Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

От подхода к результату: современные векторы в образовании

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-30-56

Аннотация

Введение. Проблема влияния современных педагогических теорий на академические достижения обучающихся остается недостаточно изученной ввиду дефицита масштабных компаративных исследований. Целью данной работы является анализ детерминант эффективности различных педагогических концепций и выявление роли контекстуальной адаптации образовательных программ для оптимизации их результативности. Методология, методы и методики. В основе работы лежит комплексный подход, сочетающий качественные и количественные методы. Сбор данных осуществлялся по пяти направлениям: систематический анализ литературы (n = 243), компаративное изучение образовательных программ (n = 92 из 47 стран), экспертные интервью (n = 47), углубленные кейс-стади (n = 6) и статистический анализ образовательных результатов. Количественные данные анализировались с использованием корреляционного и регрессионного анализа. Результаты. Выявлены три преобладающих теоретических модели: конструктивистская, традиционно-инструктивистская и социокультурная. Каждая из них обладает специфическими преимуществами: развитие критического мышления, повышение результатов стандартизированных тестов и укрепление взаимодействия с сообществом соответственно. Программы, интегрирующие несколько подходов, показали более высокий уровень удержания внимания учащихся, а контекстная адаптация оказалась значимым фактором успеха. Научная новизна исследования заключается в проведении системного анализа и комплексной оценки эффективности современных педагогических теорий. Практическая значимость. По итогам исследования предложен комплекс мер по оптимизации учебных моделей, а именно: совмещение педагогических подходов, локализация учебных программ, усиление автономии преподавателей и дифференциация системы оценки в зависимости от целевых образовательных ориентиров.

Об авторах

А. А. Садыков
Наманганский государственный институт иностранных языков
Узбекистан

Садыков Абдухалил Абдукаххарович – преподаватель кафедры гуманитарных наук и физической культуры

Наманган



З. С. Бабаева
Ташкентский государственный педагогический университет
Узбекистан

Бабаева Зарина Сайфуллаевна – доцент кафедры русского языка и методики преподавания факультета языков

Ташкент



Ш. М. Султонова
Образовательный университет Ренессанс
Узбекистан

Султонова Шохиста Мухаммеджановна – доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии

Ташкент



Б. С. Сиддиков
Ферганский государственный университет
Узбекистан

Сиддиков Бахтиёр Саидкулович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Фергана



М. Э. Юлчиев
Андижанский машиностроительный институт
Узбекистан

Юлчиев Машалбек Эркинович – PhD (филология), доцент кафедры альтернативных источников энергии

Андижан



Список литературы

1. Alexander R.J. A Dialogic Teaching Companion. London: Routledge; 2020. 246 p. doi:10.4324/9781351028226

2. Bernstein B. Pedagogy, Symbolic Control, and Identity: Theory, Research, Critique. Lanham, MD: Rowman & Littlefield; 2000. 229 p. doi:10.1080/14681360100200111

3. Darling-Hammond L. Powerful Learning: What we Know about Teaching for Understanding. San Francisco, CA: Jossey-Bass; 2018. 288 p. doi:10.1080/00131725.2019.1547034

4. Schweisfurth M. Learner-Centred Education. London: Routledge; 2020. 184 p. doi:10.4324/9780429356414

5. Giroux H.A. Pedagogy and the Politics of Hope: Theory, Culture, and Schooling. 2nd ed. New York: Routledge; 2018. 304 p. doi:10.4324/9780429498428

6. Rizvi F. Global interconnectivity and its ethical challenges. Asia Pacific Education Review. 2019;20(2):315–326. doi:10.1007/s12564-019-09596-y

7. Sahlberg P. The global educational reform movement. In: Mundy K., et al., eds. The Handbook of Global Education Policy. Oxford: Wiley-Blackwell; 2016:128–144. doi:10.1002/9781118468005.ch7

8. Tuhiwai Smith L. Decolonizing Methodologies. 3rd ed. London: Zed Books; 2021. 344 p. doi:10.5040/9781350225282

9. Santos B.D.S. The End of the Cognitive Empire. Durham, NC: Duke University Press; 2018. 392 p. doi:10.1215/9781478002017

10. Mcleod S. Vygotsky’s theory of cognitive development. Simply Psychology. 2025. doi:10.5281/zeno-do.15680745

11. Connell R. The Good University: What Universities Actually Do and Why It’s Time for Radical Change. London: Zed Books; 2019. 240 p. doi:10.5040/9781350219076

12. Fosnot C.T. Constructivism: Theory, Perspectives, and Practice. 2nd ed. New York: Teachers College Press; 2013. 284 p.

13. Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E., Waddington D.I., Wade C.A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: a meta-analysis. Review of Educational Research. 2015;85(2):275–314. doi:10.3102/0034654314551063

14. Freeman S., Eddy S.L., McDonough M., Smith M.K., Okoroafor N., Jordt H., et al. Active learning increases student performance in science, engineering, and mathematics. PNAS. 2014;111(23):8410– 8415. doi:10.1073/pnas.1319030111

15. Windschitl M. Framing constructivism in practice. Review of Educational Research. 2002;72(2):131–175. doi:10.3102/00346543072002131

16. Tan C. Comparing High-Performing Education Systems. London: Routledge; 2019. 270 p. doi:10.4324/9781315165967

17. Hirsch E.D. Why Knowledge Matters: Rescuing Our Children from Failed Educational Theories. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2016. 288 p.

18. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. London: Routledge; 2009. 392 p. doi:10.4324/9780203887332

19. Kirschner P.A., Sweller J., Clark R.E. Why minimal guidance during instruction does not work. Educational Psychologist. 2006;41(2):75–86. doi:10.1207/s15326985ep4102_1

20. Meyer H.D., Benavot A. PISA, Power, and Policy: The Emergence of Global Educational Governance. Oxford: Symposium Books; 2013. 335 p. doi:10.15730/books.85

21. Anderson-Levitt K.M. Global flows of competence-based approaches in primary and secondary education. Cahiers de la recherche sur l’éducation et les savoirs. 2017;16:47–72. doi:10.4000/cres.3010

22. Rogoff B. The Cultural Nature of Human Development. Oxford: Oxford University Press; 2003. 448 p.

23. Wenger E. Communities of practice. In: Blackmore C., ed. Social Learning Systems and Communities of Practice. London: Springer; 2010:179–198. doi:10.1007/978-1-84996-133-2_11

24. Gutiérrez K.D., Rogoff B. Cultural ways of learning: individual traits or repertoires of practice. Educational Researcher. 2003;32(5):19–25. doi:10.3102/0013189X032005019

25. Bang M., Warren B., Rosebery A.S., Medin D. Relationality: remaking human-learning relations for thriving in a more than human world. Harvard Educational Review. 2018;88(3):390–415. doi:10.17763/1943-5045-88.3.390

26. López F.A., Scanlan M., Gundrum B. Preparing teachers of English language learners. Education Policy Analysis Archives. 2015;21(20):1–35. doi:10.14507/epaa.v21n20.2013

27. Rosebery A.S., Ogonowski M., DiSchino M., Warren B. Heterogeneity as fundamental to learning. Journal of the Learning Sciences. 2010;19(3):322–357. doi:10.1080/10508406.2010.491752

28. Dochy F., Segers M., Van den Bossche P., Gijbels D. Effects of problem-based learning: a meta-analysis. Learning and Instruction. 2003;13(5):533–568. doi:10.1016/S0959-4752[02]00025-7

29. Klahr D., Nigam M. The equivalence of learning paths in early science instruction. Psychological Science. 2004;15(10):661–667. doi:10.1111/j.0956-7976.2004.00737.x

30. Morgan P.L., Farkas G., Hillemeier M.M., Mattison R., Maczuga S., Li H., Cook M. Minorities are underrepresented in special education. Educational Researcher. 2015;44(5):278–292. doi:10.3102/0013189X15591157

31. Sirin S.R., Rogers-Sirin L. The Educational and Mental Health Needs of Syrian Refugee Children. Washington, DC: Migration Policy Institute; 2015. 32 p.

32. Creswell J.W., Plano Clark V.L. Designing and Conducting Mixed Methods Research. 3rd ed. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications; 2018. 492 p.

33. Archer M., Decoteau C., Gorski P., Little D., Porpora D., Rutzou T., et al. What is critical realism? Perspectives: A Newsletter of the ASA Theory Section. 2016;38(2):4–9. doi:10.1177/0004957116671656

34. Dewey J. Experience and Education. New York: Simon & Schuster; 1997. 96 p. doi:10.1080/00131728609335764

35. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M., et al. The PRISMA 2020 statement. BMJ. 2021;372:n71. doi:10.1136/bmj.n71

36. Fairclough N. Critical Discourse analysis: The Critical Study of Language. 2nd ed. London: Routledge; 2013. 608 p. doi:10.4324/9781315834368

37. Braun V., Clarke V. Reflecting on reflexive thematic analysis. Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2019;11(4):589–597. doi:10.1080/2159676X.2019.1628806

38. Stake R.E. Multiple Case Study Analysis. New York: Guilford Press; 2006. 342 p.

39. Sodiqov A. Mapping theoretical frameworks in global educational initiatives. International Journal of Educational Development. 2023;96:102729. doi:10.1016/j.ijedudev.2023.102729

40. Rahman A., Wilson E. Educational paradigms and program outcomes. Comparative Education Review. 2022;66(3):456–478. doi:10.1086/719935

41. Nguyen L.T., Cortés M. Cultural dimensions of educational sustainability. International Review of Education. 2022;68(1):53–74. doi:10.1007/s11159-021-09934-6

42. Johnson K. Institutional structures and educational sustainability. Journal of Development Studies. 2023;59(4):623–641. doi:10.1080/00220388.2022.2145881

43. Edwards J., Mukhamedov A. Resource allocation patterns in educational initiatives: comparative analysis of budgetary priorities. Economics of Education Review. 2021;82:102124. doi:10.1016/j.econedurev.2021.102124

44. Patel S., Williams R. Sustainability in educational programs: longitudinal analysis. International Journal of Educational Development. 2022;90:102576. doi:10.1016/j.ijedudev.2022.102576

45. Kim J., Sodiqov A. Beyond academic achievement: path analysis of broader social impacts of educational programs. Comparative Education. 2023;59(2):217–239. doi:10.1080/03050068.2022.2156741

46. Ball S.J. The Education Debate. 3rd ed. Bristol: Policy Press; 2017. 242 p. doi:10.2307/j.ctt1t893tk

47. Priestley M., Biesta G., Robinson S. Teacher Agency: An Ecological Approach. London: Bloomsbury Academic; 2016. 200 p. doi:10.5040/9781474295468

48. Cochran-Smith M., Lytle S.L. Inquiry as Stance: Practitioner Research for the Next Generation. New York: Teachers College Press; 2015. 401 p. doi:10.1080/09650792.2016.1154329


Рецензия

Для цитирования:


Садыков А.А., Бабаева З.С., Султонова Ш.М., Сиддиков Б.С., Юлчиев М.Э. От подхода к результату: современные векторы в образовании. Образование и наука. 2025;27(9):30-56. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-30-56

For citation:


Sodiqov A.A., Babaeva Z.S., Sultonova Sh.M., Siddikov B.S., Yulchiev M.E. From approach to outcome: contemporary vectors in education. The Education and science journal. 2025;27(9):30-56. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-30-56

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)