ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Введение. Интенсивное развитие генеративного искусственного интеллекта обуславливает потребность в методологическом обосновании новых теоретических конструктов в педагогике. Современная образовательная система нуждается в обновлении теоретико-методологического аппарата, выходящего за пределы цифровой грамотности и синтезирующего метакогнитивные, этические и социокультурные компоненты человеко-машинной коллаборации. Целью работы является раскрытие методологических оснований и системной архитектуры метацифровой компетентности как теоретического фундамента для развития профессиональных компетенций педагогов в условиях распространения ИИ. Методология, методы и методики. Исследование основано на системном анализе теоретических основ метацифровой компетентности с интеграцией положений когнитивной психологии, теории распределенного познания и компетентностного подхода. В работе применены методы концептуального анализа, структурно- функционального моделирования и теоретического синтеза в условиях распространения ИИ. Результаты. Раскрыты эпи-стемологические основания метацифровой компетентности, заключающиеся в переходе от классического к «расширенному метапознанию. Обоснованы четыре методологических принципа определяющие структуру и функционирование метацифровой компетентности: распределенной когнитивной деятельности, метакогнитивной рефлексии, этической ответственности и адаптивного развития. Определена шестикомпонентная архитектура метацифровой компетентности с описанием механизмов интеграции ее элементов. Научная новизна. Впервые разработаны методологические основания системы метацифровой компетентности как качественно нового феномена в педагогике. Концептуализирован новый тип человеко-машинного взаимодействия как расширенной когнитивной системы. Обоснованы принципы структурной организации и функционирования системы метацифровой компетентности в образовательном контексте. Практическая значимость. Создана теоретическая платформа для проектирования образовательных программ в эпоху ИИ и разработана концептуальная основа для трансформации педагогических практик в различных предметных областях в эпоху новой реальности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Проблема влияния современных педагогических теорий на академические достижения обучающихся остается недостаточно изученной ввиду дефицита масштабных компаративных исследований. Целью данной работы является анализ детерминант эффективности различных педагогических концепций и выявление роли контекстуальной адаптации образовательных программ для оптимизации их результативности. Методология, методы и методики. В основе работы лежит комплексный подход, сочетающий качественные и количественные методы. Сбор данных осуществлялся по пяти направлениям: систематический анализ литературы (n = 243), компаративное изучение образовательных программ (n = 92 из 47 стран), экспертные интервью (n = 47), углубленные кейс-стади (n = 6) и статистический анализ образовательных результатов. Количественные данные анализировались с использованием корреляционного и регрессионного анализа. Результаты. Выявлены три преобладающих теоретических модели: конструктивистская, традиционно-инструктивистская и социокультурная. Каждая из них обладает специфическими преимуществами: развитие критического мышления, повышение результатов стандартизированных тестов и укрепление взаимодействия с сообществом соответственно. Программы, интегрирующие несколько подходов, показали более высокий уровень удержания внимания учащихся, а контекстная адаптация оказалась значимым фактором успеха. Научная новизна исследования заключается в проведении системного анализа и комплексной оценки эффективности современных педагогических теорий. Практическая значимость. По итогам исследования предложен комплекс мер по оптимизации учебных моделей, а именно: совмещение педагогических подходов, локализация учебных программ, усиление автономии преподавателей и дифференциация системы оценки в зависимости от целевых образовательных ориентиров.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Введение. Включение психолого-педагогических принципов в процессы управления школой влияет на эффективность образовательного процесса в целом, создает оптимальную среду обучения и способствует общему развитию учащихся. Цель – исследовать влияние фундаментальных принципов педагогической психологии на организацию процессов управления в современной школе. Методология, методы и методики. В репрезентативную выборку вошли 96 директоров квалифицированных средних школ в регионе Касабланка-Сеттат в Марокко. Использовалась комбинация двух опросников – TALIS и QADAPS. Для дальнейшего анализа применялись статистический тест ANOVA в программном обеспечении SPSS 28 и Microsoft Office Excel 365. Результаты. Установлено, что 85,5 % школ реализуют программы по разрешению конфликтов, направленные на формирование социально-эмоциональных компетенций у участников взаимодействия. Подавляющее большинство руководителей образовательных организаций (94,6 %) отмечают, что регуляция эмоциональных процессов вносит важный вклад в развитие обучающихся. Кроме того, 72,9 % школ активно внедряют практики сотрудничества, способствующие социально-эмоциональному развитию учащихся. Важно отметить, что 77,1 % административных работников рассматривают психолого-педагогические принципы в качестве фундамента для реализации образовательной миссии учреждения. 84,4% – применяют дифференцированные подходы для удовлетворения особых образовательных потребностей участников образовательного процесса, причем 87,8 % директоров школ интегрируют психологические принципы в образовательную политику и практику. 17,7 % школ проводят политику, способствующую созданию позитивного школьного климата. Научная новизна. Впервые осуществлено изучение воздействия психолого-педагогических принципов на процессы административного управления в системе регионального школьного образования в Марокко. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для интеграции психолого-педагогических принципов в процессЫ управления современной школой.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Актуальность темы определяется социокультурной природой креативности, требующей анализа в профессиональных контекстах. Цель исследования –выявить и сравнить структурные особенности креативного мышления у студентов разных направлений подготовки, определяемые взаимосвязью их креативных ресурсов и экзистенциальных ценностей. Методология, методы и методики. Исследование основано на системно-динамическом подходе, направленном на исследование структуры креативности в единстве с личностной адаптацией в культурном контексте. В выборку вошли 397 студентов различных специальностей, которые были проинформированы о цели исследования и выразили готовность к сотрудничеству. Для диагностики креативного мышления использовались тест Е. П. Торренса и психосемантическая методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями». Статистическая обработка данных выполнена в пакете IBM SPSS Statistics. Результаты и научная новизна. Исследование выявило специфику взаимосвязи между креативными ресурсами личности и самооценкой экзистенциальных ценностей у студентов в зависимости от направленности их профессиональной подготовки. Установлено, что для студентов гуманитарных и социальных специальностей характерна интеграция самооценки ценностей с адаптационными ресурсами креативности, в то время как у студентов технических специальностей наблюдается противопоставление этих компонентов. Впервые установлена качественная неоднородность взаимосвязи креативных ресурсов и экзистенциальной самооценки в зависимости от направленности профессиональной подготовки студентов и выделены четыре типа интеграции: синергия, диссонанс, компенсация и отрицание ценности в структуре «Я». Распределение этих типов имеет отраслевую специфику: для гуманитариев характерен комплекс «синергия-диссонанс-компенсация» при высоком уровне креативности; у будущих специалистов социальной сферы преобладают диссонанс и компенсация; для представителей технической сферы наиболее типично отрицание ценностей в структуре креативных ресурсов. Практическая значимость. Материалы исследования представляют практическую ценность для создания моделей комплексного сопровождения студентов в ходе формирования программ, направленных на оптимизацию взаимосвязи между креативным потенциалом и личностной самооценкой учащихся с акцентом на профессиональную составляющую их подготовки.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Уровень образования в условиях бедности влияет не только на финансовое поведение и доступ к ресурсам, но и на стратегию взаимодействия данной категории граждан с государством и сообществом. Целью исследования является оценка образования как фактора структурирования страты бедных для повышения эффективности мер социальной политики, диагностики групп риска воспроизводства бедности и стигматизации. Методология, методы и методики. К особенностям методологии исследования отнесены анализ роли образования в социальной стратификации в контексте теорий человеческого и социального капитала для многомерного объяснения бедности как стратифицированного и поведенчески вариативного явления, причем механизмы выхода из бедности рассматриваются через интеграцию теорий человеческого и социального капитала в контексте их действия в двух частях социального пространства бедности: институциональной и социально-сетевой. Используемая для анализа база данных сформирована на основе проведенного в июне 2023 г. в Свердловской области опроса населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, с общим числом опрошенных 2 273 человека. В ходе опроса были проведены процедуры, направленные на повышение качества и репрезентативности выборки, включающие широкое географическое распространение анкет, четкий инструктаж анкетеров, постоянную оперативную обратную связь с ними; в ходе последующей обработки данных, на этапе корректировки выборки были исключены анкеты респондентов, в которых были применены те или иные стратегии минимизации усилий (линейное прохождение табличных вопросов, частые пропуски вопросов и др.). Результаты. Установлено, что более высокий уровень образования ведет к значимо большим доходам и расходам, повышается степень удовлетворенности жизнью, понижается длительность пребывания в бедности и уменьшаются задолженности. У респондентов с высшим и средним профессиональным образованием наблюдается более широкий доступ к финансовым инструментам, активное использование мер государственной поддержки, а также большая интеграция в социальное окружение и опора на разнообразные ресурсы. Научная новизна. Новизна подхода исследования состоит в том, что впервые уровень образования рассматривается как стратификационный признак в контексте формируемого им человеческого и социального капитала, что позволяет глубже понять механизмы воспроизводства бедности и определить роль образовательного фактора в снижении рисков попадания в состояние бедности. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке адресных мер социальной политики в РФ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Актуальность исследования обусловлена интенсивным внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различные сектора экономики и социальной сферы России при недостаточной научной проработанности вопросов их интеграции в систему высшего образования. Целью работы является оценка потенциала применения технологий ИИ в российской высшей школе на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта. Методология, методы и методики. Исследование опирается на методологию системного подхода. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов, включающий сравнительный, корреляционный и контент-анализ, систематизацию информации и рейтингование. Результаты. На основе сравнительного анализа практик внедрения ИИ в 36 университетах мира (включая 15 российских) выявлены пять ключевых направлений его использования: управление и аналитика, адаптивное обучение, оптимизация работы преподавателей, организация учебного процесса и поддержка научных исследований. Установлена сильная корреляция (r = 0,92) между количеством вузов с успешными практиками внедрения ИИ в стране и позицией государства в рейтинге Global AI Index. Научная новизна. Впервые осуществлен сравнительный анализ практик внедрения ИИ в ведущих университетах различных стран мира, что позволяет оценить потенциал технологии и восполняет существующий пробел в научных исследованиях по данной тематике. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы вузами для разработки стратегий внедрения ИИ, выявленные наилучшие практики могут использоваться для оценки потенциала технологии в каждом из выявленных направлений использования ИИ.
Введение. Одной из самых сложных задач для учителя являются ученики с двойной исключительностью (twice-exceptionality), чьи противоречивые характеристики затрудняют процесс обучения. Использование новых методов формирования позитивного эмоционального фона и снижения негативных переживаний у данной категории обучающихся представляет собой перспективное направление, способное дополнить существующие методы позитивной психологии. Цель – исследовать влияние когнитивного вмешательства, направленного на формирование осознанности, на повышение эффективности рабочей памяти у саудовских учениц средней школы с двойной исключительностью. Методология, методы и методики. Исследование включало формирование стратегий осознанности у участниц эксперимента с последующим проведением глубинных интервью для оценки восприятия полученных результатов. Измерения проводились на трех этапах: до вмешательства, в середине и после его завершения. Для оценки изменения вербальной рабочей памяти использовался тест «Цифровой диапазон» (Digit Span), для оценки зрительно-пространственной рабочей памяти – тест «Пространственная доска» (Corsi Block-Tapping Test). Результаты. Обнаружены статистически значимые различия (p < 0,05) между экспериментальной и контрольной группами на всех этапах тестирования, что свидетельствует об эффективности используемых методов и в дальнейшем было подтверждено результатами качественного анализа с использованием программного продукта NVivo. Научная новизна. Впервые исследовано влияние стратегий осознанности на когнитивные функции и эмоциональное состояние малоизученной группы обучающихся, часто остающихся за рамками традиционных педагогических исследований. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для разработки специализированных программ для одаренных учащихся, обладающих двойной исключительностью. Даны рекомендации по обучению педагогов методам осознанного подхода к обучению данной категории учащихся.
ISSN 2310-5828 (Online)




























