Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Оценка развитости мягких навыков студентов экономических направлений подготовки в университетах

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-168-190

Texto completo:

Resumen

Введение. В условиях современного рынка труда от соискателей требуются не только узкопрофессиональные знания, связанные с конкретной предметной областью, но и мягкие навыки, такие как навыки работы в команде, способность отстаивать свою точку зрения, решать задачи и принимать решения. При этом наблюдается разрыв между требованиями работодателей и фактическим уровнем развития мягких навыков выпускников. Это объясняется тем, что учебные программы высших учебных заведений мало адаптированы к задаче развития мягких навыков.

Целью исследования является оценка развитости мягких навыков у студентов бакалавриата на примере экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (направление «Менеджмент») по результатам двух лет обучения.

Методология, методы и методики. Для определения уровня развития компетенций использовались оценки асессоров. С их помощью оценивался уровень развития таких компетенций как лидерство, работа в команде, аналитика, убеждение и влияние, межличностное взаимодействие, принятие решений. Список исследуемых компетенций был сформирован в рамках стратегической сессии, в которой приняли участие представители работодателей, являющихся партнерами факультета.

Результаты и научная новизна. Проведенное исследование показало, что уровень мягких навыков, связанных с лидерством, аналитикой и принятием решений, существенно снизился в период пандемии. Единственная компетенция, уровень которой значимо вырос по результатам двух лет обучения – межличностное взаимодействие. Студенты, имеющие высокий уровень развития компетенций при поступлении, демонстрируют высокие значения компетенций и на третьем курсе. Не было найдено различий в уровне развития компетенций между юношами и девушками.

Практическая значимость. В работе приведены подходы, которые могут быть использованы для развития мягких навыков студентов в процессе обучения.

De los autores

А. Мирзоян
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Russian Federation


Л. Михайлова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Russian Federation


И. Суслова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Russian Federation


П. Обухова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Russian Federation


Referencias

1. Глухова И.В. Приемы и факторы развития навыков критического мышления. Образование и наука. 2015;1(1):114–122. doi:10.17853/1994-5639-2015-1-114-122

2. Hagen A., Udeh I., Wilkie M. The way that companies should manage their human resources as their most important asset: empirical investigation. Journal of Business & Economics Research (JBER). 2011;1(1). doi:10.19030/jber.v1i1.2962

3. Fahimirad M., Nair P.K., Kotamjani S.S., Mahdinezhad M., Feng J. B. Integration and development of employability skills into Malaysian higher education context: review of the literature. International Journal of Higher Education. 2019;8(6):26–35. doi:10.5430/ijhe.v8n6p26

4. Mgaiwa S.J. Fostering graduate employability: rethinking Tanzania’s university practices. Sage Open. 2021;11. doi:10.1177/21582440211006709

5. Vera F., Tejada E. Developing soft skills in undergraduate students: a case at a Chilean private university. Revista Electrónica Transformar. 2020;1(1):57–67.

6. Schislyaeva E.R., Saychenko O.A. Labor market soft skills in the context of digitalization of the economy. Social Sciences. 2022;11(3). doi:10.3390/socsci11030091

7. Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Вишневская А.В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника. Высшее образование в России. 2020;(12):33–44. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44

8. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science). Образование и наука. 2019;21(8):187–207. doi:10.17853/1994-5639-2019-7-187-207

9. Tran T.T. Limitation on the development of skills in higher education in Vietnam. Higher Education. 2013;65(5):631–644. doi:10.1007/s10734-012-9567-7

10. Gonzalez M.A.G., Abu Kasim N.H., Naimie Z. Soft skills and dental education. European Journal of Dental Education. 2013;17(2):73–82. doi:10.1111/eje.12017

11. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K.A. Workforce connections: key “soft skills” that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication. 2015;56.

12. Taylor E. Investigating the perception of stakeholders on soft skills development of students: evidence from South Africa. Interdisciplinary Journal of e-Skills and Lifelong Learning. 2016;12(1):1–18. doi:10.28945/3412

13. Rainsbury E., Hodges D.L., Burchell N., Lay M.C. Ranking workplace competencies: student and graduate perceptions. Asia-Pacific Journal of Cooperative Education. 2002;3.

14. Noah J.B., Aziz A.F. A systematic review on soft skills development among university graduates. Journal of Social Sciences. 2020;6(1):53–68. doi:10.37134/ejoss.vol6.1.6.2020

15. Cinque M., Carretero S., Napierala J. Non-cognitive skills and other related concepts: towards a better understanding of similarities and differences. JRC Working Papers Series on Labour, Education and Technology. 2021. doi:10.13140/RG.2.2.32488.39685

16. Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? Economic and Labour Relations Review. 2016;27(4):453–470. doi:10.1177/1035304616674613

17. Bartram D. The great eight competencies: a criterion-centric approach to validation. Journal of Applied Psychology. 2005;90(6). doi:10.1037/0021-9010.90.6.1185

18. Cinque M. “Lost in translation”. Soft skills development in European countries. Tuning Journal for Higher Education. 2016;3(2):389–427. doi:10.18543/tjhe-3(2)-2016pp389-427

19. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019;21(8):65–89. doi:10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

20. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля. Высшее образование в России. 2021;(10):63–77. doi:10.31992/0869-3617-2021-30-1063-77

21. Абрамова И.Е., Шишмолина Е.П. Формирование навыков самоорганизации и самооценивания студентов в конкурентной иноязычной обучающей среде: практический опыт. Образование и наука. 2020;22(10):161–185. doi:10.17853/1994-5639-2020-10-161-185

22. Barney J.B. Looking inside for competitive advantage. Academy of Management Perspectives. 1995;9(4):49-61. doi:10.5465/ame.1995.9512032192

23. Teece D.J., Pisano G., Shuen A. Dynamic capabilities and strategic management. Strategic Management Journal. 1997;18(7):509–533.

24. Bacolod M.P., Blum B.S. Two sides of the same coin: U.S. ‘residual’ inequality and the gender gap. Journal of Human Resources. 2010;45(1):197–242. doi:10.3368/jhr.45.1.197

25. Balcar J. Soft skills and their wage returns: Overview of empirical literature. Review of Economic Perspectives. 2014;14(1):3–15. doi:10.2478/revecp-2014-0001

26. Qizi K.N.U. Soft skills development in higher education. Universal Journal of Educational Research. 2020;8(5):1916–1925. doi:10.13189/ujer.2020.080528

27. England T.K., Nagel G.L., Salter S.P. Using collaborative learning to develop students’ soft skills. Journal of Education for Business. 2020;95(2):106–114. doi:10.1080/08832323.2019.1599797

28. Белякова И.Е., Кечерукова М.А., Мурзина Ю.С. Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязь явлений. Образование и наука. 2022;24(8):138–169. doi:10.17853/1994-5639-2022-8-138-169

29. Cardoso-Espinosa E.O., Cortés-Ruiz J.A., Zepeda-Hurtado M.E. The development of mathematics and soft skills at the graduate level through project-based learning in times of COVID-19. TEM Journal. 2021;10(4). doi:10.18421/TEM104-20

30. Melin J.L., Correll S.J. Preventing soft skill decay among early-career women in STEM during COVID-19: Evidence from a longitudinal intervention. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2022;119(32). doi:10.1073/pnas.2123105119

31. Ворсина Е.В., Снигирева Т.А. К вопросу о критериях сформированности компетенций. Образование и наука. 2012;1(10):67–78. doi:10.17853/1994-5639-2012-10-67-78

32. Marin-Zapata S.I., Román-Calderón J.P., Robledo-Ardila C., Jaramillo-Serna M.A. Soft skills, do we know what we are talking about? Review of Managerial Science. 2022;16(4):969–1000. doi:10.1007/s11846-021-00474-9

33. Hadiyanto H., Noferdiman N., Moehamin M., Yuliusman Y. Assessing students and graduates soft skills, hard skills and competitiveness. People: International Journal of Social Sciences. 2017; 3(2):1885–1906. doi:10.20319/pijss.2017.32.18851906

34. Tseng H., Yi X., Yeh H.T. Learning-related soft skills among online business students in higher education: Grade level and managerial role differences in self-regulation, motivation, and social skill. Computers in Human Behavior. 2019;95:79–186. doi:10.1016/j.chb.2018.11.035

35. Третьякова В.C., Кайгородова А.Е., Шаров А.А., Зеер Э.Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза. Science for Education Today. 2024;14:206– 230. doi:10.15293/2658-6762.2402.09

36. Бондарева Л.В., Потемкина Т.В., Саулембекова Г.С. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров. Высшее образование в России. 2021;(12):59–74. doi:10.31992/0869-3617-2021-30-12-59-74

37. Мирзоян А.Г., Суслова И.П., Говорова А.В. Связь «мягких» навыков с образовательными результатами в высших учебных заведениях на примере студентов бакалавриата направления «Менеджмент». Вопросы образования /Educational Studies Moscow. 2024;(4):151– 183. doi:10.17323/vo-2024-17879

38. Jardim J., Pereira A., Vagos P., Direito I., Galinha S. The soft skills inventory: developmental procedures and psychometric analysis. Psychological Reports. 2022;125(1):620–648. doi:10.1177/0033294120979933

39. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises. International Journal for Quality Research. 2016;10(1). doi:10.18421/IJQR10.01-05

40. Md-Ali R., Shaffie F., Yusof F.M. Public university educators’ understanding and conception of soft skills for educators. International Review of Management and Marketing. 2016;6(7).

41. Ritter B.A., Small E.E., Mortimer J.W., Dol J.L. Designing management curriculum for workplace readiness: developing students’ soft skills. Journal of Management education. 2018;42(1):80–103. doi:10.1177/1052562917703679

42. Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. Практика развития надпрофессиональных компетенций студентов в современном университете. Образование и наука. 2016;(7):117–135. doi:10.17853/1994-5639-2016-7-117-135

43. Казун А.П., Пастухова Л.С. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран. Образование и наука. 2018;20(2):32–59. doi:10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

44. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтерской деятельности. Высшее образование в России. 2018;(2):103–113.


Recensión

Para cita:


Mirzoyan A.G., Mikhailova L.A., Suslova I.P., Obukhova P.I. Assessment of soft skills development in economics students. The Education and science journal. 2025;27(5):168-190. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-5-168-190

Número de consultas: 198


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)