Психолого-педагогические барьеры одарённых школьников в олимпиадном движении
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-92-124
Аннотация
Введение. Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращать
Цель – выявить трудности одаренных школьников – участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию.
Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники – участники олимпиад РФ.
Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины.
Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах.
Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.
Ключевые слова
Об авторах
О. С. ЩербининаРоссия
Щербинина Ольга Станиславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования
Кострома
ResearcherID C-7110-2019
Scopus Author ID 57208553486
Н. С. Майорова
Россия
Майорова Наталья Сергеевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории
Кострома
И. Н. Грушецкая
Россия
Грушецкая Ирина Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования
Кострома
Scopus Author ID 57205329767
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б., Пирлик Г.П. Ответ на необоснованность нового пути развития одаренности. Психологическая наука и образование. 2023;28(1):132–141. doi:10.17759/pse.2023280108
2. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности. Психологический журнал. 2019;40(2):15–26. doi:10.31857/S020595920002981-5
3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989;6:29–33. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.html (дата обращения: 20.05.2025).
4. Савенков А.И. Представления о детской одаренности, как психическом явлении в современной образовательной практике. Современное дошкольное образование: теория и практика. 2019;6:30. Режим доступа: https://sdo-practice.ru/journalpril/aisavenkov-predstavleniya-o-detskoj-odaryonnosti-kak-psihicheskom-yavlenii-v-sovremennoj-obrazovatelnoj-praktike.html (дата обращения: 20.05.2025).
5. Черемошкина Л.В. О структуре одаренности и закономерностях ее проявления. Преподаватель XXI век. 2014;2:341–347.
6. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования). Психологический журнал. 2020;4(16):35–47. doi:10.31857/S020595920011082-6
7. Gierczyk M., Pfeiffer S.I. The impact of school environment on talent development: a retrospective view of gifted british and polish college students. Journal of Advanced Academics. 2021;32(4):567– 592. doi:10.1177/1932202X211034909
8. Sternberg R.J. A new model of giftedness for transformational active concerned citizenship and ethical leadership. Gifted Education International. 2024;40(2):166–195. doi:10.1177/02614294241246497
9. VanTassel-Baska J. Whither thou goest, gifted education? Gifted Child Today. 2024;47(2):151–155. doi:10.1177/10762175231222307
10. Kang D.Y. Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective. Asia-Pacific Science Education. 2019;5(12). doi:10.1186/s41029-019-0045-8
11. Zhang S. Gifted education in China. Cogent Education. 2017;4(1). doi:10.1080/233118 6X.2017.1364881
12. Hoffman M. Japan is hard on gifted children. Japan Today. September 14, 2022. Accessed May 20, 2025. https://japantoday.com/category/features/kuchikomi/japan-is-hard-on-gifted-children
13. Сеничева Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся. Вопросы территориального развития. 2015;9(29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-konkursah-i-olimpiadah-kak-forma-razvitiya-odarennosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 07.08.2025).
14. Абдусамедов Г.А. Традиции олимпиадного движения школьников в России. Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2014;3:166–170. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21691403 (дата обращения: 20.05.2025).
15. Юртаева Т.В. Олимпиадное движение как форма работы с одаренными детьми. Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической конференции; 2021. Коломна; 2021:187–191. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48050996 (дата обращения: 20.05.2025).
16. Гулов А.П. Генезис олимпиадного движения в России. Ценности и смыслы. 2023;3(85):42–60. doi:10.24412/2071-6427-2023-3-42-60
17. Вдовина Т.О., Карасев С.А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель эффективности работы с одаренными учащимися. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018;1(13):83. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32711746 (дата обращения: 20.05.2025).
18. Банзаракцаева Е.В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории Отечества в вузе культуры. Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022;2(22):164–170. doi:10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156
19. Артемьева Л.Н., Яковлева Ю.В. Методологические основы психолого-педагогической олимпиады школьников. Педагогическое образование. 2022;3(8):146–151. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=49620687 (дата обращения: 20.05.2025).
20. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Немова Н.В. Всероссийская олимпиада школьников: современное состояние и перспективы развития. М.: АПКиППРО; 2006. 122 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25972124 (дата обращения: 20.05.2025).
21. Berk S. Designing for the future of education requires design education. Art Education. 2016;69(6):16–20. doi:10.1080/00043125.2016.1224844
22. Xiong B. Mathematical Olympiad in China (2021–2022): Problems and Solutions (Mathematical Olympiad Series). East China Normal University Press and World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd.; 2022. 432 p. Accessed May 20, 2025. https://www.amazon.com/Mathematical-Olympiad-China-2021-2022-Solutions-ebook/dp/B0D1KD6NJQ
23. Ленева Е.А. Особенности подготовки одаренных школьников Оренбургской области к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики: сборник статей по материалам пятой международной научно-практической конференции; 24 марта 2023 г.; Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет; 2023:66–71. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50738110 (дата обращения: 20.05.2025).
24. Рябова С.В., Искужина Н.Г. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере республики Башкортостан. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;2(92):45–61. doi:10.21510/1817-3292-2021-92-2-45-61
25. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет. Вопросы образования. 2022;3:213–238. doi:10.17323/1814-9545-2022-3-213-238
26. Муравьев С.Е., Скрытный В.И. Олимпиады школьников. Высшее образование в России. 2017;6:126–130. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29381647 (дата обращения: 20.05.2025).
27. Ambrose D. Interdisciplinary insights that reveal contextual influences on the development of giftedness and talent. Education Sciences. 2023;13(7):690. doi:10.3390/educsci13070690
28. Piske F., Stoltz T., Guérios E., de Camargo D., Vestena C., de Freitas S., et al. The importance of teacher training for development of gifted students’ creativity: contributions of Vygotsky. Creative Education. 2017;8:131–141. doi:10.4236/ce.2017.81011
29. Cross T.L. The psychological well-being of students with gifts and talents: from amelioration to education. Gifted Child Today. 2024;47(2):146–150. doi:10.1177/10762175231223766
30. Бойцова О.Ю., Носов Д.М., Тороп В.В. Справедливость неравенства, или кто и как побеждает на олимпиаде по обществознанию. Вопросы образования. 2019;2:199–225. doi:10.17323/1814-9545-2019-2-199-225
31. Parr J., Stevens T. Challenges of equity and discrimination in the education of gifted children. Quality education, encyclopedia of the UN sustainable development. Goals. 2020:67–78. doi:10.1007/978-3-319-69902-8_21-1
32. Bol T., Witschge J. van de Werfhorst H.G.V., Dronkers J. Curricular tracking and central examinations: counterbalancing the impact of social background on student achievement in 36 countries. Social Forces. 2014;92(4):1545–1572. doi:10.1093/sf/sou003
33. Ladewig A., Köller O., Neumann K. Persisting in physics and the physics olympiad – impact of gender identification and sense of belonging on expectancy-value outcomes. European Journal of Psychology Education. 2022;38(7):1–20. doi:10.1007/s10212-022-00600-5
34. Simeon-Fayomi B.C., Cheatan B.S., Oludeyi O.S. Soft skills for young adults: circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education. 2018;6(1):99–112. doi:10.15415/iie.2018.61006
35. Fleer M. A cultural-historical critique of how engineering knowledge is constructed through research in play-based settings: what counts as evidence and what is invisible? Research in Science Education. 2022;52(2):1355–1373. doi:10.1007/s11165–021–10012-y
36. Fabio R.A., Croce A., Calabrese C. Critical thinking in ethical and neutral settings in gifted children and non-gifted children. Children. 2023;10(1):74. doi:10.3390/children10010074
37. Bildiren A., Kirişçi N., Kavruk S.Z., Yıldırım Y., Bıkmaz-Bilgen Ö., Dildeğmez B. İlkokul dönemi üstün yetenekli çocuklar için aday bildirim ölçeği (İDABÖ) geliştirme çalışması. Ankara Üniversitesi Eğitim Bilimleri Fakültesi Özel Eğitim Dergisi, Erken Görünüm. 2024;25(3):297–311. doi:10.21565/ozelegitimdergisi.1359061
38. Печеркина А.А., Борисов Г.И., Тарасов Д.А. Эмоциональное благополучие школьников: роль личностных черт и академической успешности. Образование и наука. 2025;27(2):135–158. doi:10.17853/1994-5639-2025-2-135-158
Рецензия
Для цитирования:
Щербинина О.С., Майорова Н.С., Грушецкая И.Н. Психолого-педагогические барьеры одарённых школьников в олимпиадном движении. Образование и наука. 2025;27(7):92-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-92-124
For citation:
Shcherbinina O.S., Mayorova N.S., Grushetskaya I.N. Psychological and pedagogical barriers faced by gifted schoolchildren in the olympiad movement. The Education and science journal. 2025;27(7):92-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-7-92-124