Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Методологические основания системы метацифровой компетентности (на примере языкового образования)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-9-29

Texto completo:

Resumen

Введение. Интенсивное развитие генеративного искусственного интеллекта обуславливает потребность в методологическом обосновании новых теоретических конструктов в педагогике. Современная образовательная система нуждается в обновлении теоретико-методологического аппарата, выходящего за пределы цифровой грамотности и синтезирующего метакогнитивные, этические и социокультурные компоненты человеко-машинной коллаборации. Целью работы является раскрытие методологических оснований и системной архитектуры метацифровой компетентности как теоретического фундамента для развития профессиональных компетенций педагогов в условиях распространения ИИ. Методология, методы и методики. Исследование основано на системном анализе теоретических основ метацифровой компетентности с интеграцией положений когнитивной психологии, теории распределенного познания и компетентностного подхода. В работе применены методы концептуального анализа, структурно-­ функционального моделирования и теоретического синтеза в условиях распространения ИИ. Результаты. Раскрыты эпи-стемологические основания метацифровой компетентности, заключающиеся в переходе от классического к «расширенному метапознанию. Обоснованы четыре методологических принципа определяющие структуру и функционирование метацифровой компетентности: распределенной когнитивной деятельности, метакогнитивной рефлексии, этической ответственности и адаптивного развития. Определена шестикомпонентная архитектура метацифровой компетентности с описанием механизмов интеграции ее элементов. Научная новизна. Впервые разработаны методологические основания системы метацифровой компетентности как качественно нового феномена в педагогике. Концептуализирован новый тип человеко-машинного взаимодействия как расширенной когнитивной системы. Обоснованы принципы структурной организации и функционирования системы метацифровой компетентности в образовательном контексте. Практическая значимость. Создана теоретическая платформа для проектирования образовательных программ в эпоху ИИ и разработана концептуальная основа для трансформации педагогических практик в различных предметных областях в эпоху новой реальности.

De los autores

М. Конколь
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Russian Federation


Е. Марьина
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Russian Federation


Referencias

1. Guechairi S. Artificial intelligence in education: a comprehensive bibliometric study on Scopus (2010–2024). ATRAS Journal. 2025;5:445–463. doi:10.70091/atras/AI.28

2. Holmes W., Bialik M., Fadel C. Artificial Intelligence in Education: Promises and Implications for Teaching and Learning. Boston: Center for Curriculum Redesign; 2019. Accessed June 10, 2025. https://curriculumredesign.org/wp-content/uploads/AIED-Book-Excerpt-CCR.pdf

3. Xu W., Ouyang F. Artificial intelligence in education: a systematic literature review. Expert Systems with Applications. 2024;254:124383. doi:10.1016/j.eswa.2024.124167

4. Chen X., Xie H., Zou D., Hwang G.J. Two decades of artificial intelligence in education: contributors, collaborations, research topics, challenges, and future directions. Educational Technology & Society. 2022;25(1):28–47. doi:10.30191/ETS.202201_25(1).0003

5. Bin-Hady W., Al-Kadi A., Hazaea A., Ali J. Exploring the dimensions of ChatGPT in English language learning: a global perspective. Library Hi Tech. 2023. doi:10.1108/LHT-05-2023-0200

6. Chen L., Chen P., Lin Z. Artificial intelligence in education: a review. IEEE Access. 2020;8:75264–75278. doi:10.1109/ACCESS.2020.2988510

7. Ouyang F., Zheng L., Jiao P. Integration of artificial intelligence performance prediction and learning analytics to improve student learning in online engineering course. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023;20(1):1–23. doi:10.1186/s41239-022-00372-4

8. Семёнкина И.А., Прусакова П.В. Применение инструментов искусственного интеллекта в преподавании иностранного языка: теоретический обзор. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2025;18(1):115–125. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-instrumentov-iskusstvennogo-intellekta-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-teor-eticheskiy-obzor/viewer (дата обращения: 10.06.2025).

9. Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку в вузе. Современные проблемы науки и образования. 2023;6:1. doi:10.17513/spno.33000

10. Груздев А.В. Использование генеративного искусственного интеллекта в изучении и преподавании иностранных языков: результаты систематического анализа. Педагогика и просвещение. 2025;1:105–115. doi:10.7256/2454-0676.2025.1.73607

11. Селезнева В.В., Бунакова Т.А. Использование искусственного интеллекта в современном иноязычном образовании в эпоху цифровой трансформации. Мир науки, культуры, образования. 2025;1(110):242–246. doi:10.24412/1991-5497-2025-1110-242-246

12. Конколь М.М. Метацифровая компетентность как новая парадигма образования в эпоху искусственного интеллекта. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2025;24(2):112–119. doi:10.17922/2071-5323-2025-24-2-112-119

13. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist. 1979;34(10):906–911. Accessed June 10, 2025. https://psycnet.apa.org/record/1980-09388-001

14. Celik I. Towards intelligent-TPACK: an empirical study on teachers’ professional knowledge to ethically integrate artificial intelligence (AI)-based tools into education. Computers in Human Behavior. 2023;138:107468. doi:10.1016/j.chb.2022.107468

15. Chaib M., Ounissi A. Teachers’ sense of competence in terms of ICT use: the case of secondary school teachers. Research in Learning Technology. 2023;31. doi:10.25304/rlt.v31.2874

16. Tondeur J., Scherer R., Baran E., Siddiq F. Teacher educators as gatekeepers: preparing the next generation of teachers for technology integration in education. British Journal of Educational Technology. 2019;50(3):1–21. doi:10.1111/bjet.12748

17. Raitskaya L., Tikhonova E. ChatGPT: where is a silver lining? Exploring the realm of GPT and large language models. Journal of Language and Education. 2023;9(3):5–11. doi:10.17323/jle.2023.18119

18. Ironsi C. Exploring the potential of generative AI in English language teaching. In: Laila U., Yu P., Mulli J., Syed Z.A.S., eds. Facilitating Global Collaboration and Knowledge Sharing in Higher Education with Generative AI. IGI Global; 2024:162–185. doi:10.4018/979-8-3693-0487-7.ch007

19. Garrett N., Beard N., Fiesler C. AI ethics education: a systematic literature review. Computers and Education: Artificial Intelligence. 2025;7:100257. doi:10.1016/j.caeai.2025.100405

20. Shanmugasundaram M., Tamilarasu A. The impact of digital technology, social media, and artificial intelligence on cognitive functions: a review. Frontiers in Cognition. 2023;2:1203077. doi:10.3389/fcogn.2023.1203077

21. Конколь М.М., Чигашева М.А. Социологический портрет преподавателя иностранного языка МГИМО в контексте интеграции инструментов искусственного интеллекта в образовательную парадигму. Мир науки, культуры, образования. 2024;4(107):85–90. doi:10.24412/1991-5497-2024-4107-85-90

22. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley; 1997. Accessed June 10, 2025. https://archive.org/de-tails/digitalliteracy0000gils/mode/1up

23. Hutchins E. Cognition in the Wild. Cambridge: MIT Press; 1995. Accessed June 10, 2025. https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=CGIaNc3F1MgC&oi=fnd&pg=PP11&dq=%22Ed-win+Hutchins%22&ots=9Hq-5dru1W&sig=-nKrqlZiiiPAm-fNqJxkc7VyX0xo&redir_esc=y#v=one-page&q=%22Edwin%20Hutchins%22&f=false

24. Petko D., Mishra P., Koehler M.J. TPACK in context: an updated model. Computers and Education Open. 2025;8:100244. doi:10.1016/j.caeo.2025.100244

25. Long D., Magerko B. What is AI literacy? Competencies and design considerations. In: Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2020:1–16. doi:10.1145/3313831.3376727

26. Тихонова Н.В., Сабирова Д.Р. Грамотность педагога в области искусственного интеллекта: теоретический анализ понятия. Образование и наука. 2025;27(6):180–206. doi:10.17853/1994-5639-2024-10-180-206

27. Смагулова Г.Ж., Саржанова Г.Б., Тлеужанова Г.К., Станчу Н. Развитие цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий. Образование и наука. 2021;23(6):216–245. doi:10.17853/1994-5639-2021-6-216-245

28. Zhao L., Wang Y. Teachers’ practices in the use of digital technology to promote students’ self-regulated learning and metacognition: a systematic review. Teaching and Teacher Education. 2025;148:104715. doi:10.1016/j.tate.2025.104715

29. Schraw G. Promoting general metacognitive awareness. Instructional Science. 1998;26(1-2):113–125. doi:10.1023/A:1003044231033

30. Moshman D. Metacognitive theories revisited. Educational Psychology Review. 2018;30(2):599–606. doi:10.1007/s10648-017-9413-7

31. Efklides A. Metacognition and affect: what can metacognitive experiences tell us about the learning process? Educational Research Review. 2006;1(1):3–14. doi:10.1016/j.edurev.2005.11.001

32. Trace A. Jr. What Ivan Knows that Johnny Doesn’t. New York: Random House; 1961. Accessed June 10, 2025. https://books.google.ru/books/about/What_Ivan_Knows_that_Johnny_Doesn_t.htm-l?id=A7z2-7plCiwC&redir_esc=y

33. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито– Центр; 2001. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/131087/readpart-pedagogicheskoe-te-stirovanie-problemy-zabluzhdeniya-perspektivy-dzhon-raven (дата обращения: 10.06.2025).

34. Recommendations of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on Key Competences for Lifelong Learning. Official Journal of the European Union. 30.12.2006. Accessed June 10, 2025. https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2006:394:0010:0018:en:PDF

35. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно–целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; 2004. Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/zimnyaya-ia-klyuchevye-kompetentnosti-kak-rezultativno-celevaya-osnova-kompetentnostno-go-podhoda-v-obrazovanii_75b32e46499.html (дата обращения: 10.06.2025).

36. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования: психолого-педагогический и технологический аспекты. М.: ИИО РАО; 2008. 356 c.

37. Vorobyeva K.I., Belous S., Savchenko N.V., Nikitina S.A., Zhdanov S.P. Personalized learning through AI: pedagogical approaches and critical insights. Contemporary Educational Technology. 2025;17(2):ep574. doi:10.30935/cedtech/16108


Recensión

Para cita:


Konkol M.M., Marina E.D. Methodological foundations of the meta-digital competence system: a case study in language education. The Education and science journal. 2025;27(9):9-29. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-9-29

Número de consultas: 37


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)