Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

От подхода к результату: современные векторы в образовании

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-30-56

Texto completo:

Resumen

Введение. Проблема влияния современных педагогических теорий на академические достижения обучающихся остается недостаточно изученной ввиду дефицита масштабных компаративных исследований. Целью данной работы является анализ детерминант эффективности различных педагогических концепций и выявление роли контекстуальной адаптации образовательных программ для оптимизации их результативности. Методология, методы и методики. В основе работы лежит комплексный подход, сочетающий качественные и количественные методы. Сбор данных осуществлялся по пяти направлениям: систематический анализ литературы (n = 243), компаративное изучение образовательных программ (n = 92 из 47 стран), экспертные интервью (n = 47), углубленные кейс-стади (n = 6) и статистический анализ образовательных результатов. Количественные данные анализировались с использованием корреляционного и регрессионного анализа. Результаты. Выявлены три преобладающих теоретических модели: конструктивистская, традиционно-инструктивистская и социокультурная. Каждая из них обладает специфическими преимуществами: развитие критического мышления, повышение результатов стандартизированных тестов и укрепление взаимодействия с сообществом соответственно. Программы, интегрирующие несколько подходов, показали более высокий уровень удержания внимания учащихся, а контекстная адаптация оказалась значимым фактором успеха. Научная новизна исследования заключается в проведении системного анализа и комплексной оценки эффективности современных педагогических теорий. Практическая значимость. По итогам исследования предложен комплекс мер по оптимизации учебных моделей, а именно: совмещение педагогических подходов, локализация учебных программ, усиление автономии преподавателей и дифференциация системы оценки в зависимости от целевых образовательных ориентиров.

De los autores

А. Садыков
Наманганский государственный институт иностранных языков
Uzbekistan


З. Бабаева
Ташкентский государственный педагогический университет
Uzbekistan


Ш. Султонова
Образовательный университет Ренессанс
Uzbekistan


Б. Сиддиков
Ферганский государственный университет
Uzbekistan


М. Юлчиев
Андижанский машиностроительный институт
Uzbekistan


Referencias

1. Alexander R.J. A Dialogic Teaching Companion. London: Routledge; 2020. 246 p. doi:10.4324/9781351028226

2. Bernstein B. Pedagogy, Symbolic Control, and Identity: Theory, Research, Critique. Lanham, MD: Rowman & Littlefield; 2000. 229 p. doi:10.1080/14681360100200111

3. Darling-Hammond L. Powerful Learning: What we Know about Teaching for Understanding. San Francisco, CA: Jossey-Bass; 2018. 288 p. doi:10.1080/00131725.2019.1547034

4. Schweisfurth M. Learner-Centred Education. London: Routledge; 2020. 184 p. doi:10.4324/9780429356414

5. Giroux H.A. Pedagogy and the Politics of Hope: Theory, Culture, and Schooling. 2nd ed. New York: Routledge; 2018. 304 p. doi:10.4324/9780429498428

6. Rizvi F. Global interconnectivity and its ethical challenges. Asia Pacific Education Review. 2019;20(2):315–326. doi:10.1007/s12564-019-09596-y

7. Sahlberg P. The global educational reform movement. In: Mundy K., et al., eds. The Handbook of Global Education Policy. Oxford: Wiley-Blackwell; 2016:128–144. doi:10.1002/9781118468005.ch7

8. Tuhiwai Smith L. Decolonizing Methodologies. 3rd ed. London: Zed Books; 2021. 344 p. doi:10.5040/9781350225282

9. Santos B.D.S. The End of the Cognitive Empire. Durham, NC: Duke University Press; 2018. 392 p. doi:10.1215/9781478002017

10. Mcleod S. Vygotsky’s theory of cognitive development. Simply Psychology. 2025. doi:10.5281/zeno-do.15680745

11. Connell R. The Good University: What Universities Actually Do and Why It’s Time for Radical Change. London: Zed Books; 2019. 240 p. doi:10.5040/9781350219076

12. Fosnot C.T. Constructivism: Theory, Perspectives, and Practice. 2nd ed. New York: Teachers College Press; 2013. 284 p.

13. Abrami P.C., Bernard R.M., Borokhovski E., Waddington D.I., Wade C.A., Persson T. Strategies for teaching students to think critically: a meta-analysis. Review of Educational Research. 2015;85(2):275–314. doi:10.3102/0034654314551063

14. Freeman S., Eddy S.L., McDonough M., Smith M.K., Okoroafor N., Jordt H., et al. Active learning increases student performance in science, engineering, and mathematics. PNAS. 2014;111(23):8410– 8415. doi:10.1073/pnas.1319030111

15. Windschitl M. Framing constructivism in practice. Review of Educational Research. 2002;72(2):131–175. doi:10.3102/00346543072002131

16. Tan C. Comparing High-Performing Education Systems. London: Routledge; 2019. 270 p. doi:10.4324/9781315165967

17. Hirsch E.D. Why Knowledge Matters: Rescuing Our Children from Failed Educational Theories. Cambridge, MA: Harvard Education Press; 2016. 288 p.

18. Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Meta-Analyses Relating to Achievement. London: Routledge; 2009. 392 p. doi:10.4324/9780203887332

19. Kirschner P.A., Sweller J., Clark R.E. Why minimal guidance during instruction does not work. Educational Psychologist. 2006;41(2):75–86. doi:10.1207/s15326985ep4102_1

20. Meyer H.D., Benavot A. PISA, Power, and Policy: The Emergence of Global Educational Governance. Oxford: Symposium Books; 2013. 335 p. doi:10.15730/books.85

21. Anderson-Levitt K.M. Global flows of competence-based approaches in primary and secondary education. Cahiers de la recherche sur l’éducation et les savoirs. 2017;16:47–72. doi:10.4000/cres.3010

22. Rogoff B. The Cultural Nature of Human Development. Oxford: Oxford University Press; 2003. 448 p.

23. Wenger E. Communities of practice. In: Blackmore C., ed. Social Learning Systems and Communities of Practice. London: Springer; 2010:179–198. doi:10.1007/978-1-84996-133-2_11

24. Gutiérrez K.D., Rogoff B. Cultural ways of learning: individual traits or repertoires of practice. Educational Researcher. 2003;32(5):19–25. doi:10.3102/0013189X032005019

25. Bang M., Warren B., Rosebery A.S., Medin D. Relationality: remaking human-learning relations for thriving in a more than human world. Harvard Educational Review. 2018;88(3):390–415. doi:10.17763/1943-5045-88.3.390

26. López F.A., Scanlan M., Gundrum B. Preparing teachers of English language learners. Education Policy Analysis Archives. 2015;21(20):1–35. doi:10.14507/epaa.v21n20.2013

27. Rosebery A.S., Ogonowski M., DiSchino M., Warren B. Heterogeneity as fundamental to learning. Journal of the Learning Sciences. 2010;19(3):322–357. doi:10.1080/10508406.2010.491752

28. Dochy F., Segers M., Van den Bossche P., Gijbels D. Effects of problem-based learning: a meta-analysis. Learning and Instruction. 2003;13(5):533–568. doi:10.1016/S0959-4752[02]00025-7

29. Klahr D., Nigam M. The equivalence of learning paths in early science instruction. Psychological Science. 2004;15(10):661–667. doi:10.1111/j.0956-7976.2004.00737.x

30. Morgan P.L., Farkas G., Hillemeier M.M., Mattison R., Maczuga S., Li H., Cook M. Minorities are underrepresented in special education. Educational Researcher. 2015;44(5):278–292. doi:10.3102/0013189X15591157

31. Sirin S.R., Rogers-Sirin L. The Educational and Mental Health Needs of Syrian Refugee Children. Washington, DC: Migration Policy Institute; 2015. 32 p.

32. Creswell J.W., Plano Clark V.L. Designing and Conducting Mixed Methods Research. 3rd ed. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications; 2018. 492 p.

33. Archer M., Decoteau C., Gorski P., Little D., Porpora D., Rutzou T., et al. What is critical realism? Perspectives: A Newsletter of the ASA Theory Section. 2016;38(2):4–9. doi:10.1177/0004957116671656

34. Dewey J. Experience and Education. New York: Simon & Schuster; 1997. 96 p. doi:10.1080/00131728609335764

35. Page M.J., McKenzie J.E., Bossuyt P.M., et al. The PRISMA 2020 statement. BMJ. 2021;372:n71. doi:10.1136/bmj.n71

36. Fairclough N. Critical Discourse analysis: The Critical Study of Language. 2nd ed. London: Routledge; 2013. 608 p. doi:10.4324/9781315834368

37. Braun V., Clarke V. Reflecting on reflexive thematic analysis. Qualitative Research in Sport, Exercise and Health. 2019;11(4):589–597. doi:10.1080/2159676X.2019.1628806

38. Stake R.E. Multiple Case Study Analysis. New York: Guilford Press; 2006. 342 p.

39. Sodiqov A. Mapping theoretical frameworks in global educational initiatives. International Journal of Educational Development. 2023;96:102729. doi:10.1016/j.ijedudev.2023.102729

40. Rahman A., Wilson E. Educational paradigms and program outcomes. Comparative Education Review. 2022;66(3):456–478. doi:10.1086/719935

41. Nguyen L.T., Cortés M. Cultural dimensions of educational sustainability. International Review of Education. 2022;68(1):53–74. doi:10.1007/s11159-021-09934-6

42. Johnson K. Institutional structures and educational sustainability. Journal of Development Studies. 2023;59(4):623–641. doi:10.1080/00220388.2022.2145881

43. Edwards J., Mukhamedov A. Resource allocation patterns in educational initiatives: comparative analysis of budgetary priorities. Economics of Education Review. 2021;82:102124. doi:10.1016/j.econedurev.2021.102124

44. Patel S., Williams R. Sustainability in educational programs: longitudinal analysis. International Journal of Educational Development. 2022;90:102576. doi:10.1016/j.ijedudev.2022.102576

45. Kim J., Sodiqov A. Beyond academic achievement: path analysis of broader social impacts of educational programs. Comparative Education. 2023;59(2):217–239. doi:10.1080/03050068.2022.2156741

46. Ball S.J. The Education Debate. 3rd ed. Bristol: Policy Press; 2017. 242 p. doi:10.2307/j.ctt1t893tk

47. Priestley M., Biesta G., Robinson S. Teacher Agency: An Ecological Approach. London: Bloomsbury Academic; 2016. 200 p. doi:10.5040/9781474295468

48. Cochran-Smith M., Lytle S.L. Inquiry as Stance: Practitioner Research for the Next Generation. New York: Teachers College Press; 2015. 401 p. doi:10.1080/09650792.2016.1154329


Recensión

Para cita:


Sodiqov A.A., Babaeva Z.S., Sultonova Sh.M., Siddikov B.S., Yulchiev M.E. From approach to outcome: contemporary vectors in education. The Education and science journal. 2025;27(9):30-56. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-30-56

Número de consultas: 42


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)