Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Патриотизм и гражданская активность в представлениях российской молодежи: опыт социологического анализа

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-124-159

Texto completo:

Resumen

Введение. Актуальность исследования диктуется необходимостью формирования деятельностного патриотического поведения и гражданского участия у подрастающего поколения. Целью статьи является проведение социологической диагностики представлений молодежи о патриотизме, практиках гражданской активности и отношения к гражданству, в том числе с применением кластерного анализа, для выявления групп с наиболее типическим поведением в области патриотизма и гражданственности и последующего определения потенциальных проблемных мест в воспитании гражданина и патриота для внесения обоснованных изменений в воспитательную работу с молодежью. Методология, методы и методики. Методологической основой статьи является комплекс теоретических идей о феномене патриотизма, выделении пассивного, деятельного и слепого типов патриотизма. Для выполнения эмпирического исследования была выбрана количественная методология, дающая основу для проведения кластеризации. Социологический опрос был проведен среди учащихся школ, студентов педагогических вузов и колледжей и молодых педагогов образовательных организаций (n = 16800) посредством онлайн-анкетирования с помощью Яндекс.Форм. Полученные результаты были обработаны с использованием программы для статистической обработки данных SPSS. Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены четыре кластерные группы («активные патриоты», «умеренные патриоты», «неопределившиеся» и «негативисты») с разным отношением к патриотизму и гражданственности, которым в разной степени присущ деятельностный, пассивный и слепой патриотизм. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с результатами российских и международных эмпирических исследований. Сделан вывод о наличии существенной доли молодых людей, принадлежащих к кластерной группе негативистов, для которых характерен патриотический индифферентизм и которые не могут полностью принять нормы и ценности российского общества. Обозначена проблема, состоящая в появлении групп молодежи, которые не могут успешно реализовать свои жизненные планы и потенциально находятся в зоне риска формирования радикальных настроений. Практическая значимость. Сделанные заключения имеют как теоретическое, так и практическое значение для совершенствования организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, могут быть полезны организаторам работы с молодежью практически в образовательных учреждениях любого уровня, а также в социально ориентированных некоммерческих организациях, занимающихся патриотическими и гражданскими проектами.

De los autores

Н. Склярова
Московский педагогический государственный университет
Russian Federation


М. Литвиненко
Московский педагогический государственный университет
Russian Federation


Е. Луцькая
Московский педагогический государственный университет
Russian Federation


О. Белоусова
Московский педагогический государственный университет
Russian Federation


Referencias

1. Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания. Социологический журнал. 1999;1/2:27–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-patriotizma-esse-po-sotsiologii-znaniya/viewer (дата обращения: 07.07.2025).

2. Nussbaum M.C. Patriotism and cosmopolitanism. Boston Review. 1994. Accessed August 15, 2025. https://oneworlduv.com/wp-content/uploads/2011/06/patriotism_cosmopolitanism.pdf

3. Nussbaum M.C. Teaching patriotism: love and critical freedom. University of Chicago Law Review. 2012;79(1):215–251. Accessed August 15, 2025. https://lawreview.uchicago.edu/sites/default/files/09%20Nussbaum%20SYMP.pdf

4. Erez L., Laborde C. Cosmopolitan patriotism as a civic ideal. American Journal of Political Science. 2020;64(1):191–203. doi: 10.1111/ajps.12483

5. Vidmar Horvat K. Cosmopolitan patriotism. In: Sardoč M., ed. Handbook of Patriotism. Cham: Springer; 2017:1–14. doi: 10.1007/978-3-319-30534-9_36-1

6. Peng G. Rethinking nationalism, patriotism, and cosmopolitanism: a Confucian perspective. Journal of Confucian Philosophy and Culture. 2019;32:99–116. doi: 10.22916/jcpc.2019..32.99

7. Simicskó I. The challenges and tests faced by patriotism in the 21st century. Hungarian Defence Review. 2020;2:83–91. doi: 10.35926/HDR.2020.2.5

8. Ефимов В.Ф. Отражение историко-философских идей патриотизма в современном образовании. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016;45(1):90–95. Режим доступа: https://vestnik.chgik.ru/vestnik-chelyabinskoy-gosudarstvennoy-akademii-kulturyi-i-iskusstv-2016-1-45/?ysclid=mg9b2lirzi762575097 (дата обращения: 08.07.2025).

9. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе. Гуманитарий Юга России. 2017;23(1):42–59. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskiy-patriotizm-o-sovmestimosti-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-obschestve/viewer (дата обращения: 10.07.2025).

10. Лубский А.В., Колесникова Е.Ю. Патриотизм и гражданственность в молодежной среде на юге России: парадигмы социологических исследований. Гуманитарий Юга России. 2018;7(5):174–183. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-grazhdanstvennost-v-molodezhnoy-srede-na-yuge-rossii-paradigmy-sotsiologicheskih-issledovaniy/viewer (дата обращения: 12.07.2025).

11. Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме. Гуманитарий Юга России. 2019;8(36):47–66. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-i-grazhdanstvennost-v-rossiyskom-obschestve-ili-kak-preodolet-defitsit-grazhdanstvennosti-v-rossiyskom-patriotizme?ysclid=mg9bb7o27f279649833 (дата обращения: 12.07.2025).

12. Алексеенок А.А., Исаев А.В., Наливайко К.В. Патриотизм как основа гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Среднерусский вестник общественных наук. 2024;19(3):177–203. doi: 10.22394/2071-2367-2024-19-3-177-203

13. Маленков В.В. Образ патриотизма и гражданско-патриотические ориентации молодежи. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022;22(1):60–65. doi: 10.18500/1818-9601-2022-22-1-60-65

14. Узгорок М.Ю. Основные факторы формирования гражданственности и патриотизма в современных условиях. Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021;2:90–93. Режим доступа: https://www.openrepository.ru/article?id=725431&ysclid=mg9bow6z79481519807 (дата обращения: 14.08.2025).

15. Othman I.W., Hamid J.A., Esa M.S. The practise of patriotism as citizen appreciation element: maintaining the integration of unity and togetherness in the face of Covid-19. International Journal of Law, Government and Communication. 2022;7(29):578–599. doi: 10.35631/IJLGC.729040

16. Ersoy A.F., Öztürk F. Patriotism as a citizenship value: perceptions of social studies teacher candidates. Elementary Education Online. 2015;14(3):974–992. doi: 10.17051/io.2015.85864

17. Krebs R.R., Ralston R., Balzacq T., Blagden D., Shenhav S.R., Steinbrecher M. Citizenship traditions and cultures of military service: patriotism and paychecks in five democracies. Armed Forces & Society. 2024. doi: 10.1177/0095327X241275635

18. Mukhtarova Sh.M., Pazylbek B.K. Patriotism as а condition of formation of person’s civic identity. Vestnik Karagandinskogo universiteta, serija “Pedagogika” = Bulletin of the Karaganda University. Pedagogy Series. 2020;99(3):25–32. doi: 10.31489/2020Ped3/25-32

19. Yang J., Hoskins B. Does university have an effect on young people’s active citizenship in England? Higher Education. 2020;80:839–856. doi: 10.1007/s10734-020-00518-1

20. Anderson L.W. Civic education, citizenship, and democracy. Education Policy Analysis Archives. 2023;31(103). doi: 10.14507/epaa.31.7991

21. Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников. Социологические исследования. 2019;8:75–83. doi: 10.31857/ S013216250006163–2

22. Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации. Социологические исследования. 2017;2:67–73. Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2017/2017_2/Khaly.pdf (дата обращения: 17.07.2025).

23. Гадаев В.Ю., Гадаев Р.В. Патриотизм и молодежь. Махачкала: АЛЕФ; 2019. 184 с. Режим доступа: https://pedkitchen.chspu.ru/storage/documents/monographs/monografiia-patriotizm-i-molodez_1701694810.pdf (дата обращения: 15.08.2025).

24. Гаврилова А.О. Деятельностный патриотизм как фактор развития творческих способностей подростка. Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2015;5:34–39.

25. Решетников В.А., Решетникова Е.В. Деятельностный патриотизм как социокультурный феномен. Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020;32:50–60. doi: 10.26516/2304-1226.2020.32.50

26. Щербакова Л.И., Филоненко В.И. Деятельный патриотизм как фактор творческого развития российской молодежи в условиях изменяющейся социальной реальности: противоречия формирования. Власть. 2019;1:112–119. doi: 10.31171/vlast.v27i1.6237

27. Schatz R.T. A review and integration of research on blind and constructive patriotism. In: Sardoč M., ed. Handbook of Patriotism. Cham: Springer; 2020:613–633. doi: 10.1007/978-3-319-54484-7_30

28. Васильева С.В., Микляева А.В. Конструктивный и слепой патриотизм подростков: вклад возраста, пола и типа образовательного учреждения. Психология человека в образовании. 2024;6(2):143–157. doi: 10.33910/2686-9527-2024-6-2-143-157

29. Elban M., Aslan S. The role of constructive patriotism in the relationship of basic human values and active citizenship for emerging adults in Türkiye. BMC Psychology. 2023;11(1):206. doi: 10.1186/s40359-023-01233-z

30. Hamada T., Shimizu M., Ebihara Ts. Good patriotism, social consideration, environmental problem cognition, and pro-environmental attitudes and behaviors: a cross-sectional study of Chinese attitudes. Research Article SN Applied Sciences. 2021;3:361. doi: 10.1007/s42452-021-04358-1

31. Simić A. Being critical is innovative: constructive patriotism and collective actions are related to social entrepreneurship intentions. Social Psychological Bulletin. 2024;19:12705. doi: 10.32872/spb.12705

32. Беловол Е.В., Мелков С.В., Пучкова Е.Б. и др. Теоретические подходы к разработке и апробации опросника «Профиль гражданской идентичности личности». Педагогика и психология образования. 2021;4:101–123. doi: 10.31862/2500-297X-2021-4-101-123

33. Кульбачевская О.В. Патриотизм молодежи как стратегический ресурс развития России: потенциал, вызовы, риски. Вестник антропологии. 2023;4:20–36. doi: 10.33876/23110546/2023-4/20-36

34. Гуляева Л.В., Ефимова Г.З. Сравнительное исследование патриотических ориентаций молодежи: региональная специфика. Siberian Socium. 2018;2(1):53–73. doi: 10.21684/25878484-2018-2-1-53-73

35. Hu Y., Zhang H., Zhang W., Li Q., Cui G. The influence of gratitude on patriotism among college students: a cross-sectional and longitudinal study. Frontiers in Psychology. 2024;15:1278238. doi: 10.3389/fpsyg.2024.1278238

36. Faiz M., Karasu Avci E. The patriotic attitudes of the prospective teachers. International Journal of Psychology and Educational Studies. 2020;7(1):124–134. doi: 10.17220/ijpes.2020.01.012

37. Altıkulaç A., Yontar A. Nationalism, patriotism and global citizenship: a comparison in between the social studies teacher candidates in the US and Turkey. International Journal of Education & Literacy Studies. 2019;7(4):115–123. doi: 10.7575/aiac.ijels.v.7n.4p.115

38. Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России. Социологические исследования. 2016;5:44–53. Режим доступа: https://socis.isras.ru/files/File/2016/2016_5/44_53_Sanina.pdf (дата обращения: 15.08.2025).

39. Дружинин А.М. Интернет-коммуникации в гражданском обществе: методологический анализ. Информационное общество. Режим доступа: 2017;3:24–29. https://elibrary.ru/item.asp?id=30753872&ysclid=mge8tbgmxv608256144 (дата обращения: 14.07.2025).


Recensión

Para cita:


Sklyarova N.Yu., Litvinenko M.P., Lutskaya E.E., Belousova O.I. Patriotism and civic engagement in the perceptions of Russian youth: insights from a sociological analysis. The Education and science journal. 2025;27(10):124-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-10-124-159

Número de consultas: 146


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)