Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Ресурсы родительской компетентности в реабилитации ребенка-инвалида

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-168-199

Texto completo:

Resumen

Введение. В условиях проявляющегося противоречия между потребностью участия родителей в реабилитации детей с инвалидностью и низким уровнем их компетентности, ограничивающим такое участие, актуальность приобретают исследования факторов, определяющих родительскую компетентность в достижении результативности реабилитации. Цель исследования – в рамках теории социального капитала проанализировать ресурсы родительской компетентности, обеспечивающие достижение результативности реабилитации ребенка-инвалида. Методология, методы и методики. Выборочная совокупность исследования, составила 500 респондентов. Исследование проходило в 2022–2024 гг. на базе Областного центра реабилитации инвалидов Свердловской области. Проведен анкетный опрос родителей детей-инвалидов. Применялись также качественные методы сбора эмпирических данных, наблюдение, оценочные и проективные методики для выделения уровней и индикаторов семейного капитала (доверие, поддержка, внимание, близость в отношениях родителей и детей), определения типов родительских позиций во взаимоотношениях с ребенком (партнерская, наставническая, доминантная, отвергающая), направленности родительской активности в период реабилитационных мероприятий в специализированном учреждении, оценки результативности реабилитации ребенка. Результаты и научная новизна. На основе факторного анализа установлено, что уровень социального капитала родителей (семейные и внесемейные ресурсы) непосредственно определяет уровень родительской компетентности; уровень дохода прямо коррелирует с типом родительской позиции в отношениях с ребенком, а результативность реабилитации непосредственно зависит от включенности родителя в реабилитационные мероприятия. Большинство родителей c доминантной и отвергающей позицией характеризуются низким уровнем социального капитала и соответствующим уровнем   компетентности. Высоким уровнем ресурсов располагают родители с партнерской позицией и частично с наставнической, ресурсы остальных родителей относятся к среднему уровню. Практическая значимость. Результаты могут использоваться для разработки мер усиления ресурсной обеспеченности родителей, в частности образовательного ресурса, посредством расширения для них услуг и формирования эко-реабилитационной среды.

 

De los autores

А. Старшинова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; Санкт-Петербургский государственный университет
Russian Federation


Е. Шестакова
ГАУ «Областной центр реабилитации инвалидов Свердловской области»
Russian Federation


Referencias

1. Загоруйченко А.А., Карпова О. Б., Башкуева Е. Ю. Анализ динамических изменений инвалидности детского населения в Российской Федерации. Дальневосточный медицинский журнал. 2022;3:68–71. doi:10.35177/1994-5191-2022-3-11

2. Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции. Современные исследования социальных проблем. 2015;9 (53):627–643. doi:10.12731/2218-7405-2015-9-48

3. Замараева М.В., Берлизов А.А. Коммуникативная компетентность как предмет социологического исследования. Общество: социология, психология, педагогика. 2020;7:55–60. doi:10.24158/spp.2020.7.8

4. Родина Е.Н., Чекушкина Е.Н. Социальная компетентность как условие формирования социальной адаптации. Педагогический журнал. 2022; 12 (3А): 646–652. doi:10.34670/AR.2022.20.45.068

5. Горлова Е.Л. Родительская компетентность: подходы к изучению и развитию. Вестник РГГУ. 2010;17(61/10):214–224. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20220313105714/https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/ppo/Vestnik-17_2010.pdf (дата обращения: 10.11.2024).

6. Хитрюк В.В. Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования. Специальное образование: материалы XII междунар. науч. конф., 21–22 апр. 2016 г. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016;1:249–253. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentnost-kak-obekt-vnimaniya-pedagoga-inklyuzivnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения:: 23.05.2024).

7. Чумакова Е.Н. Родительская компетентность и психолого-педагогическая грамотность родителей как предмет психологического исследования. Вестник русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки 2020;1(1):44–50. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46192838_36737649.PDF (дата обращения: 15.05.2024).

8. Гагай В.В., Берестовая А.Ф. Зависимость типа взаимодействия родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья от уровня родительской компетентности. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(5). Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/23PS-MN521.pdf (дата обращения:: 28.09.2024).

9. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета; 2018. 126 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36836239 (дата обращения: 28.06.2024).

10. Майер А.А., Гришина Г.Н., Зеленкова Т.В. Компетентностное родительство: от теории к практике. Орехово-Зуево: ГГПУ; 2021. 52 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47932029 (дата обращения: 15.05.2024).

11. Гурко Т.А. Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей. Женщина в российском обществе. 2022;4:3–14. doi:10.21064/WinRS.2022.4.1

12. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019;2:48–65. doi:10.15593/2224-9354/2019.2.4

13. Холодкова О.Г., Кабанченко Е.А. Развитие психологической компетентности родителей в условиях детского образовательного центра психологической помощи. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018;4(37):86–88. Режим доступа: https://journals-altspu.ru/vestnik/article/view/1136/1072 (дата обращения: 08.11.2024).

14. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи. Перспективы науки и образования. 2020;4(46):111–125. doi:10.32744/pse.2020.4.7

15. Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе. Вестник Псковского государственного университета. Психолого-педагогические науки. 2017;6:67–75. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=yxcaue (дата обращения: 02.06.2024).

16. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Cоциальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования: монография. Санкт-Петербург: Астерион; 2019. 122 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tvsrbr (дата обращения: 16.03.2024).

17. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации как фактор развития базовых компетенций педагогов и родителей. Казань: Изд-во Казан. ун-та; 2019. 302 с. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1851365545/Veretennikova_monografiya_Gotova.pdf (дата обращения: 26.05.2024).

18. Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human development. American Psychologist. 1977;32(7):513–531. doi:10.1037/0003-066X.32.7.513

19. Thurston W.E., Vissandjee B. An ecological model for understanding culture as a determinant of women’s health. Critical Public Health. 2005;3:229–242. doi:10.1080/09581590500372121

20. Woodcock J. The social work assessment of parenting: an exploration. British Journal of Social Work. 2003;33:87–106. doi:10.1093/bjsw/33.1.87

21. Berger M. L’échec de la protection de l’enfance. Paris: Dunod; 2003. 304 p. Accessed June 07, 2024. https://typeset.io/authors/maurice-berger-tr19x240c6

22. Cheetham G., Chivers G. Professing, Competence, and Informal Learning. Cheltenham UK: Edward Elgar Publishing Limited; 2005. 360 р. Accessed May 09, 2024. https://www.e-elgar.com/shop/gbp/professions-competence-and-informal-learning-9781843764083.htm

23. Miller L. Professions, competence and informal learning – Graham Cheetham and Geoff Chivers. International Journal of Training and Development. 2006;10(2):175–177. doi:10.1111/j.1468-2419.2006.00251.x

24. Mansfield B. Competence in transition. Journal of European Industrial Training. 2004;28(2,3,4):296– 309. doi:10.1108/03090590410527672

25. Бурдьё П. Формы капитала. В книге: Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. Москва: Российская политическая энциклопедия; 2004. С. 519–536. Режим доступа: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002557018 (дата обращения: 01.11.2024).

26. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. Режим доступа: http://www.jstor.org/discover/10.2307/2780243?uid=3738936&uid=2&uid=4&sid=21102278535341 (дата обращения: 01.11.2024).

27. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. Москва: «Ad Marginem»; 1996. 288 с. Режим доступа: https://m.eruditor.one/file/2382587/ (дата обращения: 08.11.2024).

28. Штомпка П. Социология социальных изменений. Москва: Аспект-пресс; 1996. 414 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001735505 (дата обращения: 01.11.2024).

29. Durlauf S.N., Fafchamps M., Aghion P. Social Capital. In: Durlauf S. (ed.) Handbook of Economic Growth. Elsevier; 2005;1b:1639–1699. Accessed October 14, 2024. https://econpapers.repec.org/bookchap/eeegrochp/1-26.htm

30. Cox J., Simmons O.E.Y., Graham B., Greenhill G., Lintott A., Meriton R. Networking: An empirical study of the relationship between social capital and charity among online volunteers. Non-Profit and Voluntary Sector. 2019;48(2l):151–173. Accessed October 09, 2024. https://research.manchester.ac.uk/en/publications/getting-connected-an-empirical-investigation-of-the-relationship-

31. Xu Z., Zhang W., Zhang X., Wang Y., Chen Q. Gao B. Multi-level social capital and subjective wellbeing among the elderly: understanding the effect of family, workplace, community, and society social capital. Frontiers in Public Health. 2022;10:772601. doi:10.3389/fpubh.2022.772601

32. Klocke A., Stadtmüller S. Social capital in the health development of children. Child Indicators Research. 2019;12:1167–1185. doi:10.1007/s12187-018-9583-y

33. Tuominen M., Haanpää L. Young people’s well-being and the association with social capital, i.e. social networks, trust and reciprocity. Social Indicators Research. 2022;159:617–645. doi:10.1007/s11205-021-02762-z

34. Ashton K., Davies A.R., Hughes K., Ford K., Cotter-Roberts A., Bellis M. A. Adult support during childhood: a retrospective study of trusted adult relationships, sources of personal adult support and their association with childhood resilience resources. BMC Psychology. 2021;9:1–11. doi:10.1186/s40359-021-00601-x

35. Hosoda C., Yun Feng Z., Watanabe J., Maruya K., Tabuchi R., Hosokawa K., Matsuhashi T. The importance of childhood social capitals in the future well-being of children. Frontiers in Psychology. 2024;15:1389269. doi:10.3389/fpsyg.2024.1389269

36. Lean R.E., Paul R.A., Smyser C.D., Rogers C.E. Maternal intelligence quotient (Iq) predicts Iq and language in very preterm children at age 5 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2018;59:150–159. doi:10.1111/jcpp.12810

37. Helliwell J., Putnam R. Education and social capital. Eastern Economic Journal. 2007;33(1):116. Accessed November 02, 2024. https://ssrn.com/abstract=165129

38. Chen J., Liu Sh., Xiaoming Zh., Zhou X. Building social trust through education. China Economic Review. 2023;82(C):45. doi:10.1016/j.chieco.2023.102048

39. Андрейченко Н.В., Несоленая О.В., Демиденко Т.И. Институциональное доверие как основа формирования социального капитала современной России. Финансовые исследования. 2017;1(54):21–26. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnoe-do-verie-kak-osnova-formirovaniya-sotsialnogo-kapitala-sovremennoy-rossii (дата обращения: 08.11.2024).

40. Блок М., Головин Н.А. Социальный капитал: к обобщению понятия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2016;4:99–111. Режим доступа: https://sociology-journal.spbu.ru/article/view/1304 (дата обращения: 21.10.2024).

41. Игумнов О.А. Социально-экономический смысл концепта «социальный капитал». Вестник Евразийской науки. 2019;1. Режим доступа: https://esj.today/PDF/19ECVN119.pdf. (дата обращения: 01.11.2024).

42. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология. 2002;3(4):20–32. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kapitala-formy-kapitalov-i-ih-konvertatsiya/viewer (дата обращения: 05.08.2024).

43. Татарко А.Н. Исследования социального капитала в поликультурном обществе: теоретико-методологические проблемы и важнейшие результаты. Социальная психология и общество. 2021;12(4):34–52. doi:10.17759/sps.2021120403

44. Borodkina O.I., Sibirev V.A. The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment. The Journal of Social Policy Studies. 2021;19(1):129–142. doi:10.17323/727-0634-2021-19-1-129-142

45. Севостьянов Д.А. Социальный капитал и современное образование: иерархия и инверсия. Профессиональное образование в современном мире. 2020;10(2):3674–3681. doi:10.15372/PEMW20200204

46. Натхов Т.В. Образование, социальный капитал и экономическое развитие (обзор основных исследований). Вопросы экономики. 2010;8:112–122. Режим доступа: https://www.vopreco.ru/jour/article/view/1063 (дата обращения: 02.11.2024).

47. Натхов Т.В. Социальный капитал и образование. Вопросы образования. 2012;2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kapital-i-obrazovanie (дата обращения: 08.11.2024).

48. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. Вопросы психологии. 1997;1:55–62. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1997/971/971055.htm (дата обращения: 02.11.2024).

49. Галасюк И.Н. Анализ типов родительского позиционирования в семье ребенка с ментальными нарушениями: на пути к «солнечной стороне» родительства (Часть 2). Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016;1(41):93–103/ Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26599263_57656991.pdf (дата обращения: 04.11.2024).

50. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка. Клиническая и специальная психология. 2017;6(2):109–129. doi:10.17759/cpse.2017060209

51. Саитгалиева Г.Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей-инвалидов в инклюзивном образовании. Медико-фармацевтический журнал. 2016;18(2):788–793. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-roditelskoy-kompetentnosti-v-voprosah-soprovozhdeniya-detey-s-invalidnostyu-v-inklyuzivnom-obrazovanii/viewer (дата обращения: 02.10.2024).

52. Старшинова А.В., Архипова Е.Б., Бородкина О.И. Паттерны взаимодействия российских граждан с НКО в условиях институциональных изменений третьего сектора. Journal of Institutional Studies. 2022;14(4):42–55. doi:10.17835/2076-6297.2022.14.4.042-055


Recensión

Para cita:


Starshinova A.V., Shestakova E.V. Resources for enhancing parental competence in the rehabilitation of a child with disabilities. The Education and science journal. 2025;27(1):168-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-1-168-199

Número de consultas: 201


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)