Развитие цифровых компетенций будущих служащих органов публичной власти: дифференцированный подход
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-190-217
Аннотация
Введение. В условиях цифровой эпохи приоритетным условием обеспечения национальной безопасности, развития экономики в долгосрочной перспективе, повышения качества жизни граждан является продуктивная деятельность института государственной гражданской службы, поэтому актуальным представляется вопрос качества подготовки будущих служащих органов публичной власти в области информационно-коммуникационных технологий.
Цель статьи – разработка научно-методических основ дифференцированного подхода к развитию цифровых компетенций у будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления в процессе их обучения.
Методология, методы и методики. Методологической основой исследования явились методы и принципы системного анализа, общелогические методы научного познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), методы моделирования (мысленное моделирование, наглядное моделирование).
Результаты. Дано определение категории «дифференциация» как особой формы организации образования. Выделены и обоснованы ключевые принципы: принцип уровневой сложности, индивидуализации, коллаборативности. Описана рамочная модель дифференцированной подготовки будущих служащих органов публичной власти в области цифровых технологий.
Научная новизна. Разработана, обоснована и реализуется новая методология подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления с учетом современных тенденций развития системы высшего образования в области цифровых технологий.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы как методология организации образовательной деятельности в системе высшего образования по подготовке будущих служащих органов публичной власти.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Б. АвалуеваРоссия
Авалуева Наталия Борисовна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра развития образования Дирекции научно-технологического и цифрового развития Института «Высшая школа государственного управления»
Москва
Н. С. Гаркуша
Россия
Гаркуша Наталья Сергеевна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Института «Высшая школа государственного управления»
Москва
Список литературы
1. Okoye K., Daruich S.D.N., Castaño R., Enríquez de la O.J.F., Escamilla J., Hosseini S. Analyzing the impact of digitized-education toward the future of education: a comparative study based on students’ evaluation of teaching data. Studies in Educational Evaluation. 2024;82:101359. doi:10.1016/j.stueduc.2024.101359
2. Mei L., Feng X., Cavallaro E. Evaluate and identify the competencies of the future workforce for digital technologies implementation in higher education. Journal of Innovation & Knowledge. 2023;8:100445. doi:10.1016/j.jik.2023.100445
3. Lin L., Dong Y., Chen X., Shadiev R., Ma Y., Zhang H. Exploring the impact of design thinking in information technology education: An empirical investigation. Thinking Skills and Creativity. 2024;51:101450. doi:10.1016/j.tsc.2023.101450
4. Ndubuisi G., Otioma C., Owusu S., Tetteh G. ICTs quality and technical efficiency: an empirical analysis. Telecommunications Policy. 2022;46:102439. doi:10.1016/j.telpol.2022.102439
5. Dubey R.S., Tiwari V. Operationalisation of soft skill attributes and determining the existing gap in novice ICT professionals. International Journal of Information Management. 2020;50:375–386. doi:10.1016/j.ijinfomgt.2019.09.006
6. Daquilema Cuásquer B.A., Benítez Flores C.R., Jaramillo Alba J.A. Desarrollo de las habilidades TIC en los estudiantes. Sociedad & Tecnología. 2019;2(2):36–44. doi:10.51247/st.v2i2.48
7. Antequera Amaris R.R., Ramirez Molina R.I., Santamaria Ruiz M.J., Lay Raby N.D. Types of competencies of human talent supported by ICT: definitions, elements, and contributions. Procedia Computer Science. 2022;210:368–372. doi:10.1016/j.procs.2022.10.166
8. Wikström G., Bledow N., Matinmikko-Blue M., Breuer H., Costa C., Darzanosf G., et al. Key value indicators: a framework for values-driven next-generation ICT solutions. Telecommunications Policy. 2024;48:102778. doi:10.1016/j.telpol.2024.102778
9. Neumeyer X., Santos S. Digitalization and the entrepreneurial mindset: a conceptualization and research framework. IEEE Technology and Engineering Management Conference (TEMSCON EUROPE). 2022:198–203. doi:10.1109/TEMSCONEUROPE54743.2022.9801937
10. Hensellek S. Digital leadership: a framework for successful leadership in the digital age. Journal of Media Management and Entrepreneurship (JMME). 2020;2(1):1–15. doi:10.4018/JMME.2020010104
11. Wang F., Zhang Z., Ma X., Zhang Y., Li X., Zhang X. Paths to open government data reuse: a three-dimensional framework of information need, data and government preparation. Information & Management. 2023;60(8):103879. doi:10.1016/j.im.2023.103879
12. Gebka E., Crusoe J., Ahlin K. Open data reuse and information needs satisfaction: a method to bridge the gap. In: CEUR Workshop Proceedings. 2020;2797:41–49. Accessed April 01, 2024. https://dgsociety.org/wp-content/uploads/2020/08/CEUR-WS-Proceedings-2020_Full-Manuscript.pdf#page=55
13. Hernández A.C.C., de Velazco J.H., Prieto M.E.P. University social responsibility for the generation of ICT skills. Procedia Computer Science. 2022;210:373–377. doi:10.1016/j.procs.2022.10.167
14. Picatoste J., Pérez-Ortiz L., Ruesga-Benito S.M. A new educational pattern in response to new technologies and sustainable development. Enlightening ICT skills for youth employability in the European Union. Telematics and Informatics. 2018;35(4):1031–1038. doi:10.1016/j.tele.2017.09.014
15. Angel Y.F. Competency-based education in information literacy. In: Reference Module in Social Sciences. 2024. doi:10.1016/B978-0-323-95689-5.00204-2
16. Lim Y., Park H. Who have fallen behind? The educational reform toward differentiated learning opportunities and growing educational inequality in South Korea. International Journal of Educational Development. 2022;92:102599. doi:10.1016/j.ijedudev.2022.102599
17. Сладкова Н.М., Степаненко А.А., Ильченко О.А., Шапошников В.А. Квалификационные требования к государственным служащим в модели цифровых компетенций. Государственная служба. 2020;6(128):46–56. doi:10.22394/2070-8378-2020-22-6-46-56
18. Сладкова Н.М., Ильченко О.А., Степаненко А.А., Шапошников В.А. Особенности оценки компетенций по информационной безопасности государственных и муниципальных служащих. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021;1:122–149.
19. Гегедюш Н.С., Масленникова Е.В., Осипов В.А. Модели цифровой компетентности государственных служащих: подходы к формированию и оценке. Вестник университета. 2022;10:18–30. doi:10.26425/1816-4277-2022-10-18-30
20. Каткова Е.Н., Жиганова Г.П., Саяпина А.А. Вопросы разработки методов диагностики специальных способностей к овладению информационными технологиями. Baikal Research Journal. 2018;9(1):12. doi:10.17150/2411-6262.2018.9(1).12
21. Резер Т.М., Ловыгина А.М. Проблемы подготовки государственных и муниципальных служащих в условиях цифровизации и клипового мышления. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы V Международной научно-практической конференции. Том 1; 22–23 апреля 2019 г. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; 2019:98–101. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40811461 (дата обращения: 01.04.2024).
22. Головко А.Д. Система методов в научных исследованиях. Научный электронный журнал Меридиан. 2020;4(38):84–86. Режим доступа: https://meridian-journal.ru/site/articlee508/?id=2947 (дата обращения: 01.04.2024).
23. Олейникова С.А. Моделирование: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ; 2020. 127 с. Режим доступа: https://cchgeu.ru/upload/iblock/f94/irjzehjjigm5m1xr3riwzccrf6sup5x8/Modelirovanie_ucheb_posobie.pdf?ysclid=lyrdt03hly440575216 (дата обращения: 02.04.2024).
24. Сидорова Л.В., Саланкова С.Е. Направления реализации индивидуального подхода при изучении информационных технологии. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018;6. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/186047.htm (дата обращения: 01.04.2024).
25. Ермош Е.Н. Реализация дифференциации обучения в образовательном процессе. Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017;1(14):50–55. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-differentsiatsii-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse?ysclid=m0z12thsp1861048493 (дата обращения: 02.04.2024).
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер; 2002. 720 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005455612 (дата обращения: 12.06.2024).
27. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург: Питер; 2006. 249 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002989330 (дата обращения: 12.06.2024).
28. Жилина Н.Д., Лагунова М.В., Таренко Л.Б. Аналитические умения специалистов в области информационных технологий: сущностные характеристики и пути формирования. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет; 2018. 115 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35578227&ysclid=m0z17dcuv7245699414 (дата обращения: 02.04.2024).
29. Lee Y.F., Altschuld J.W., Tseng P.K., Hung H.S. Assessing study skill needs for information technology and computer science students in technical and vocational universities. Heliyon. 2023;9:e20915. doi:10.1016/j.heliyon.2023.e20915
Рецензия
Для цитирования:
Авалуева Н.Б., Гаркуша Н.С. Развитие цифровых компетенций будущих служащих органов публичной власти: дифференцированный подход. Образование и наука. 2024;26(10):190-217. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-190-217
For citation:
Avalueva N.B., Garkusha N.S. Developing the digital competencies of future public servants: a differentiated approach. The Education and science journal. 2024;26(10):190-217. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-190-217