Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130

Аннотация

Введение. Определение психологических предикторов эмоционального выгорания педагогов может расширить научные представления о специфике его возникновения в современных условиях педагогической деятельности, а также очертить наиболее восприимчивые для развития коррекции индивидуально-психологические особенности личности специалиста, что будет способствовать разработке эффективных профилактических мероприятий.

Целью исследования стал поиск и описание психологических факторов риска возникновения эмоционального выгорания педагогов.

Методология, методы и методики исследования. Исследование эмоционального выгорания и психологических особенностей личности педагогов было проведено в дистанционном формате с использованием инструмента Яндекс-форм в 2024 году. В исследовании приняли участие 1 054 педагога. В пакет диагностического инструментария были включены следующие методики: диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко), опросник эмоционального интеллекта – ЭмИн (Д. В. Люсин), интегративный тест тревожности (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев), методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. Реана), методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом. Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением методов дескриптивной статистики и линейного регрессионного анализа с принудительным включением и последовательным исключением независимых переменных.

Результаты исследования позволили констатировать, что проблема распространения синдрома эмоционального выгорания действительно актуальна для педагогического сообщества. Так, сформированная фаза напряжения характерна для 16,3 % опрошенных, у 40 % респондентов ярко выражена фаза резистенции, у 19,8 % педагогов диагностирована сложившаяся фаза истощения. На основании регрессионного анализа была сконструирована модель психологических факторов риска эмоционального выгорания педагогов.

Научная новизна заключается в том, что феномен эмоционального выгорания рассмотрен не только в контексте констатации уровня его выраженности у педагогов образовательных организаций разного уровня, но и с точки зрения его возможных предикторов, рассматриваемых как потенциальные факторы риска возникновения данной профессиональной деформации педагогических работников.

Практическая значимость обусловлена возможностями использования полученных результатов для разработки адресных мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Об авторах

С. А. Минюрова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Минюрова Светлана Алигарьевна – доктор психологических наук, профессор, и.о. ректора 

Екатеринбург



И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Воробьева Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, начальник управления научных исследований и проектной деятельности 

Екатеринбург

ResearcherID T-8507-2017



О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кружкова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией перспективных социосредовых исследований

Екатеринбург

ResearcherID Q-4655-2016



Список литературы

1. Хадарцев А.А., Токарев А.Р., Трефилова И.Л. Профессиональный стресс у преподавателей (обзор литературы). Вестник новых медицинских технологий. 2019;26(4):122–128. doi:10.244111609-2163-2019-16586

2. Della Valle E., De Pascale G., Cuccaro A., Di Mare M., Padovano L., Carbone U., Farinaro E. Burnout: fenomeno di crescente interesse in ambienti di lavoro. Annali di Igiene, Medicina Preventiva e di Comunità. 2006;18(2):171–177.

3. Fernández-Batanero J.M., Román-Graván P., Reyes-Rebollo M.M., Montenegro-Rueda M. Impact of educational technology on teacher stress and anxiety: a literature review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(2):548. doi:10.3390ijerph18020548

4. Agyapong B., Obuobi-Donkor G., Burback L., Wei Y. Stress, burnout, anxiety and depression among teachers: a scoping review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;19(17):10706. doi:10.3390ijerph191710706

5. Пестов А.В., Бостанджиева Т.М. Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех её участников. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8(1). Режим доступа: https://cyberleninka.ruarticlenvliyanie-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov-na-otnoshenie-k-obrazovatelnoy-srede-vseh-eyo-uchastnikov (дата обращения: 19.08.2024).

6. Arens A.K., Morin A.J. Relations between teachers’ emotional exhaustion and students’ educational outcomes. Journal of Educational Psychology. 2016;108:800–813. doi:10.1037edu0000105

7. Shen B., McCaughtry N., Martin J., Garn A., Kulik N., Fahlman M. The relationship between teacher burnout and student motivation. British Journal of Educational Psychology. 2015;85(4):519–532. doi:10.1111bjep.12089

8. Kim B., Jee S., Lee J., An S., Lee S.M. Relationships between social support and student burnout: a meta-analytic approach. Stress & Health. 2018;34(1):127–134. doi:10.1002smi.2771

9. García-Arroyo J.A., Osca Segovia A., Peiró J.M. Meta-analytical review of teacher burnout across 36 societies: the role of national learning assessments and gender egalitarianism. Psychology & Health. 2019;34(6):733–753. doi:10.108008870446.2019.1568013

10. Гофман О.О., Водопьянова Н.Е., Джумагулова А.Ф., Никифоров Г.С. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор. Организационная психология. 2023;13(1):117–144. doi:10.173232312-5942-2023-13-1-117-144

11. Надточий Ю.Б. Профессиональное выгорание педагогов: причины и факторы риска. Человек и образование. 2023;3:85–92. doi:10.54884S181570410027993-7

12. Орел В.Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность. Харьков: Общество с ограниченной ответственностью «Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр»; 2015. 296 с.

13. Chirico F., Taino G., Magnavita N., Giorgi I., Ferrari G., Mongiovì M. C., Imbriani M. Proposal of a method for assessing the risk of burnout in teachers: the VA.RI.B.O strategy. Giornale italiano di medicina del lavoro ed ergonomia. 2019;41:221–235.

14. Maslach C., Leiter M.P. Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry. 2016;15:103–111. doi:10.1002wps.20311

15. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностносмысловой сферы личности (теоретический аспект). Культурно-историческая психология. 2010;6(1):27–39.

16. Козлова К.В., Муравьева О.И., Корытова Г.С. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов. Pedagogical Review. 2019;1(23). Режим доступа: https://cyberleninka.ruarticlenponyatie-vygoranie-v-psihologii-analiz-i-obobschenie-podhodov (дата обращения: 07.08.2024).

17. Кожевина А.П., Дубровина С.В. Особенности психических состояний при различном уровне эмоционального выгорания у педагогов. Baikal Research Journal. 2019;10(2). doi:10.171502411-6262.2019.10(2).6

18. Михайлова А.В., Власова К.М. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание педагогов. Педагогическая перспектива. 2022;2:38–44. doi:10.5552327822559_2022_2(6)_38

19. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2018;3(70):368–370.

20. Дорфман Л.Я., Злоказов К.В. Метаиндивидуальная модель деструктивности. Сообщение 1. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017;14(1):105–122. doi:10.173231813-8918.2017.1.105.122

21. Круглова М.А., Водопьянова Н.Е., Столярчук Е.А., Мясникова С.В., Родионова Е.А., Васюнина Л.М. Перфекционизм и трудоголизм как предикторы возникновения синдрома выгорания. Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Международной научной конференции; 26–28 сентября 2019 г. Кострома: Костромской государственный университет, 2019:206–209.

22. Chen F., Wang X., Gao Y. EFL teachers’ burnout in technology enhanced instructions setting: the role of personality traits and psychological capital. Acta Psychologica. 2024;249:104461. doi:10.1016j.actpsy.2024.104461

23. Деревянченко В.С. Эмоциональный интеллект как фактор преодоления профессионального стресса и выгорания педагогов. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021;4:57– 66. doi:10.241472410-6364.2021.4.57-66

24. Fiorilli C., Benevene P., De Stasio S., Buonomo I., Romano L., Pepe A., Addimando L. Teachers’ burnout: the role of trait emotional intelligence and social support. Frontiers in Psychology. 2019;10:2743. doi:10.3389fpsyg.2019.02743

25. Shackleton N., Bonell C., Jamal F., Allen E., Mathiot A., Elbourne D., Viner R. Teacher burnout and contextual and compositional elements of school environment. Journal of School Health. 2019;89(12):977–993. doi:10.1111josh.12839

26. Nwoko J.C., Emeto T.I., Malau-Aduli A.E.O., Malau-Aduli B.S. A Systematic review of the factors that influence teachers’ occupational wellbeing. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(12):6070. doi:10.3390ijerph20126070

27. Hongsa T., Polyong C.P. Risk factors affecting stress and burnout among teachers: a cross-sectional study from Chonburi, Thailand. Journal of University of Occupational and Environmental Health. 2024;46(2):203–213. doi:10.7888juoeh.46.203

28. Федорцова С.С., Грищенко О.В., Стаханов Д.В. Исследование синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп. Международный научноисследовательский журнал. 2022;7-3(121):203–208. doi:10.23670IRJ.2022.121.7.117

29. Рокицкая Ю.А. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017;1:61–68.

30. Sato M., Fernández Castillo F., Oyanedel J.C. Teacher motivation and burnout of English-asa-foreign-language teachers: do demotivators really demotivate them? Frontiers in Psychology. 2022;13:891452. doi:10.3389fpsyg.2022.891452

31. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ; 1996. 472 с.

32. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. Психологическая диагностика. 2006;4:3–22.

33. Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение интегративного теста тревожности: методические рекомендации. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева; 2005. 23 с.

34. Реан А.А. Психология изучения личности. М.: Михайлов; 1999. 288 с.

35. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. Москва: Институт Психотерапии; 2002. 490 с

36. Бартош Т.П., Бартош О.П., Мычко М.В. Оценка риска развития профессионального эмоционального выгорания школьных педагогов с разным профилем деятельности. Российский психологический журнал. 2019;16(3):45–58. doi:10.21702rpj.2019.3.4

37. Mijakoski D., Cheptea D., Marca S.C., Shoman Y., Caglayan C., Bugge M.D., et al. Determinants of burnout among teachers: a systematic review of longitudinal studies. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022;19(9):5776. doi:10.3390ijerph19095776

38. Agyapong B., Brett-MacLean P., Burback L., Agyapong V.I.O., Wei Y. Interventions to reduce stress and burnout among teachers: a scoping review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023;20(9):5625. doi:10.3390ijerph20095625

39. Salovey P., Mayer D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality. 1990;9(3):185– 211. doi:10.2190DUGG-P24E-52WK-6CDG

40. Минюрова С.А., Басюк В.С., Брель Е.Ю., Воробьева И.В., Кружкова О.В., Матвеева А.И. Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований. Сибирский психологический журнал. 2021;82:153–173. doi:10.1722317267080829

41. Sánchez-Pujalte L., Gómez Yepes T., Etchezahar E., Navarro Mateu D. Teachers at risk: depressive symptoms, emotional intelligence, and burnout during COVID-19. Frontiers in Public Health. 2023;11:1092839. doi:10.3389fpubh.2023.1092839

42. Mancini G., Mameli C., Biolcati R. Burnout in Italian primary teachers: the predictive effects of trait emotional intelligence, trait anxiety, and job instability. Europe’s Journal of Psychology. 2022;18(2):168–180. doi:10.5964ejop.2685

43. Wang Y., Wang, Y. The interrelationship between emotional intelligence, self-efficacy, and burnout among foreign language teachers: a meta-analytic review. Frontiers in Psychology. 2022;13:913638. doi:10.3389fpsyg.2022.913638

44. Shen G. Anxiety, boredom, and burnout among EFL teachers: the mediating role of emotion regulation. Frontiers in Psychology. 2022;13:842920. doi:10.3389fpsyg.2022.842920

45. Фомина Н.А., Кудрявцев В.А. Особенности личности педагогов с различной степенью сформированности эмоционального выгорания. Психолого-педагогический поиск. 2023;1(65):115–127. doi:10.37724RSU.2023.65.1.014

46. Song M. Chinese English as foreign language teachers’ self-efficacy and motivation as predictors of burnout. Frontiers in Psychology. 2022;13:899687. doi:10.3389fpsyg.2022.899687

47. Волкова Е.Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы. Образование и наука. 2022; 24(3):126–157. doi:10.178531994-5639-2022-3-126-157

48. Алиева С.Г. Методы стимулирования и мотивации в процессе обучения. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022; 83(2):43–49. doi:10.519042306-8329_2022_83_2_43

49. Liu W.S., Li X.W., Zou Y.M. The formation of teachers’ intrinsic motivation in professional development. Integrative Psychological & Behavioral Science. 2019;53(3):418–430. doi:10.1007s12124-018-9465-3

50. Борисова И.И. Психологические условия эффективности внешней мотивации. Russian Journal of Education and Psychology. 2018;4:103–118.

51. Ефремов А.Н., Ефремов Н.В. Особенности связи эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом у педагогов высшей школы. Электронный журнал: наука, техника и образование. 2018;4(22):119–128.

52. Орлова О.А., Ситяева С.М. Взаимосвязь эмоционального выгорания и удовлетворенности трудом педагогов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Проблемы современного педагогического образования. 2023;81-1:339–342.


Рецензия

Для цитирования:


Минюрова С.А., Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное выгорание педагога: психологические факторы риска. Образование и наука. 2024;26(10):106-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130

For citation:


Miniurova S.A., Vorobyeva I.V., Kruzhkova О.V. Teacher burnout: psychological risk factors. The Education and science journal. 2024;26(10):106-130. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-106-130

Просмотров: 526


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)