Структура креативного мышления и самооценки экзистенциальных ценностей в контексте профессионализации студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-75-98
Resumen
Введение. Актуальность темы определяется социокультурной природой креативности, требующей анализа в профессиональных контекстах. Цель исследования –выявить и сравнить структурные особенности креативного мышления у студентов разных направлений подготовки, определяемые взаимосвязью их креативных ресурсов и экзистенциальных ценностей. Методология, методы и методики. Исследование основано на системно-динамическом подходе, направленном на исследование структуры креативности в единстве с личностной адаптацией в культурном контексте. В выборку вошли 397 студентов различных специальностей, которые были проинформированы о цели исследования и выразили готовность к сотрудничеству. Для диагностики креативного мышления использовались тест Е. П. Торренса и психосемантическая методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями». Статистическая обработка данных выполнена в пакете IBM SPSS Statistics. Результаты и научная новизна. Исследование выявило специфику взаимосвязи между креативными ресурсами личности и самооценкой экзистенциальных ценностей у студентов в зависимости от направленности их профессиональной подготовки. Установлено, что для студентов гуманитарных и социальных специальностей характерна интеграция самооценки ценностей с адаптационными ресурсами креативности, в то время как у студентов технических специальностей наблюдается противопоставление этих компонентов. Впервые установлена качественная неоднородность взаимосвязи креативных ресурсов и экзистенциальной самооценки в зависимости от направленности профессиональной подготовки студентов и выделены четыре типа интеграции: синергия, диссонанс, компенсация и отрицание ценности в структуре «Я». Распределение этих типов имеет отраслевую специфику: для гуманитариев характерен комплекс «синергия-диссонанс-компенсация» при высоком уровне креативности; у будущих специалистов социальной сферы преобладают диссонанс и компенсация; для представителей технической сферы наиболее типично отрицание ценностей в структуре креативных ресурсов. Практическая значимость. Материалы исследования представляют практическую ценность для создания моделей комплексного сопровождения студентов в ходе формирования программ, направленных на оптимизацию взаимосвязи между креативным потенциалом и личностной самооценкой учащихся с акцентом на профессиональную составляющую их подготовки.
De los autores
Е. КолтуновRussian Federation
В. Грязева-Добшинская
Russian Federation
Ю. Дмитриева
Russian Federation
С. Коробова
Russian Federation
Е. Набойченко
Russian Federation
Referencias
1. Fürst G., Ghisletta P., Lubart T. Toward an integrative model of creativity and personality: theoretical suggestions and preliminary empirical testing. Journal of Creative Behavior. 2016;50:87–108. doi:10.1002/jocb.71
2. Puryear J.S., Kettler T., Rinn A.N. Relationships of personality to differential conceptions of creativity: a systematic review. Psychology of Aesthetics Creativity and the Arts. 2017;11(1):59–68. doi:10.1037/aca0000079
3. Грязева-Добшинская В.Г. Культурный дифференциал креативности: теоретические основания исследований творчества субъектов в динамичной культуре. Психология. Психофизиология. 2024;17(4):34-49. doi:10.14529/jpps240403
4. Грязева-Добшинская В.Г., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Глухова В.А., Набойченко Е.С. Многофакторные модели креативности субъектов: структурный и динамический подходы в психологической диагностике. Образование и наука. 2024;26(9):129–150. doi:10.17853/1994-5639-2024-9-129-150
5. Glaveanu V.P., Hanson M.A., Baer J., Barbot B., Clapp E.B., Corazza G.E., et al. Advancing creativity theory and research: a socio-cultural manifesto. Journal of Creative Behavior. 2019;54(3):741–745. doi:10.1002/jocb.395
6. Xie G., Paik Y. Cultural differences in creativity and innovation: are Asian employees truly less creative than western employees? Asia Pacific Business Review. 2018;25(1):123–147. doi:10.1080/13602381.2018.1535380
7. Glaveanu V.P. A sociocultural theory of creativity: bridging the social, the material, and the psychological. Review of General Psychology. 2020;24(4):335–354. doi:10.1177/1089268020961763
8. Cabra J.F., Guerrero C.D. Regional creativity: cultural and socio-economic differences. Journal of Creativity. 2022;32(2):100022. doi:10.1016/j.yjoc.2022.100022
9. Ge X., Xu C., Furue N., Misaki D., Lee C., Markus H.R. The cultural construction of creative problem-solving: a critical reflection on creative design thinking, teaching, and learning. In: Meinel C., Leifer L., eds. Design Thinking Research. Understanding Innovation. Cham: Springer; 2022:13–40. doi:10.1007/978-3-031-09297-8_15
10. Lebedeva N., Schwartz S.H., Van De Vijver F.J., Plucker J., Bushina E. Domains of everyday creativity and personal values. Frontiers in Psychology. 2019;9:2681. doi:10.3389/fpsyg.2018.02681
11. Федорова А.А. Связь креативности, ценностей и конфликтного поведения сотрудников. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019;16(1):191–204. doi:10.17323/1813-8918-2019-1-191-203
12. Amabile T.M. Componential theory of creativity. In: Kessler E.H., ed. Encyclopedia of Management Theory. London: Sage Publications; 2013:134–139. doi:10.4135/9781452276090.n42
13. Лебедева Н.М., Бушина Е.В. Влияние ценностей и мотивации личности на креативное поведение и отношение к инновациям. Психология в экономике и управлении. 2015;7(1):26–35. doi:10.17150/2225-7845.2015.7(1).26-35
14. Benedek M., Bruckdorfer R., Jauk E. Motives for creativity: exploring the what and why of everyday creativity. The Journal of Creative Behavior. 2020;54(3):610–625. doi:10.1002/jocb.396
15. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва: Смысл; 1999. 432 с. Режим доступа: http://psyberia.ru/book/maslow01.pdf (дата обращения: 03.07.2025).
16. Голубова В.М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности. Фундаментальные исследования. 2015;2(5):1067–1071 Режим доступа: https://fundamental-re-search.ru/ru/article/view?id=36985 (дата обращения: 03.07.2025).
17. Gocłowska M.A., Crisp R.J. How dual-identity processes foster creativity. Review of General Psychology. 2014;18(3):216–236. doi:10.1037/gpr0000008
18. Wang Y., Lau D.C., Kim Y. Are multiple-identity holders more creative? The roles of ambivalence and mindfulness. Journal of Business and Psychology. 2024;39:187–207. doi:10.1007/s10869-022-09868-2
19. Матюшина М.А. Взаимосвязь профессиональной идентичности и креативности у студентов-психологов. Психолог. 2020;3:53–62. doi:10.25136/2409-8701.2020.3.32745
20. Glaveanu V.P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: towards a socio-cultural theory of creative identity. New Ideas in Psychology. 2014;34:12–21. doi:10.1016/j.newidea-psych.2014.02.002
21. Mayer C.-H. Navigating contact zones in 21st century schools: creative identity development in two complex transcultural spaces. Journal of Intercultural Communication. 2021;21(1):19–33. doi:10.36923/jicc.v21i1.3
22. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Колтунов Е.И., Коробова С.Ю., Торцева А.П., Кочкина Д.В. Креативная идентичность: варианты интеграции когнитивных, персональных, социокультурных ресурсов субъектов. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2025;2(1):9–29. doi:10.17323/1813-8918-2025-1-9-29
23. Павлова Е.М., Корнилова Т.В. Триада «толерантность к неопределенности-эмоциональный интеллект-интуитивный стиль» и самооценка креативности у лиц творческих профессий. Психолого-педагогические исследования. 2019;11(1):107–117. doi:10.17759/psyedu.2019110109
24. Козьяков Р.В. Индивидуальная вариативность профессионального креативного мышления. Человеческий капитал. 2023;6(174):125–136. Режим доступа: https://humancapital.su/wp-con-tent/uploads/2023/06/202306_p125-136.pdf (дата обращения: 03.07.2025).
25. Li G., Chu R., Tang T. Creativity self-assessments in design education: a systematic review. Thinking Skills and Creativity. 2024;52:101494. doi:10.1016/j.tsc.2024.101494
26. Eccles J.S., Wigfield A. From expectancy-value theory to situated expectancy-value theory: a developmental, social cognitive, and sociocultural perspective on motivation. Contemporary Educational Psychology. 2020;61:101859. doi:10.1016/j.cedpsych.2020.101859
27. Sun C., Zhou Z., Yu Q., Gong S., Yi L., Cao Y. Exploring the effect of perceived teacher support on multiple creativity tasks: based on the expectancy-value model of achievement motivation. The Journal of Creative Behavior. 2021;55(1):15–24. doi:10.1002/jocb.430
28. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: Иматон; 2006. 171 с.
29. Грязева-Добшинская В.Г., Бакунчик Н.Ю., Глухова В.А., Мальцева А.С. Методика диагностики отношения социальных субъектов к творческой личности. Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2008;33:33–45. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-diagnostiki-otnosh-eniya-sotsialnyh-subektov-k-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 03.07.2025).
30. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Коробова, С.Ю., Глухова В.А. Личностные ресурсы и барьеры инновационного лидерства менеджеров: структурные аспекты мотивации, стиля лидерства, социальной идентичности. Организационная психология. 2023;13(3):9–28. doi:10.17323/2312-5942-2023-13-3-9-28
31. Waples E.P., Friedrich T.L. Managing creative performance: important strategies for leaders of creative efforts. Advances in Developing Human Resources. 2011;13(3):366–385. doi:10.1177/1523422311424713
32. Tan C.S., Lau X.S., Kung Y.T., Kailsan R.A.L. Openness to experience enhances creativity: the mediating role of intrinsic motivation and the creative process engagement. The Journal of Creative Behavior. 2019;53(1):109–119. doi:10.1002/jocb.170
33. Burgmer P., Forstmann M., Stavrova O. Ideas are cheap: when and why adults value labor over ideas. Journal of Experimental Psychology: General. 2019;148(5):824. doi:10.1037/xge0000473
34. Shukla J., Kark R. Now you do it, now you don’t: the mixed blessing of creative deviance as a prosocial behavior. Frontiers in Psychology. 2020;11:313. doi:10.3389/fpsyg.2020.00313
35. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: современное состояние проблемы в психологии. Психология и право. 2020;10(3):86–107. doi:10.17759/psylaw.2020100307
36. Солодихина М.В., Одинцова Н.И. Сравнение навыков критического мышления студентов гуманитарных и естественно-математических направлений подготовки. Образование и наука. 2025;27(5):40–67. doi:10.17853/1994-5639-2025-5-40-67
37. Shao Y., Zhang C., Zhou J., Gu T., Yuan Y. How does culture shape creativity? A mini-review. Frontiers in Psychology. 2019;10:1219. doi:10.3389/fpsyg.2019.01219
38. Lubart T., Thornhill-Miller B. Creativity: an overview of the 7C’s of creative thought. In: Sternberg R.J., Funke J., eds. The Psychology of Human Thought: An Introduction. Heidelberg: Heidelberg University Publishing; 2020:277–305. doi:10.17885/heiup.470.c6678
Recensión
Para cita:
Koltunov E.I., Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Yu.A., Korobova S.Yu., Naboichenko E.S. The structure of creative thinking and the self-assessment of existential values in the context of student professionalisation. The Education and science journal. 2025;27(9):75-98. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-75-98
 
                    
 
        




























 
             
  Enviar este artículo por correo electrónico
            Enviar este artículo por correo electrónico