Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Оценка потенциала масштабирования инструментов искусственного интеллекта в высшем образовании: российский и зарубежный опыт

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-128-157

Texto completo:

Resumen

Введение. Актуальность исследования обусловлена интенсивным внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различные сектора экономики и социальной сферы России при недостаточной научной проработанности вопросов их интеграции в систему высшего образования. Целью работы является оценка потенциала применения технологий ИИ в российской высшей школе на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта. Методология, методы и методики. Исследование опирается на методологию системного подхода. Для решения поставленных задач применялся комплекс методов, включающий сравнительный, корреляционный и контент-анализ, систематизацию информации и рейтингование. Результаты. На основе сравнительного анализа практик внедрения ИИ в 36 университетах мира (включая 15 российских) выявлены пять ключевых направлений его использования: управление и аналитика, адаптивное обучение, оптимизация работы преподавателей, организация учебного процесса и поддержка научных исследований. Установлена сильная корреляция (r = 0,92) между количеством вузов с успешными практиками внедрения ИИ в стране и позицией государства в рейтинге Global AI Index. Научная новизна. Впервые осуществлен сравнительный анализ практик внедрения ИИ в ведущих университетах различных стран мира, что позволяет оценить потенциал технологии и восполняет существующий пробел в научных исследованиях по данной тематике. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы вузами для разработки стратегий внедрения ИИ, выявленные наилучшие практики могут использоваться для оценки потенциала технологии в каждом из выявленных направлений использования ИИ.

De los autores

Д. Вавилова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Russian Federation


Е. Касаткина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Russian Federation


Р. Файзуллин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Russian Federation


Referencias

1. Treve M. Integrating artificial intelligence in education: impacts on sStudent learning and innovation. International Journal of Vocational Education and Training Research. 2024;10(2):61–69. doi:10.11648/j.ijvetr.20241002.14

2. Кузьминов Я.И., Кирюшина М.А., Ворочков А.П., Кручинская Е.В. Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта в высшем образовании. М.: НИУ ВШЭ, 2024. 65 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/pubs/share/drect/991726366.pdf?ysclid=m-fqm86vhd4587082048 (дата обращения: 12.07.2025).

3. Huang J., Saleh S., Liu Y. A review on artificial intelligence in education. Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2021;10(3):206. doi:10.36941/ajis-2021-0077

4. Londono H. AI in higher education: overcoming challenges and building the competent institution. Campus Technology. Accessed July 12, 2025. https://campustechnology.com/Articles/2025/01/27/AI-in-Higher-Education-Overcoming-Challenges-and-Building-the-Competent-Institution.aspx

5. Файзуллин Р.В., Отоцкий П.Л., Горлачева Е.Н., Поспелова Е.А., Харитонова Е.С. Сценарии развития рынка труда России с учетом оценки влияния искусственного интеллекта: отраслевой разрез. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции. прогноз. 2025;18(1):170–189. doi:10.15838/esc.2025.1.97.10

6. Поспелова Е.А., Отоцкий П.Л., Горлачева Е.Н., Файзуллин Р.В. Генеративный искусственный интеллект в образовании: анализ тенденций и перспективы. Профессиональное образование и рынок труда. 2024;3(58):6–21. doi:10.52944/PORT.2024.58.3.001

7. Wang L., Chen X., Zhang H. Artificial intelligence in education: a comprehensive review of trends, challenges, and future directions. Computers & Education. 2024. doi:10.59400/fes.v2i3.1379

8. Milicevic V., Koceva Lazarova L., Jordovic Pavlovic M. The application of artificial intelligence in education – the current state and trends. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2024;12(2):259–272. doi:10.23947/2334-8496-2024-12-2-259-272

9. Annus N. Education in the age of artificial intelligence. TEM Journal. 2024;13(1):404–413. doi:10.18421/tem131-42

10. Cedeno M.L.P., Figueroa M.N., Humanante P.M.T., Monroy W.S. Analysis of the application of artificial intelligence in technical and technological training in university education. Revista de Gestao Social e Ambiental. 2024;18(4):e07087. doi:10.24857/rgsa.v18n4-145

11. Crompton H., Burke D. Artificial intelligence in higher education: the state of the field. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2023;20(22). doi:10.1186/s41239-023-00392-8

12. Anyaso K., Anyaso St. Transforming U.S. higher education with artificial intelligence: opportunities, ethical challenges, and strategies for effective implementation. International Journal of Science and Research Archive. 2025;14(03):545–554. doi:10.30574/ijsra.2025.14.3.2290

13. Ryzheva N., Nefodov D., Romanyuk S., Marynchenko H., Kudla M. Artificial intelligence in higher education: opportunities and challenges. Amazonia Investiga. 2024;13(73):284–296. doi:10.34069/ai/2024.73.01.24

14. Zekaj R. AI language models as educational allies: enhancing instructional support in higher education. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2023;22(8):120–134. doi:10.26803/ijlter.22.8.7

15. Chen M. Role of artificial intelligence in marketing automation in China. International Journal of Strategic Marketing Practice. 2024; 6(2):25–35. doi:10.47604/ijsmp.2745

16. Харина О.А. Успешные практики применения технологий искусственного интеллекта в образовательной деятельности. Информационное общество. 2024;2:77–86. doi:10.52605/16059921_2024_02_77

17. Mateos Blanco B., Alvarez Ramos E., Alejaldre Biel L., Parrado Collantes M. Vademecum of artificial intelligence tools applied to the teaching of languages. Journal of Technology and Science Education. 2024;14(1):77. doi:10.3926/jotse.2522

18. Субботина М.В. Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024;24(1):176–183. doi:10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183

19. Сысоев П.В. Искусственный интеллект в образовании: осведомленность, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Высшее образование в России. 2023;32(10):9–33. doi:10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33

20. Тихонова Н.В., Ильдуганова Г.М. «Меня пугает то, с какой скоростью развивается искусственный интеллект»: восприятие студентами искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам. Высшее образование в России. 2024;33(4):63–83. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-4-63-83

21. Григорьев С.Г., Аникьева М.А. Повышение эффективности применения технологий генеративного искусственного интеллекта в образовательной деятельности. Информатика и образование. 2024;39(3):5–15. doi:10.32517/0234-0453-2024-39-3-5-15

22. Vieriu A.M., Petrea G. The impact of artificial intelligence (AI) on students’ academic development. Education Sciences. 2025;15(3):343. doi:10.3390/educsci15030343

23. Onesi-Ozigagun O., Ololade Y.J., Eyo-Udo N.L., Ogundipe D.O. Revolutionizing education through AI: a comprehensive review of enhancing learning experiences. International Journal of Applied Research in Social Sciences. 2024;6(4):589–607. doi:10.51594/ijarss.v6i4.1011

24. Буякова К.И., Дмитриев Я.А., Иванова А.С., Фещенко А.В., Яковлева К.И. Отношение студентов и преподавателей к использованию инструментов с искусственным интеллектом в вузе. Образование и наука. 2024;26(7):160–193. doi:10.17853/1994-5639-2024-7-160-193

25. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Quo vadis? Стратегические ориентиры в развитии искусственного интеллекта и необходимость новой социальной аналитики. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2025;85:112–122. doi:10.17223/1998863X/85/10.

26. Cardona M., Rodriguez R., Ishmael K. Artificial intelligence and the future of teaching and learning: insights and recommendations. Office of Educational Technology. Accessed March 25, 2025. https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc2114121

27. Давыдов С.Г., Матвеева Н.Н., Адемукова Н.В., Вичканова А.А. Искусственный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы развития. Университетское управление: практика и анализ. 2024;28(3):32–44. doi:10.15826/umpa.2024.03.023

28. Дмитриева Н.Е., Санина А.Г., Стырин Е.М. и др. Цифровая трансформация в государственном управлении: коллект. моногр. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики; 2023. 208 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/824160461.pdf (дата обращения: 25.03.2025).

29. Раицкая Л.К., Ламбовска М.Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований. Интеграция образования. 2024;28(114):10–21. doi:10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021

30. Иванченко И.С. Оценка перспектив применения искусственного интеллекта в системе высшего образования. Science for Education Today. 2023;13(4):170–194. doi:10.15293/2658-6762.2304.08

31. Авраменко А.П., Фадеева В.А., Терновский В.В. Опыт интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024;2:55–67. doi:10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-4

32. Токтарова В.И., Ребко О.В. Интеграция искусственного интеллекта в работу педагога: инструменты для педагогического дизайна и разработки образовательных продуктов. Информатика и образование. 2024;39(1):9–21. doi:10.32517/0234-0453-2024-39-1-9-21

33. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Внедрение инструментов искусственного интеллекта в сферу высшего образования: взгляд с позиций социально-институциональной парадигмы общения. Высшее образование в России. 2025;34(6):80–90. doi:10.31992/0869-3617-2025-34-6-80-90


Recensión

Para cita:


Vavilova D.D., Kasatkina E.V., Faizullin R.V. Assessing the scaling potential of artificial intelligence tools in higher education: Russian and international experiences. The Education and science journal. 2025;27(9):128-157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-8-128-157

Número de consultas: 18


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)