ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-146-156
Аннотация
Цель. В статье излагается вариант решения одной из проблем психолого-педагогического сопровождения студентов на начальном этапе их адаптации к обучению в вузе. Такое сопровождение в обязательном порядке включает диагностику психологического состояния учащихся, которая в традиционном виде требует значительных затрат сил и времени как преподавателей, так и первокурсников. Продемонстрирована возможность устранения этого недостатка.
Методы и методики исследования. Для выявления параметров адаптации учащихся к обучению в высшей школе использовались методики определения личностного дифференциала, психологической удовлетворенности в различных жизненных сферах и модифицированная методика Скляйна, описание которой можно найти в трудах К. Роджерса. Отношение студентов к исследованию выяснялось в ходе анонимного анкетирования.
Результаты. Анализ результатов анкетирования показал, что, несмотря на положительное отношение к психологическим исследованиям большинства респондентов, существует явное или скрытое нежелание некоторой их части участвовать в опросах и тестировании, обусловленное среди прочего трудоемкостью и продолжительностью этих процедур. Представлена альтернатива утомительным измерениям показателей адаптации учащихся к обучению в вузе – экспресс-диагностики, сокращающие время мониторинга и позволяющие сделать его интересным для студентов. При сопоставлении данных, полученных при помощи методики «Личностный дифференциал» и методики Скляйна, выяснено, что они на вербальном и невербальном уровнях исследуют одно и то же явление: соотношение «Я»-реального и «Я»-идеального личности. Однако если создание вербализованных формулировок отношения человека к тому, какой он есть, и к тому, каким он хочет быть, может вызывать затруднения у испытуемого, то невербальная диагностика, обращенная к подсознанию, не только более проста, но и более точно отражает психологическое состояние человека.
Научная новизна. Предложена модификация методики Скляйна, соответствующей основам личностно-центрированного подхода к психолого-педагогическому сопровождению и расширяющей ее возможности за счет скорости и необременительности оценки эмоционального состояния личности.
Практическая значимость. Своевременное выявление трудностей, которые испытывают студенты, приступая к обучению в вузе, помогает совершенствованию учебного процесса. Эффективность и достоинство применения невербальной экспресс-диагностики заключается и в том, что она создает условия для включения в исследование студента как субъекта этой деятельности и позволяет непосредственно после ее проведения обсудить с учащимся полученные результаты.
Об авторе
Ольга Александровна МолоковаРоссия
кандидат биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности
Список литературы
1. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: методическое пособие для школьных психологов. Псков: Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 1997. 68 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. С.-Петербург: Питер-Ком, 1999. 528 с.
3. Красильников И. А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация. Саратов: Саратовский университет, 2007. 110 с.
4. Люшер М. Цвет вашего характера. Москва: Рипол-Классик, 1997. 240 с.
5. Молокова О. А., Ушева Т. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение студентов на этапе адаптации к обучению в лингвистическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 101–107.
6. Молокова О. А., Булнаева А. Ф., Каминская И. В., Никулина Т. И., Погодаева М. В. Учебная и социально-психологическая адаптация студентов лингвистического университета // Проблемы образовательной и социально-психологической адаптации молодежи в г. Иркутске: материалы научно-практической конференции, Иркутск, 19 ноября 2010 г. Иркутск: ИГЛУ, 2010. С. 51–57.
7. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Москва: Эксмо, 2010. 368 с.
8. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Москва: Московский университет, 1987. 304 с.
9. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. Москва: Аспект-Пресс, 2000. 607 с.
10. Подлиняев О. Л., Молокова О. А. Личностно-центрированный подход как основа сопровождения студентов на этапе адаптации к обучению в вузе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 153–159.
11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс-Универс, 1994. 480 с.
12. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30-е–60-е годы XX века) / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. Москва: Московский университет, 1986. С. 200–230.
13. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Институт психотерапии, 2002. 490 с.
14. Argyle M. The Psychology of Interpersonal Behaviour. London, 1978. 384 p.
Рецензия
Для цитирования:
Молокова О.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ. Образование и наука. 2015;(10):146-156. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-146-156
For citation:
Molokova O.A. PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF STUDENTS ADAPTATION TO UNIVERSITY STUDIES. The Education and science journal. 2015;(10):146-156. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-10-146-156