Роль образования в процессе социальной стратификации бедности
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-99-127
Аннотация
Введение. Уровень образования в условиях бедности влияет не только на финансовое поведение и доступ к ресурсам, но и на стратегию взаимодействия данной категории граждан с государством и сообществом. Целью исследования является оценка образования как фактора структурирования страты бедных для повышения эффективности мер социальной политики, диагностики групп риска воспроизводства бедности и стигматизации. Методология, методы и методики. К особенностям методологии исследования отнесены анализ роли образования в социальной стратификации в контексте теорий человеческого и социального капитала для многомерного объяснения бедности как стратифицированного и поведенчески вариативного явления, причем механизмы выхода из бедности рассматриваются через интеграцию теорий человеческого и социального капитала в контексте их действия в двух частях социального пространства бедности: институциональной и социально-сетевой. Используемая для анализа база данных сформирована на основе проведенного в июне 2023 г. в Свердловской области опроса населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, с общим числом опрошенных 2 273 человека. В ходе опроса были проведены процедуры, направленные на повышение качества и репрезентативности выборки, включающие широкое географическое распространение анкет, четкий инструктаж анкетеров, постоянную оперативную обратную связь с ними; в ходе последующей обработки данных, на этапе корректировки выборки были исключены анкеты респондентов, в которых были применены те или иные стратегии минимизации усилий (линейное прохождение табличных вопросов, частые пропуски вопросов и др.). Результаты. Установлено, что более высокий уровень образования ведет к значимо большим доходам и расходам, повышается степень удовлетворенности жизнью, понижается длительность пребывания в бедности и уменьшаются задолженности. У респондентов с высшим и средним профессиональным образованием наблюдается более широкий доступ к финансовым инструментам, активное использование мер государственной поддержки, а также большая интеграция в социальное окружение и опора на разнообразные ресурсы. Научная новизна. Новизна подхода исследования состоит в том, что впервые уровень образования рассматривается как стратификационный признак в контексте формируемого им человеческого и социального капитала, что позволяет глубже понять механизмы воспроизводства бедности и определить роль образовательного фактора в снижении рисков попадания в состояние бедности. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке адресных мер социальной политики в РФ.
Ключевые слова
Об авторах
Т. С. КозицинаРоссия
Козицина Татьяна Сергеевна – кандидат физико-математических наук, научный сотрудник школы государственного управления и предпринимательства
Екатеринбург
Scopus Author ID 57191351576, WOS J-6732-2015
А. К. Клюев
Россия
Клюев Алексей Константинович – кандидат философских наук, доцент, директор школы государственного управления и предпринимательства
Екатеринбург
Scopus Author ID 57196950473, WOS R-1101-2018
А. П. Багирова
Россия
Багирова Анна Петровна – доктор экономических наук, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и технологии государственного и муниципального управления
Екатеринбург
Scopus Author ID 55361822000, WOS M-7440-2013
Список литературы
1. Клисторин В.И. О бедности в России и в мире. Идеи и идеалы. 2019;11(3-2):264–280. doi:10.17212/2075-0862-2019-11.3.2-264-280
2. Tilak J.B. Education and poverty. Journal of Human Development. 2002;3(2):191–207. doi:10.1080/14649880220147301
3. Khan M.T. Role of education in poverty reduction (a literature review). International Journal of Information, Business and Management. 2015;7(3):124. doi:10.47353/ecbis.v3i2.173
4. Barham V., Boadway R., Marchand M., Pestieau P. Education and the poverty trap. European Economic Review. 1995;39(7):1257–1275. doi:10.1016/0014-2921(94)00040-7
5. Ferguson H.B., Bovaird S., Mueller M.P. The impact of poverty on educational outcomes for children. Paediatrics & Child Health. 2007;12(8):701–706. doi:10.1093/pch/12.8.701
6. Алехин Б.И. Монетарная бедность и образование в России. Финансовый журнал. 2023;15(4):43– 62. doi:10.31107/2075-1990-2023-4-43-62
7. Awan M.S., Malik N., Sarwar H., Waqas M. Impact of education on poverty reduction. International Journal of Academic Research. 2011;3(1):659–664. Accessed August 31, 2025. https://mpra.ub.uni-muenchen.de/31826/
8. Benadusi L. Equity and education. In: Hutmacher W., Cochrane D., Bottani N., eds. In Pursuit of Equity in Education. Dordrecht: Springer; 2001:25–64. doi:10.1007/0-306-47579-0_2
9. Hershock P.D. Education and alleviating poverty: educating for equity and diversity. In: Mason M., Hershock P.D., Hawkins J.N., eds. Changing Education: Leadership, Innovation and Development in a Globalizing Asia Pacific, vol. 20. Dordrecht: Springer; 2007:115–134. doi:10.1007/978-1-4020-6583-5_5
10. Arsani A.M., Ario B., Ramadhan A.F. Impact of education on poverty and health: evidence from Indonesia. Economics Development Analysis Journal. 2020;9(1):87–96. doi:10.15294/edaj.v9i1.34921
11. Panduwinata L.F., Subroto W.T., Sakti N.K. Education in poverty reduction: a systematic literature review. Economics and Business Journal. 2024;3(2):147–156. doi:10.47353/ecbis.v3i2.173
12. Paraschiv C.I. The role of education in poverty alleviation. Theoretical and Applied Economics. 2017;0(special):115–134. Accessed August 31, 2025. https://core.ac.uk/download/pdf/234648043.pdf
13. Khan M.Y., Alvi A.K., Chishti M.F. An investigation on the linkages between poverty and education: a statistical review. Gomal University Journal of Research. 2019;35(1):44–53. Accessed August 31, 2025. http://www.gujr.com.pk/index.php/GUJR/article/view/259
14. Bartik T.J., Hershbein B.J. Degrees of poverty: the relationship between family income background and the returns to education. Upjohn Institute Working Paper. 2018;18(284):1–53. doi:10.17848/wp18-284
15. Shi Z., Qamruzzaman M. Re-visiting the role of education on poverty through the channel of financial inclusion: evidence from lower-income and lower-middle-income countries. Frontiers in Environmental Science. 2022;10:1–17. doi:10.3389/fenvs.2022.873652
16. Bici R., Çela M. Education as an important dimension of the poverty. European Journal of Multidisciplinary Studies. 2017;4(3):88–95. doi:10.26417/ejms.v4i3.p88-95
17. Белопашенцева П.В., Слободенюк Е.Д., Мареева С.В. Объективная и субъективная бедность в России: что принесли последние 20 лет. Вестник Института социологии. 2024;15(4):34–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obektivnaya-i-subektivnaya-bednost-v-rossii-chto-prinesli-poslednie-20-let/viewer (дата обращения: 25.09.2025).
18. Пастухова Е.Я., Бельчик Т.А., Кочнева О.П. Доходы, бедность и потребительские расходы населения регионов: долгосрочные тренды и факторы влияния. Вопросы управления. 2023;3(82):5–18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dohody-bednost-i-potre-bitelskie-rashody-naseleniya-regionov-dolgosrochnye-trendy-i-faktory-vliyaniya/viewer (дата обращения: 25.09.2025).
19. Манаева И.В., Мельников В.В. Бедность, демографическое развитие и экономический рост в российских регионах: оценка взаимосвязи. Проблемы развития территории. 2024;28(4):102– 119. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-demograficheskoe-razvitie-i-eko-nomicheskiy-rost-v-rossiyskih-regionah-otsenka-vzaimosvyazi/viewer (дата обращения: 25.09.2025).
20. Posselt J.R., Grodsky E. Graduate education and social stratification. Annual Review of Sociology. 2017;43(1):353–378. doi:10.1146/annurev-soc-081715-074324
21. Eto Y. Education or tool for social stratification? The Sanyo Review. 2016;22:41–52. Accessed August 31, 2025. https://student.sguc.ac.jp/uploads/page/unit/files/ab8d2be78c1b-354f67905447aae15899.pdf
22. Косарецкий С.Г., Пинская М.А., Груничева И.Г. Проблемы бедности и доступа к образованию. Оценка ситуации в России и международный опыт. Мир России. Социология. Этнология. 2014;23(2):133–153. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-bednosti-i-dos-tupa-k-obrazovaniyu-otsenka-situatsii-v-rossii-i-mezhdunarodnyy-opyt (дата обращения: 31.08.2025).
23. Овчарова Л.Н. Бедность и экономический рост в России. Журнал исследований социальной политики. 2008;6(4):439–456. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-i-eko-nomicheskiy-rost-v-rossii (дата обращения: 31.08.2025).
24. Пишняк А.И., Халина Н.В., Назарбаева Е.А., Горяйнова А.Р. Уровень и профиль хронической бедности в России. Журнал Новой экономической ассоциации. 2021;2(50):56–73. doi:10.31737/2221-2264-2021-50-2-3
25. Ярошенко С.С. «Новая бедность» в России после социализма. Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010;2(2):221–251. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hovaya-bed-nost-v-rossii-posle-sotsializmaa (дата обращения: 31.08.2025).
26. Сорокин П.А. Социальная мобильность. Москва: Academia, LVS; 2005. 588 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002713169/ (дата обращения: 03.08.2025).
27. Мартьянов В.С. Социальная стратификация современных обществ: от экономических классов к рентным группам? Социологические исследования. 2016;10(390):139–148. Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_10/Martyanov.pdf (дата обращения: 31.08.2025).
28. Round J., Kosterina E. The construction of ‘poverty’ in post-Soviet Russia. Perspectives on European Politics and Society. 2005;6:403–434. doi:10.1163/156802505774576507
29. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России. Социологические исследования. 2014;1(357):7–19. Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/3gg-w75731e/144329716.pdf (дата обращения: 31.08.2025).
30. Багирова А.П., Герасимова Е.А., Злоказов А.В., Нешатаев А.В., Чернышева И.В. Свидетельство о регистрации базы данных «Исследование бедности среди граждан трудоспособного возраста в Свердловской области». RU2024620111, 10.01.2024. Заявка N2023625063, 21.12.2023.
31. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А., Гохберг Л.М. Индикаторы образования: статистический сборник. Москва: ИСИЭЗ ВШЭ; 2025. 452 с. doi:10.17323/978-5-7598-3030-6
32. Warren M.R., Thompson J.P., Saegert S. The role of social capital in combating poverty. Social Capital and Poor Communities. 2001;3:1–28. Accessed August 31, 2025. https://www.russellsage.org/sites/default/files/Saegert_chapter1_pdf_0.pdf
33. Jian S. Multidimensional poverty in rural China: human capital vs social capital. Economics. 2025;19(1):20250140. doi:10.1515/econ-2025-0140
34. Hong L., Tisdell C., Fei W. Poverty and its reduction in a Chinese border region: is social capital important? Journal of the Asia Pacific Economy. 2019;24(1):1–23. doi:10.1080/13547860.2019.1591743
35. Yunus S., Zainal S., Jalil F., Sari C.M.A. Correlation of social capital and poverty farmers in Aceh. Humanities and Social Sciences Reviews. 2020;8(1):20–26. doi:10.18510/hssr.2020.813
Рецензия
Для цитирования:
Козицина Т.С., Клюев А.К., Багирова А.П. Роль образования в процессе социальной стратификации бедности. Образование и наука. 2025;27(9):99-127. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-99-127
For citation:
Kozitsyna T.S., Klyuev A.K., Bagirova A.P. The role of education in the social stratification of poverty. The Education and science journal. 2025;27(9):99-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-9-99-127
 
                    
 





























 
             
  Послать статью по эл. почте
            Послать статью по эл. почте