Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Информационно-образовательная среда вуза: приоритеты и дефициты развития

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-9-28

Texto completo:

Resumen

Введение. Одним из ключевых трендов системы высшего образования страны в настоящее время становится совершенствование информационно-образовательной среды российских вузов.

Цель работы – исследование отношения студентов к состоянию информационно-образовательной среды современных вузов в условиях цифровизации, определение приоритетов и дефицитов ее развития.

Методология, методы и методики. В основу исследования положены системный, ситуационный, аксиологический и социоинженерный подходы. В статье представлены результаты эмпирического исследования приоритетов и дефицитов развития информационно-образовательной среды вузов, в котором приняли добровольное участие 1107 студентов в возрасте от 17 до 29 лет. В качестве ключевого метода использовался анкетный опрос, инструментарий которого раскрывал специфику информационно-образовательной среды в условиях цифровизации и отражал восприятие студентами смысловых значений цифровых преобразований, их мнения о приоритетах и дефицитах развития современной информационно-образовательной среды высшей школы.

Результаты и научная новизна. Полученные данные позволяют говорить о позитивных ожиданиях молодежи в отношении цифровой трансформации образовательного процесса в высшей школе. Анализируется влияние цифровых навыков педагогов на возможность содержательного наполнения информационно-образовательной среды, формирование новых психолого-педагогических возможностей для развития сотрудничества в ходе образовательного процесса. Выявлены барьеры развития информационно-образовательной среды: недостаточность материально-технического оснащения вузов, низкий уровень цифровой компетентности педагогов, суженный диапазон использования интерактивных технологий. Установлено, что психолого-педагогические риски развития информационно-образовательной среды связаны со снижением уровня знаний и коммуникативных навыков студентов.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы администрациями вузов и педагогами высшей школы при оценке дефицитов развития информационно-образовательной среды.

De los autores

Е. Фролова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Russian Federation


О. Рогач
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Russian Federation


Ю. Кузнецов
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Russian Federation


Referencias

1. Аксенова Н.И., Усачева О.В., Черняков М.К. Рейтинговая оценка состояния цифровизации вузов. Образование и наука. 2024;26(7):88–115. doi:10.17853/1994-5639-2024-7-88-115

2. Aldhafeeri F.M., Alotaibi A.A. Reimagining Education for Successful and Sustainable Digital Shifting. SAGE Open. 2023;13(1). doi:10.1177/21582440231154474

3. Назаров В.Л., Жердев Д.В., Авербух Н.В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса. Образование и наука. 2021;23(1):156–201. doi:10.17853/1994-5639-2021-1-156-201

4. Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований. Психолого-педагогические исследования. 2023;15(1):37–55. doi:10.17759/psyedu.2023150103

5. Wang X.-M., Wang S.-M., Wang J.-N., Hwang G.-J., Xu S. Effects of a two-tier test strategy on students’ digital game-based learning performances and flow experience in environmental education. Journal of Educational Computing Research. 2023;60(8):1942–1968. doi:10.1177/07356331221095162

6. Гаврилова Т.А., Осмоловская И.М. Жигалова О.П., Баранова В.А. Методология разработки тренажеров виртуальной реальности: возможности теории деятельности. Информационное общество. 2023;2:69–78. doi:10.52605/16059921_2023_02_69

7. Волегжанина И.С. Потенциал научно-образовательного комплекса для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях цифровизации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020;2(52):34–45. doi:10.25146/1995-0861-2020-52-2-198

8. Габдуллина А.Ш. Влияние цифровизации на когнитивные функции обучающихся в вузе в рамках иноязычного обучения. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022;7(4):395–403. doi:10.30853/ped20220073

9. Даутова О.Б., Игнатьева Е.Ю., Шилова О.Н. Цифровая трансформация образования – движущая сила преобразований в преподавании и учении. Педагогическая наука и практика. 2021;3(33):70–85.

10. Christensen M., Nielsen K., O’Neill L. Embodied teacher identity: a qualitative study on ‘practical sense’ as a basic pedagogical condition in times of Covid-19. Advances in Health Sciences Education. 2022;27:577–603. doi:10.1007/s10459-022-10102-0

11. Кечерукова М.А. Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: обзор научно-педагогических исследований. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;9(89):152– 156. doi:10.24158/spp.2021.9.25

12. Осипенко Л.Е., Козицына Ю.В., Коротков А.В. Исследовательское и машинное обучение: от сопоставления к конвергенции. Психолого-педагогические исследования. 2022;14(4):127–146. doi:10.17759/psyedu.2022140408

13. Соколова Ю.В., Чалова О.А. Оценка готовности педагогических кадров российских технических вузов к применению информационных технологий в новой цифровой парадигме. Мир науки. Педагогика и психология. 2021;4. .Режим доступа: https://mir-nauki.com/ PDF/39PDMN421.pdf (дата обращения: 12.01.2025).

14. Хрусталева Н.В. Формирование образовательной среды в условиях цифровой экономики. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023;5(1):155–161. doi:10.17513/vaael.2821

15. Фролова Е.В., Рогач О.В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии Covid-19). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022;6(172):84–107. doi:10.14515/monitoring.2022.6.2265

16. Frolova E.V., Rogach O.V., Ryabova T.M. Digitalization of education in modern scientific discourse: new trends and risks analysis. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(2):331–336. doi:10.13187/ejced.2020.2.331

17. Асеева И.А. Антропологические дилеммы цифровой реальности: сущность и перспективы разрешения. Информационное общество. 2023;2622–30. doi:10.52605/16059921_2023_02_22

18. Булатова О.В., Васильева И.В., Козубовский А.И., Кривонос Д.Ю. Дистанционное обучение как стресс-вызов/препятствие для студентов. Информационное общество. 2023;4:32–42. doi:10.52605/16059921_2023_04_32

19. Hämäläinen R., Nissinen K., Mannonen J., Lämsä J., Leino K., Taajamo M. Understanding teaching professionals’ digital competence: What do PIAAC and TALIS reveal about technology-related skills, attitudes, and knowledge? Computers in Human Behavior. 2021;117(106672). doi:10.1016/j. chb.2020.106672

20. Koris R., Mato-Díaz F.J., Hernández-Nanclares N. From real to virtual mobility: Erasmus students’ transition to online learning amid the COVID-19 crisis. European Educational Research Journal. 2021;20(4):463–478. doi:10.1177/14749041211021247

21. Turnbull D., Chugh R., Luck J. Transitioning to E-Learning during the COVID-19 pandemic: how have higher education institutions responded to the challenge? Education and Information Technologies. 2021;26(5):6401–6419. doi:10.1007/s10639-021-10633-w

22. Van Schoors R., Elen J., Raes A., et al. The charm or chasm of digital personalized learning in education: teachers’ reported use, perceptions and expectations. TechTrends. 2023;67:315–330. doi:10.1007/s11528-022-00802-0

23. Doz E., Cuder A., Caputi M. et al. Distance learning environment: perspective of Italian primary and secondary teachers during COVID-19 pandemic. Learning Environments Research. 2023;26:555–571. doi:10.1007/s10984-022-09451-9

24. Qorraj G., Kaçaniku F., Draghici A., Repanovici A., Ng P.K. Exploring digital transformation of teacher education in the Western Balkans: case of Kosovo. Human Systems Management. 2023;42(2):209– 217. doi:10.3233/HSM-220063

25. Willermark S. Who’s there? Characterizing interaction in virtual classrooms. Journal of Educational Computing Research. 2021;59(6):1036–1055. doi:10.1177%2F0735633120988530

26. Полякова Е.А. Риски и социокультурные угрозы эпохи цифровизации. Caucasian Science Bridge. 2023;6(2):93–96. doi:10.18522/2658-5820.2023.2.12

27. Мартыненко М.А. Влияние эпохи цифровизации на психосоматическое состояние современных студентов. Scientist. 2024;2(28):1–3.

28. Mifsud D., Orucu D. The experience of imposed digitalization of education provision across sectors: comparative autoethnographic experiences through a Foucauldian lens. European Educational Research Journal. 2025. doi:10.1177/14749041251319823


Recensión

Para cita:


Frolova E.V., Rogach O.V., Kuznetsov Yu.V. Information and educational environment of the university: priorities and development deficits. The Education and science journal. 2025;27(6):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-6-9-28

Número de consultas: 184


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)