Применение интерактивных технологий в становлении субъектности студентов: инновационные практики
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-65-87
Аннотация
Введение. Развитие человеческого потенциала является важным направлением государственной политики Республики Казахстан в области обеспечения экономической безопасности страны. В этой связи особое внимание уделяется росту человеческого потенциала и его ответственности за саморазвитие и самореализацию нового поколения граждан. Цель статьи – представить инновационные практики становления субъектности студентов в ходе образовательного процесса посредством использования специальных диагностических и коррекционно-развивающих инструментов. Методология, методы и методики. Исследование базировалось на системном, субъектном, деятельностном и аксиологическом подходах. В исследовании широко использовались методы моделирования хода учебного процесса. Полученные результаты. Определено, что применение интерактивных технологий при реализации инновационных практик способствует активному становлению субъектности студентов в ходе образовательного процесса. Научная новизна. На основании системного, субъектного, деятельностного и аксиологического подходов разработана авторская система становления субъектности студентов в ходе образовательного процесса с активным использованием интерактивных технологий. Практическая значимость. Предложенная система может быть использована преподавателями колледжей и вузов в практике для установления взаимодействия с обучающимися.
Ключевые слова
Об авторах
А. Д. КариевКазахстан
Кариев Адлет Дюсембаевич – постдокторант, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры начального образования
Scopus Author ID 57202222355, ResearcherID CWO-5024-2022.
Алматы
Ф. Ш. Оразбаева
Казахстан
Оразбаева Фаузия Шамсиевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики казахского языка
Scopus Author ID 57194939829, ResearcherID 2077-6810.
Алматы
М. О. Искакова
Казахстан
Искакова Маржан Оразгалиевна – кандидат педагогических наук, PhD (педагогика и методика начального обучения), декан гуманитарного факультета
Семей
И. М. Дюсекенева
Казахстан
Дюсекенева Индира Муратовна – PhD (филология), старший преподаватель кафедры иностранных языков
Семей
М. Бакрачева
Болгария
Бакрачева Маргарита – доктор психологических наук, профессор, заместитель декана по научной, проектной, международной деятельности, связям с общественностью факультета образования и искусств
София
Список литературы
1. Степанова М.В. Фрагментарный анализ формирования профессионально-личностной самореализации студента СПО. Инновационное развитие науки и образования: сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение; 2020. С. 73–76. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tzpqrg (дата обращения: 10.10.2023).
2. Lee D., Huh Y., Lin Ch.Y., Reigeluth Ch.M. Technology functions for personalized learning in learner-centered schools. Educational Technology Research and Development. 2018;66(5):1269–1302. doi:10.1007/s11423-018-9615-9
3. Кариев А.Д. Представление субъектности человека: учет направленности. Мир науки, культуры, образования. 2019;1(74):90–91. doi:10.23951/2307-6127-2019-3-35-40
4. Фишман Б.E. О субъективности студента вуза в образовательной деятельности. Высшее образование в России. 2019;28(5):145–154. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-5-145-154
5. Панов В.И., Плаксина И.В. Субъектность студентов педагогического вуза в меняющейся образовательной среде. Психолого-педагогические исследования. 2022;14(20):64–83. doi:10.17759/psyedu.2022140205
6. Stenalt M.H., Lassesen B. Does student agency benefit student learning? A systematic review of higher education research. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2022;47(5):653–669. doi: 10.1080/02602938.2021.1967874
7. Torres Castro U.E., Pineda-Báez C. How has the conceptualisation of student agency in higher education evolved? Mapping the literature from 2000–2022. Journal of Further and Higher Education. 2023; 47(9):1182–1195. doi:10.1080/0309877X.2023.2231358
8. Boni A., Calabuig C. Education for global citizenship at universities: potentialities of formal and informal learning spaces to foster cosmopolitanism. Journal of Studies in International Education. 2017;21(1):22–38. doi:10.1177/1028315315602926
9. Inouye K., Lee S., Oldac Y.I. A systematic review of student agency in international higher education. Higher Education. 2023;86(4):891–911. doi:10.1007/s10734-022-00952-3
10. Nieminen J.H., Tai J., Boud D., Henderson M. Student agency in feedback: beyond the individual. Assessment & Evaluation in Higher Education. 2022;47(1):95–108. doi:10.1080/02602938.2021.1887080
11. Casanova D., Alsop G., Huet I. Giving away some of their powers! Towards learner agency in digital assessment and feedback. RPTEL. 2021;16(1):20. doi:10.1186/s41039-021-00168-6
12. Hopwood N. Agency, learning and knowledge work: epistemic dilemmas in professional practices. In: Goller M., Paloniemi S., eds. Agency at Work: An Agentic Perspective on Professional Learning and Development. Cham, Switzerland: Springer; 2017:121–140. doi:10.1007/978-3-319-60943-0_7
13. Jääskelä P., Heilala V., Kärkkäinen T., Häkkinen P. Student agency analytics: learning analytics as a tool for analysing student agency in higher education. Behaviour & Information Technology. 2021;40(8):790–808. doi:10.1080/0144929X.2020.1725130
14. Zeiser K., Scholz C., Circks V. Maximizing Student Agency: Implementing and Measuring Student-Centered Learning Practices. Washington D.C.: American Institutes for Research; 2018. 56 p.
15. Charteris J., Smardon D. A typology of agency in new generation learning environments: emerging relational, ecological and new material considerations. Pedagogy, Culture and Society. 2017;26(1):51–68. doi:10.1080/14681366.2017.1345975
16. Heikkilä M., Hermansen H., Iiskala T., Mikkilä-Erdmann M., Warinowski A. Epistemic agency in student teachers’ engagement with research skills. Teaching in Higher Education. 2023;28(3):455–472. doi:10.1080/13562517.2020.1821638
17. Маралов В.Г., Кариев А.Д., Крежевских О.В., Кудака М.А., Агеева Л.Е., Агранович Е.Н. Субъектность, самоэффективность и психологическое благополучие: сравнительное исследование российских и казахстанских студентов. Высшее образование в России. 2022;31(10):135–149. doi:10.31992/0869-3617-2022-31-10-135-149
18. Гвоздева А.В. Теоретические основы моделирования интегративного подхода к дифференцированному обучению в вузе. Высшее образование сегодня. 2008;3:65–67. Режим доступа: https://science-education.ru/en/article/view?id=26857 (дата обращения: 10.10.2023).
19. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Становление субъектной позиции учащихся в гуманитарном пространстве урока: монография. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО; 2002. 132 с. Режим доступа: https://klex.ru/t7o (дата обращения: 10.10.2023).
20. Kariyev А.D., Sultanova Zh., Yeralieva T., Fadeyeva O., Assenova N., Kadir N. Interactive educational technologies as a factor in the development of the subjectivity of university students. World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2022;14(3):533–543. doi:10.18844/wjet.v14i3.7269
21. Milistetd M., Neves Salles W., Nascimento J.V. Learner-centered teaching in a university-based coach education: First attempts through action research inquiry. International Journal of Sports Science & Coaching. 2019;14(3):294–309. doi:10.1177/1747954119842957
22. Кариев А.Д. Интерактивные технологии и методы в становлении субъектности студента. Научно-педагогическое обозрение. 2019;3(25):35–40. doi:10.23951/2307-6127-2019-3-35-40
23. Слижевская А.Н. Опыт использования интерактивных образовательных технологий в вузе. Инновационные проекты и технологии в образовании, промышленности и на транспорте: материалы научной конференции, посвященной Дню Российской науки. Омск: Омский государственный университет путей сообщения; 2019:432–436. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=qluirk (дата обращения 10.10.2023).
24. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива. Психологический журнал. 2011;1:120–132. Режим доступа: https://lib.ipran.ru/upload/papers/paper_16283464.pdf (дата обращения 10.10.2023).
25. Орлов Ю.М., Шкуркин В.И., Орлова Л.П. Построение тест-вопросника для измерения потребности в достижениях. В кн.: Вопросы экспериментальной психологии и ее истории. Mосква; 1974. С. 96–104.
26. Туник Е.Е. Опросник креативности Д. Джонсона. Санкт-Петербург: СПбГУПМ; 1997. 10 с.
27. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Санкт-Петербург: Речь; 2006. 392 с.
28. Наследов А.Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Санкт-Петербург: Питер; 2007. 416 с.
29. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Меерсон А.С., Фан Ч.К. Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания. Образование и наука. 2023;25(9):118–155. doi:10.17853/1994-5639-2023-9-118-155
Рецензия
Для цитирования:
Кариев А.Д., Оразбаева Ф.Ш., Искакова М.О., Дюсекенева И.М., Бакрачева М. Применение интерактивных технологий в становлении субъектности студентов: инновационные практики. Образование и наука. 2024;26(8):65-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-65-87
For citation:
Kariyev A.D., Orazbayeva F., Iskakova M.O., Dyussekeneva I.M., Bakracheva M. The use of interactive technologies in the formation of students’ subjectivity: innovative practices. The Education and science journal. 2024;26(8):65-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-65-87