., Lee H.-J., Zhao C., Clay A. Conflict resolution styles and skills and variation among medical students. BioMed Central Medical Education. 2023;23(1):246. doi:10.1186/s12909-023-04228-x
5. Milton J., Erichsen Andersson A., Åberg N.D., Gillespie B.M., Oxelmark L. Healthcare professionals’ perceptions of interprofessional teamwork in the emergency department: a critical incident study. Scandinavian Journal of Trauma, Resuscitation and Emergency Medicine. 2022;30(1):46. doi:10.1186/s13049-022-01034-0
6. Delak B., Širok K. Physician-nurse conflict resolution styles in primary health care. Nursing Open. 2022; 9(2):1077–1085. doi:10.1002/nop2.1147
7. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учебное пособие для вузов. Москва: Издательский центр «Академия»; 2000. 263 с.
8. Сачкова М.Е., Семенова Л.Е. Образ врача и доверие к себе и другим у студентов в период пандемии COVID-19. Вестник психотерапии. 2022;83:49–61. doi:10.25016/2782-652X-2022-0-83-49-61
9. Семенова Л.Э., Сачкова М.Е., Карпушкина Н.В. Гендерная специфика образа врача и доверия к себе и другим у студенческой молодежи в период пандемии COVID-19. Вестник Мининского университета. 2023;11(1):1–27. doi:10.26795/2307-1281-2023-11-1-7
10. Моисеева М.В. Связь привязанности к матери и формирования доверия к другим в дошкольном возрасте. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016;26(1):121–133. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26104301 (дата обращения: 22.05.2023).
11. Erik H. Erikson Childhood and Society. 2nd ed. New York. London: W. W. Norton & Company; 1993. 448 p.
12. Анненкова Н.В. Взаимосвязь доверия себе и к другому с личностными особенностями в студенческом возрасте. The Unity of Science. 2015;3:105–106. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25299890 (дата обращения: 23.05.2023).
13. Анненкова Н.В. Взаимосвязь личностных характеристик с уровнем доверия себе и к другому у будущих финансистов. Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: сборник научных статей. Вып. 3. Москва: Издательство «Спутник+»; 2015:93–96. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24291826 (дата обращения: 23.05.2023).
14. Абдулкадир Ю.Р.А. К вопросу об исследовании особенностей доверия к себе и другим у студентов с разным уровнем самооценки. Аллея науки. 2018;2(4(20)):894–897. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34975496 (дата обращения: 23.05.2023).
15. Малиновская Е.Л. Доверие к себе и к другим у руководителей с разными стилями управления. Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога): материалы IV Всероссийской научно-практической конференции; 18 ноября 2022 г.; Москва: осударственный университет просвещения; 2023:175–180. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54083018 (дата обращения: 23.05.2023).
16. Завгородняя И.В., Гончарова В.В. Представления о будущем у студентов с разным уровнем доверия к себе и к другим. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019;2:24–27. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2019/02/2019-02-04.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
17. Зеленев И.А., Прохода В.А. Субъективное благополучие и доверие в контексте психологической безопасности в современной России и других европейских странах. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020;1(155):340–367. doi:10.14515/monitoring.2020.1.14
18. Алмакаева А.М. Измерение генерализированного (обобщенного) доверия в кросс-культурных исследованиях. Социологические исследования. 2014;11:32–43. Режим доступа: https://www.socis.isras.ru/article/5474 (дата обращения: 13.03.2023).
19. Uslaner E.M. The Moral Foundations of Trust. Cambridge: Cambridge University Press; 2002. 52 p.
20. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. Москва: Издательство АСТ; 2004. 730 c.
21. Lewicka D., Zakrzewska-Bielawska A.F. Trust and distrust in interorganisational relations-scale development. Public Library of Science One. 2022;17(12):e0279231. doi:10.1371/journal.pone.0279231
22. Mooijman M. Power dynamics and the reciprocation of trust and distrust. Journal of Personality and Social Psychology. 2023;125(4):779–802. doi:10.1037/pspi0000424
23. Williamson L.D., Tarfa A. Examining the relationships between trust in providers and information, mistrust, and COVID-19 vaccine concerns, necessity, and intentions. BioMed Central Public Health. 2022;22(1):2033. doi:10.1186/s12889-022-14399-9
24. Capotescu C., Chodon T., Chu J., Cohn E., Eyal G., Goyal R., Ige O., LaViolette J., Mallik S., Phillips L.M., Spencer P., Tomson D.L. Community health workers’ critical role in trust building between the medical system and communities of color. The American Journal of Managed Care. 2022;28(10):497–499. doi:10.37765/ajmc.2022.89247
25. Chegini Z., Kakemam E., Behforoz A., Lotfollah-Zadeh F., Jafari-Koshki T., Khodayari Zarnag R. Impact of patient communication preferences on the patient trust in physicians: a cross-sectional study in Iranian outpatient’s clinics. Journal of Patient Experience. 2022;9:23743735211069809. doi:10.1177/23743735211069809
26. Anderson L.A., Dedrick R.F. Development of the Trust in Physician Scale: a measure to assess interpersonal trust in patient-physician relationships. Psychological Reports. 1990;67(3,Pt 2):1091–1100. doi:10.2466/pr0.1990.67.3f.1091
27. Thom D.H., Campbell B. Patient-physician trust: an exploratory study. The Journal of Family Practice. 1997;44(2):169–176. Accessed May 23, 2023. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/9040520
28. Levinson W., Lesser C.S., Epstein R.M. Developing physician communication skills for patient-centered care. Health Affairs (Millwood). 2010;29(7):1310–1318. doi:10.1377/hlthaff.2009.0450
29. Neuliep J.W. Intercultural Communication: A Contextual Approach. 8th ed. USA: SAGE Publications, Inc; 2020. 520 p.
30. Rogers W.A., Ballantyne A. Gender and trust in medicine: vulnerabilities, abuses, and remedies. International Journal of Feminist Approaches to Bioethics. 2008;1(1):48–66. Accessed May 23, 2023. https://www.jstor.org/stable/40339212
31. Friberg K., Husebø S.E., Olsen Ø.E., Saetre Hansen B. Interprofessional trust in emergency department – as experienced by nurses in charge and doctors on call. Journal of Clinical Nursing. 2016;25(21–22):3252–3260. doi:10.1111/jocn.13359
32. Konlan K.D., Abdulai J.A., Saah J.A., Doat A.R., Amoah R.M., Mohammed I., Konlan K.D. The influence of conflicts among members of the clinical team on patient care; an explorative, descriptive study, Ghana. Journal of Global Health Science. 2023;5(1):e1. doi:10.35500/jghs.2023.5.e1
33. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки. Психологическая диагностика. 2008;1:35–56. Режим доступа: https://bigenc.ru/b/opyt-standartizatsii-oprosn-6a79fe (дата обращения: 23.05.2023).
34. Шестакова Е.Г., Дорфман Л.Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности. Образование и наука. 2009;7(64):51–66. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12920594 (дата обращения: 23.05.2023).
35. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Психологический журнал. 1996;17(5):3–18. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001731782 (дата обращения: 23.05.2023).
36. Lickiewicz J., Jagielski P., Hughes P.P., Makara-Studzińska M. The gender-related impact of a violence management training program on medical school students-preliminary results. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17(19):7130. doi:10.3390/ijerph17197130
37. Сергеева М.А., Смахтина Т.А., Шагина И.Р., Кубекова А.С. Психологические особенности аутоагрессивного поведения у студентов медицинского вуза. Современные исследования современных проблем. 2017;8(5):79. doi:10.12731/2218-7405-2017-5-79-93
38. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Санкт-Петербург: Речь; 2009. 141 c.
39. Ami N., Wani M., Sankar R., Raghavi R., Chinmaya B. Aggression among Annamalai university students. Global Journal of Intellectual & Developmental Disabilities. 2017;1(3):555562. doi:10.19080/gjidd.2017.01.555562
40. Щербакова О.И. Формирование и развитие конфликтологической культуры специалиста в контекстном обучении. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009;3:15–19. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-konfliktologicheskoy-kultury-spetsialista-v-kontekstnom-obuchenii (дата обращения: 23.05.2023).
41. Шурыгина О.В., Бурова И.В. Структурно-функциональная модель формирования конфликтологической культуры студентов – будущих переводчиков. Гуманизация образования. 2019;5:112–123. doi:10.24411/1029-3388-2019-10057
42. Скрипкина Т.П. Установки толерантного сознания, доверия и ксенофобии у молодежи, проживающей в Южнороссийском регионе РФ. Социальная психология и общество. 2010;1:136–151. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17029771 (дата обращения: 23.05.2023).
43. Худякова Н.Л., Невелев А.Б., Невелева В.С. Личностная культура как цель непрерывного развивающего образования: философско-методологическое обоснование. Образование и наука. 2020;22(7):9–32. doi:10.17853/1994-5639-2020-7-9-32
Рецензия
Для цитирования:
Щербакова О.И., Сердакова К.Г., Сорин A.В., Киселева М.Г., Крылова Н.А., Комиссаренко А.О. Взаимосвязь конфликтологической культуры и личностных особенностей будущих врачей. Образование и наука. 2024;26(8):114-143. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7428
For citation:
Shcherbakova O.I., Serdakova K.G., Sorin A.V., Kiseleva M.G., Krylova N.A., Komissarenko A.O. Relationship of conflict resolution culture and personal characteristics of future doctors. The Education and science journal. 2024;26(8):114-143. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7428